«У каракулей нет авторства». Как в Казани копируют граффити и дизайн
Стрит-арт неразрывно связан с анонимностью и работой в нелегальном поле, но, как это ни парадоксально, это не значит, что сами произведения художников не оберегает закон. Практика судов вокруг плагиата граффити пока еще не добралась до России, но вот взаимные обвинения в копировании уже сыпятся как из рога изобилия. «Инде» собрал четыре скандальных случая, возникших на стыке стрит-арта и копирайта.
Дело № 1
Что:
Рисунки на стене
Где:
«Лось Лосось»
Суть:
Казанский художник Macho Pancho утверждает, что дизайнер, которого наняли владельцы заведения, скопировал его работу
оригинал | копия |
Macho Pancho
художник
Недавно мне позвонила подруга и похвалила за работу в баре «Лось Лосось». Я вначале немного опешил, но, когда получил фотографии, понял, что мою работу скопировали. Недавно я был рядом и решил зайти, расспросить управляющего об этом. Он рассказал, что дизайнер интерьера предложил им такой вариант росписи, владельцев заведения он устроил. Было видно, что вопрос про оформление им задают не первый раз и всем нравится именно эта стена. Я хотел договориться о компенсации, но управляющий не стал даже слушать и заявил, что я ничего не понимаю в авторском праве и не могу ни на что рассчитывать: «У каракулей нет авторства».
Оригинальную работу я нарисовал на фестивале «30 граней тебя», который проходил в сентябре в парке Горького. И, видимо, кто-то прям там и «вдохновился». Я уверен, что это копия, потому что если внимательно сравнивать работы, то можно заметить совпадения даже в ошибках и помарках, которые были частью моей импровизации.
Инна
управляющая баром
К нам миллион раз обращались сумасшедшие и обвиняли нас в том, что мы копируем какие-то наскальные рисунки. С нашей стороны никаких нарушений нет.
Дело № 2
Что:
Граффити «Девочка Мира»
Где:
На фасаде «Тасмы» в Кировском районе
Суть:
Все тот же Macho Pancho обвиняет граффити-райтера Sly Dog в плагиате работы польской художницы Натальи Рак
оригинал | копия |
Macho Pancho
художник
Я не хочу обидеть Sly Dog, он довольно опытный художник, но за деньги готов нарисовать все, что попросит заказчик. Да, все творцы, писатели, художники копируют и перенимают что-то извне, никто не может придумать что-то из ничего. Но учиться самовыражаться нужно — смешивать стили, переосмыслять чужие работы, искать что-то свое.
Sly Dog
граффити-райтер
Я не вижу ничего плохо в заимствованиях. Порой у меня спрашивают, откуда я беру идеи для своих рисунков, — вдохновение от других работ. Любой художник скажет, что увиденное им влияет на его работы.
Девочка Мира на фасаде «Тасмы» — это коммерческий проект. Администрация Кировского и Московского районов обратилась ко мне с уже готовой идеей. Точнее, просто показали граффити польского художника и сказали, что хотят, чтобы я нарисовал такое же. Я согласился, понимая, что это будет плагиат. Но надо сказать, что, во-первых, я оставил только идею, а сам стиль рисовки мой — узнаваемый, тяготеющий к комикс-формату. Во-вторых, разве облик района не выиграл от этого?
Дело № 3
Что:
Леттеринг настенного меню
Где:
Кондитерская-пекарня Pigeon на Московской
Кто:
Художник-каллиграфист Булат Хасаншин утверждает, что кафе Pigeon копировало шрифты и леттеринг, которые он делал в другом заведении этой же сети кофеен
оригинал | копия |
Булат Хасаншин
художник-каллиграфист
Год назад я работал в одной дизайнерской студии. Хозяева первой кофейни Pigeon на Абсалямова заказали у нас дизайн, и меня послали сделать настенное меню с оригинальными шрифтами. Потом через некоторое время увидел свои же шрифты в другом заведении этих же ребят. Но ничего не стал предпринимать, потому что понимал, что, скорее всего, у них есть права использовать весь дизайн, который они заказали у студии. Обидно только, что попросили не меня нарисовать это же меню в другой кофейне. Скопировала какая-то художница, не указав мое авторство, — хоть право на распоряжение дизайном и принадлежит студии, автором я остался, но мое имя исключили.
