Burger
Архитектурный ликбез. Девять конструктивистских сооружений в Казани
опубликовано — 19.01.2018
logo

Архитектурный ликбез. Девять конструктивистских сооружений в Казани

Полукруглая баня, Дом печати как в Баку, легендарный Мергасовский и другая уходящая натура

Мы уже рассказывали про казанский модерн и мечети, теперь пришло время для стиля, чье значение стали понимать совсем недавно. У архитектуры конструктивизма в Казани, как и во всей стране, сложная судьба — ценность раннесоветских объектов, выполненных в «коробочном стиле», для многих до сих пор неочевидна, поэтому часто здания уничтожаются под эгидой борьбы с ветхостью. За последние 20 лет в Казани исчезли Дворец культуры в Кировском районе, здание инфекционной больницы на улице Вишневского; жилые дома на Тукая (№ 83−85, 87−89), перестроенные в 1930-е годы в конструктивистском духе, были отреставрированы в эклектичном облике XIX века. В новом выпуске рубрики «Архитектурный ликбез» «Инде» попытался рассказать обо всех уцелевших значимых казанских зданиях в стиле конструктивизм.


Что такое конструктивизм

(По книге Нияза Халита и Наили Альменовой-Халит «Стили и формы татарской архитектуры Казани 1920-х — начала 1960-х годов», Татарское книжное издательство, 2016)

Теоретические основы советского конструктивизма разрабатывала московская группа ОСА (Объединение современных архитекторов), куда вошли Моисей Гинзбург (автор дома Наркомфина в Москве и многих других знаковых зданий 1920−1930-х годов), братья Веснины, Яков Корнфельд (его авторству принадлежат ДК им. Горбунова, клуб строителей в Свердловске) и другие. Их последователями в Казани были члены возникшего в 1927 году Объединения молодых архитекторов (ОМА). Организация занималась разработкой общих проблем развития социалистического города и созданием нового типа жилища для трудящихся. В стилевом отношении это были поиски «коммунального быта» в русле советского конструктивизма, формально повторяющего стилевые находки американского индустриального стиля.

Массовое жилищное строительство в Казани развернулось лишь во второй половине 1920-х годов. Первым сооружением в стиле конструктивизм стал построенный в 1928 году Мергасовский дом (ул. Дзержинского, 19). После появляются общежитие на Маломосковской, здание бани № 3 (Большая Красная, 34), здание профтехучилища (Тукая, 114), ДК имени Кирова (утрачен), пожарная часть (Мало-Московская, 19). Еще раньше конструктивизм проявился в малых архитектурных формах: самый яркий пример в Казани — лестница в Ленинском саду, возведенная в 1924 году (архитектор — Ф. Гаврилов).

Конструктивистские здания характеризуются простыми геометрическими объемами, отсутствием декоративных элементов, плоскими оштукатуренными стенами и широкими оконными проемами. Стены ритмически членятся параллельными горизонтальными рядами выступающих ризалитов, ограждениями лоджий и галерей, рядами окон, зачастую объединенных в стеклянную ленту (как, например, в Доме печати на Баумана). Этот ритмический ряд обычно пересекается акцентированными вертикалями выступающих объемов лестничных клеток, порой остекленных по всей высоте здания.

Архитекторы конструктивизма использовали функциональный метод, основанный на анализе особенностей предназначения зданий. По их мнению, идейно-художественные и утилитарно-практические задачи должны рассматриваться в совокупности, то есть форма соответствовать функции, а не наоборот. Лидеры ОСА заявляли, что конструктивизм — не архитектурный стиль, а метод, и выступали против любых попыток чисто внешнего подражания новому направлению.

Классический конструктивизм отрицает локальные мотивы, но уже к концу 1920-х годов появляется так называемый постконструктивизм — региональная и / или национальная трактовка стиля. Если конструктивизм был мечтой о создании единого интернационального стиля, то постконструктивизм, напротив, характеризуется движением к разнообразию, которое, тем не менее, базируется на общих принципах и идеях. Формы постконструктивистских зданий в целом повторяли объемную пластику конструктивистских сооружений. Их своеобразие проявлялось в употреблении декоративных деталей, оживляющих фасады. Обычно это были несложные геометрические мотивы, заимствованные из арсенала дореволюционного кирпичного стиля.

