Что читать в октябре: заветы сирийских мистиков, автофикшен Еганы Джаббаровой, размышления Вернера Херцога
«„Зритель, будь активен!“ Как музеи рассказывали об искусстве в 1920–1930-е годы». Андрей Ефиц, издательская программа музея «Гараж»
Самая нескучная за последний год (по нашему мнению) российская книга про музеи — о том, как институции в СССР, США и странах Европы рассказывали об искусстве между двумя мировыми войнами. Открытие эвакуированных коллекций, финансовый кризис, массовое образование и политические изменения вынуждали музеи отказываться от консерватизма в пользу масс. Тогда возникла проблема со зрителями: чаще они выбирали поход на футбол и в кино. Рабочие и учащиеся не понимали, зачем выставляют посуду, обрывки ткани и почему у статуй отбиты носы. Андрей Ефиц рассказывает, как музеи перерождались в новых условиях и объясняли, зачем они вообще нужны.
«Я — Казань. Как устроен город». Софья Милье, Алиса Юфа, МИФ
Детская книга, написанная от лица Казани, начинается со слов «Меня зовут Казань, и я — город. Мне уже больше тысячи лет, представляешь?» А далее следуют увлекательные рассказы об архитектуре и урбанистике, истории и экологии города, парках и скверах, спорте и культуре. Внутри есть отдельная карта с маршрутом-квестом для прогулки, а еще задания и раскрывающиеся развороты, которые наглядно показывают этапы создания общественных пространств.
В книге город сам рассказывает, как развивался в течение тысячи лет, проводит читателей по самым интересным местам и знакомит с культурой Татарстана. Культурный Кот, Зилант, Снежный барс и другие герои помогают понять, как сохранить культурное наследие, зачем в Казани существуют зеленые зоны, сколько функций бывает у зданий и как построить набережную.
«Стенка на стенку. Казанский феномен подростковых группировок». Любовь Агеева, АСТ
Любовь Агеева была очевидцем и участницей событий конца 1970-х — 1990-х годов, когда в Татарстане формировались и укрупнялись преступные группировки. Работая в газете «Вечерняя Казань», она одной из первых среди журналистов начала рассказывать о «казанском феномене». В новой книге, изданной «АСТ» осенью, Агеева пытается понять, почему расцвет подросткового криминала произошел именно в Казани. Предыдущая работа писательницы «Казанский феномен: миф и реальность» вышла в 1991 году. Эта же состоит не просто из переизданных старых текстов, а из аналитических обзоров и интервью с казанцами, которые вспоминают прошлое.
«Цена разрушения. Создание и гибель нацистской экономики». Адам Туз, Издательство Института Гайдара
В 2006 году английский историк Адам Туз составил радикально новое описание Второй мировой войны, уделив ключевое внимание экономике и поставив ее в один ряд с расовыми отношениями и политикой. Автор выдвигает мнение, что принципиальную роль в мировоззрении Гитлера играло интуитивное понимание глобальных экономических реалий.
По его словам, Гитлер предвидел становление нового мира, в котором Европа будет подчинена Америке, поэтому хотел создать европейское сверхгосударство во главе с Германией. Книга о вставшей на военные рельсы экономике Третьего рейха и травме немецкого общества после Первой мировой войны переиздается в России уже в третий раз.
«Сирийские мистики о любви, страхе, гневе и радости». Максим Калинин, Филипп Дзядко, «Альпина»
Книга о философии сирийских мистиков — христианских мудрецов, живших на Ближнем Востоке более тысячи лет назад, — построена в форме диалога и разделена на главы, где рассматриваются природа зла, любовь к людям, чувство вины, выгорание, критика, страх, успех, радость. Работа понравится слушателям популярного подкаста Arzamas «Отвечают сирийские мистики». Именно ее авторы, филологи Максим Калинин и Филипп Дзядко написали текст.
«Будущее правды». Вернер Херцог, Individuum
Немецкий документалист рассуждает о роли правды в эпоху фейков, информационной войны и искусственного интеллекта. Основой для размышлений стал анализ мировой истории: читатель узнает мысли Херцога об эпохе постправды, истине искусства и многом другом.
«История российских компьютерных игр. 1971–2024». «Белое яблоко»
Российские компьютерные игры возникли примерно в то же время, когда появились приставки «Денди» и настоящие ПК. За это время сфера обросла своими героями, антагонистами, хитами и провалами. Авторы книги собрали 27 рассказов участников российского геймдева: создателей «Тетриса», «Ил-2 Штурмовик», «Мор. Утопии», «Смуты» и многих других тайтлов.
«Дуа за неверного». Егана Джаббарова, НЛО
Новая книга поэтессы и писательницы Еганы Джаббаровой, известной благодаря роману «Руки женщин моей семьи были не для письма». Как и в дебютной прозе, в «Дуа за неверного» авторка обращается к истории собственной семьи, однако в этот раз в центре повествования — биография ее погибшего сводного брата Сергея. Пытаясь восстановить его историю, Джаббарова обращается к историческому контексту страны 1990–2000-х, осмысляя важные для нее темы национальной, культурной и религиозной идентичности. Одновременно с этим взгляд на судьбу погибшего брата служит актом любви и памяти, помогает связать события его и своей жизни и преодолеть культурный, религиозный и бытийный разрыв.
«Голос в темноте». Реко Секигути, Ad Marginem
Реко Секигути — японская поэтесса и французская эссеистка, автор книг «Нагори» и кулинарной хроники «961 час в Бейруте», пишущая о том, как устроено время и как мы с ним «договариваемся». В новой работе Секигути продолжает рефлексировать о связи прошлого и настоящего. Переживая смерть дедушки, Реко анализирует человеческий голос, запечатлевающий материальное и нематериальное. Она разбирается в том, что он значит для нас теперь, когда коммуникация все чаще происходит с помощью аудиозаписей.
Фото: 1 — Garagemca.org/ru; 2 — Chitai-gorod.ru; 3 — Chitai-gorod.ru; 4 — Vk.com; 5 — Chitai-gorod.ru; 6 — Chitai-gorod.ru; 7 — Vk.com; 8 — Vk.com; 9 — Admarginem.ru