Артур
хозяин Pigeon
С юридической точки зрения, на момент разработки шрифтов Булат работал в студии, у которой мы заказывали дизайн, поэтому вся интеллектуальная собственность принадлежит его работодателю. Никакой проблемы я тут не вижу и считаю, что надписи хоть и похожи, но не идентичны.
Дело № 4
Что:
Граффити «Тупак / Тукай», оригинал которого появился в Казани в 2013 году
Где:
Копия появилась в бургерной Meatroom на Университетской
оригинал | копия |
Суть: Граффити, которое сегодня можно увидеть в бургерной Meatroom, изначально нарисовал французский артхаусный режиссер Аттранж (так он представлялся местной прессе, неизменно добавляя, что он близкий друг художника Бэнкси), который пять лет назад проплыл по Казанке 200 километров, снимая документальный фильм о жизни в татарских деревнях. В Казани Аттранж рисовал трафаретное граффити, рифмующее главного татарского поэта и легендарного гангста-рэпера, — например на фасаде УНИКСа. Дольше всего рисунок продержался на улице Университетской рядом с «Хинкальной» — кажется, что стерли его только недавно.
Аттранж
режиссер
Такое сообщение Аттранж прислал в редакцию «Инде» — оставим его без комментариев.
сотрудник бургерной Meatroom
В нашем первом заведении уже есть постеры на татарстанскую тематику. Оформление мы делаем сами, используя татарстанские мотивы — портреты лидеров республики в стиле поп-арт, граффити с татарской айдентикой и так далее. Автора граффити «Тупак / Тукай» мы и сами рады бы узнать, но, насколько нам известно, он хранит анонимность. Похожее граффити было нарисовано в Казани года два-три назад на доме в Московском районе. Как только станет известна личность автора, мы обязательно укажем его имя под граффити.
Комментарий юриста:
Роза Ситдикова
доктор юридических наук, профессор кафедры предпринимательского и энергетического права юридического факультета КФУ
Вопрос авторства в искусстве как никогда актуален: недавно в судебной практике появились случаи, расширяющие правомерное заимствование, но четкого регулирования пока нет, к сожалению. Строго с юридической точки зрения само понятие «плагиат» раскрывается статьей 146 Уголовного кодекса — присвоение авторства, то есть заимствование чужого произведения. Но есть законом установленные случаи, когда разрешается заимствование произведений или их частей. К примеру, в учебных, информационных или культурных целях. В случае с изобразительным искусством рисование квалифицируется как воспроизведение, то есть создание копий. Это может быть законным действием, если копия сделана с разрешения автора.
В каждом случае нужно рассматривать отдельно, что копируется и как копируется. Возможны варианты пародии или, например, отдельные произведения по мотивам другого произведения, тогда заимствование считается законным. Иногда люди, скопировавшие какие-то произведения, оправдывают себя тем, что не планируют из получившегося извлекать выгоду, однако это оправдание не является законным.
В юридической практике при авторских спорах устанавливается тождественность произведений. Если ее устанавливают, то тогда скопировавший оригинал гражданин понесет наказание, в зависимости от объема заимствований. Экспертиза для определения тождественности не обязательна — иногда копирование заметно невооруженным глазом. Но если возникает спор, тогда начинается судебное разбирательство и, возможно, судья назначит экспертизу, но нужно помнить, что судья наделен правом самостоятельно определять тождественность.
Если вам известны другие случаи плагиата граффити и дизайна в Татарстане, присылайте свои истории на hello@inde.io