Единый диспансер Наркомздрава

Адрес:

Ш. Камала, 10

Дата постройки:

1930−1939 годы

Архитекторы:

А.Г. Афанасьев, М.П. Костромитинов

Описание:

Здание расположено диагонально к углу квартала в конце улицы Фаткуллина. Первоначальный проект был утвержден еще в 1931 году, однако он подвергся многократным изменениям — строительство началось только в 1935-м. Несмотря на изменения, здание сохранило свой изначальный конструктивистский дух: в плане это четырехэтажное здание с двумя закругленными крыльями. Фасад в простенках между окнами украшен горизонтальными и вертикальными тягами (архитектурный элемент в виде горизонтального пояса), дополнительным декоративным элементом выступают балконы. Изменения проекта привнесли в здание детали зарождающегося сталинского стиля — это фриз с декоративными консолями, поддерживающими карниз, и аркада на первом этаже одного из полукруглых крыльев здания. Сейчас в здании находится городская больница № 5.

Дом печати

Адрес:

Баумана, 19

Дата постройки:

1934−1935 годы

Архитекторы:

С.С. Пэн, А.М. Густов (архитектурное оформление и интерьеры)

Описание:



Асимметричное сооружение, состоящее из разновысотных объемов, расположенных по улицам Баумана, Кави Наджми и Профсоюзной. Главный фасад по улице Баумана имеет трехчастное членение: два четырехэтажных, различных по размерам объема по краям от центрального заглубленного объема, который на уровне второго этажа имеет переходную галерею с лоджиями (под ней — сквозной проезд). По первому этажу боковых объемов проходит открытая галерея с большими круглыми колоннами. В нижнем этаже — сплошное стекло витрин магазинов Татиздата (ныне ресторан «Ногай»). Композиционной осью главного фасада является вертикальный, полукруглый в плане выступ на пересечении улиц Баумана и Кави Наджми (в 1931 году похожий прием Пэн использовал при строительстве Дворца печати в Баку). По задумке архитектора, с этой точки обзора центральная часть здания должна напоминать раскрытую книгу. По улице Профсоюзной здание полностью перестроено.

Сергей Саначин в книге «Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани» отмечает, что автору комплекса не дали возможности представить проект архитектурного оформления, его разрабатывали архитекторы Татпроекта. В 1934 году Пэн одобрил, а архсовет утвердил проект Густова с рядом поправок, среди которых замена розового цвета штукатурки фасада на серый, отказ от руста (имитация покрытия из кирпича или природного камня) на фасаде и колоннах, а также от всех украшений цилиндрического выступа.

Мергасовский дом

Адрес:

Дзержинского, 18

Дата постройки:

1928 год

Архитекторы:

П.Т. Сперанский, С.В. Глаголев / Д.М. Федоров

Описание:

По данным Минкульта РТ, это первый пятиэтажный дом Казани. В плане Мергасовский дом тяготеет к сооружениям, выполненным в классической ордерной системе: дом симметричный, имеются повышенный центральный объем и парадная лестница со стороны улицы Дзержинского. Подъезды выделены ризалитами с вертикальным остеклением, по углам здания расположены длинные балконы.

Единого мнения по поводу архитектора Мергасовского дома нет. По данным Сергея Саначина, здание выстроил Петр Сперанский (среди его работ — стадион «Трудовые резервы», здание филиала Академии наук СССР на Лобачевского, реконструкция Гостиного двора) по проекту московского архитектора-инженера Сергея Глаголева. В других источниках автором проекта указан главный архитектор Казани в 1936−1938 годах, создатель лестницы в Ленинском саду и Дома чекистов на Карла Маркса Дмитрий Федоров.

В Мергасовском доме в 1938−1941 годах жил татарский детский писатель Абдулла Алиш, а в 1931−1952 годах — выдающийся татарский писатель Кави Наджми. В настоящий момент здание признано аварийным, жильцов расселяют в другие квартиры. По данным Минкульта РТ, дом целиком признан объектом культурного наследия регионального значения и подлежит реставрации. Однако инвестор и срок реставрации дома не определены.

Постройка на улице Клары Цеткин

Адрес:

К. Цеткин, 3

Дата постройки:

Начало 1930-х годов

Архитектор:

Не установлен

Описание:

Двухэтажное кирпичное помещение, примыкающее к часовне Иконы Божией Матери Казанской и Серафима Саровского. В плане здание представляет собой сочетание двух разновысотных кубических объемов. Постройка оштукатурена, главный декоративный элемент фасада — прямоугольное и круглое окна на фасаде, выходящем на улицу Клары Цеткин. Сейчас в нем находится трансформаторная подстанция.

Пожарное депо завода обозных деталей

Адрес:

Мало-Московская, 19

Дата постройки:

Конец 1930-х годов

Архитектор:

Не установлен

Описание:



Пожарное депо при Казанском заводе обозных деталей (создан в 1933 году). Представляет собой сочетание двух прямоугольных объемов — горизонтального и вертикального. Высота пожарной вышки — четыре этажа, на уровне третьего и четвертого этажей угловые балконы. Дополнительным декоративным элементом каланчи являются три круглых окна (по одному со второго по четвертый этаж). Вышка находится на углу здания, справа от основного помещения — гаража для пожарных машин.

В июле 2016 года Минземимущество РТ, собственник здания, решило его снести, однако поручением президента РТ Рустама Минниханова работы были остановлены — сейчас здание планируется отреставрировать и приспособить под современные нужды. Тогда же помощник президента РТ Олеся Балтусова сообщала, что КГАСУ представил президенту концепцию создания здесь музея транспорта или музея водоснабжения города.

Общежитие завода обозных деталей

Адрес:

Мало-Московская, 30

Дата постройки:

1933 год

Архитектор:

Не установлен

Описание:

Четырехэтажное здание на углу улиц Адмиралтейской и Мало-Московской. Здание в плане имеет форму буквы L и примечательно вертикальным цилиндрическим объемом лестничной клетки. На первом этаже есть сквозной проход из подъезда во внутренний двор дома. Над входом — барельефное изображение красной звезды. Между этажами — кирпичный поясок, переходящий в дуговые балконы на углу здания. В настоящее время в здании по-прежнему располагается общежитие.

Баня № 3

Адрес:

Большая Красная, 34

Дата постройки:

Начало 1930-х годов

Архитектор:

Не установлен

Описание:


Трехэтажное здание на пересечении улиц Большой Красной и Лобачевского. Угловая стена полукруглой формы, на боковых фасадах — ризалиты, окна в которых утоплены в вертикальные ниши. Кажется, что здание украшено подобием классических лопаток (вертикальный плоский выступ стены, не имеющий, в отличие от пилястры, базы и капители). Оконные проемы третьего этажа по размеру меньше проемов первого и второго этажей.

До революции на месте здания находились так называемые Даниловские бани, построенные в 1870-х годах. Они принадлежали купцу Михаилу Данилову. В 1930-х годах здание приобрело современный вид. Оно до сих пор эксплуатируется в качестве бани. Также в нем находятся тайм-кафе «Нью-Йорк» и крафтовый бар The Woods.

Многоквартирный дом

Адрес:

Пушкина, 24

Дата постройки:

1930 год

Архитектор:

Не установлен

Описание:


Трехэтажный многоквартирный двухподъездный дом. Фасад асимметричный и, что нетипично для конструктивизма, обильно украшенный: окна выделены простыми наличниками-обводками, входы в подъезды — порталами на всю высоту здания. На втором и третьем этажах в шахматном порядке расположены балконы. Входы в подъезды находятся по бокам дома, центральная ось выделена аттиком на крыше.

Школа фабрично-заводского ученичества имени товарища Сталина

Адрес:

Тукая, 114

Дата постройки:

Начало 1930-х годов

Архитектор:

Не установлен

Описание:


Здание П-образной формы на перекрестке улиц Тукая и Салиха Сайдашева состоит из двух объемов, соединенных переходом. Боковое крыло имеет полукруглый фасад. Справа к нему примыкает прямоугольный вертикальный объем, в котором расположился вход в здание, над ним оконный проем на всю высоту. Изначально фасад здания был оштукатурен, но сейчас он отделан керамической плиткой.

С 1950 года в здании располагалась трехлетняя профессионально-техническая школа по подготовке портных и закройщиков (само училище было образовано в 1947 году и тогда оно находилось в здании техникума легкой промышленности на улице Марджани). В настоящее время в здании находится колледж малого и среднего предпринимательства.

Фото: Регина Уразаева