Burger
Необъяснимо, но факыт: главные паранормальные явления Татарстана по версии «Космопоиска»
опубликовано — 01.11.2016
logo

Необъяснимо, но факыт: главные паранормальные явления Татарстана по версии «Космопоиска»

Огненный полтергейст в Лениногорске, НЛО в мирном небе над Казанью и карта нападений чупакабры на республиканский скот

Масштабы деятельности группы исследователей паранормальных явлений «Космопоиск» поражают. Их неутомимый лидер Вадим Чернобров регулярно появляется на федеральных телеканалах с рассказами о машине времени и палеоконтакте; в перечне людей, внесших «неоценимый вклад в развитие Объединения», можно найти космонавта Георгия Гречко, инженера-конструктора летательных аппаратов Сергея Александрова и летчицу-испытательницу, в честь которой названа звезда в созвездии Рака, Марину Попович; подразделения «Космопоиска» есть практически в каждом крупном городе. По случаю прошедшего Хэллоуина редактор «Инде» Лена Чеснокова поговорила с главой татарстанской ячейки «Космопоиска» Марией Петровой о самых вопиющих проделках нечисти и уфологических казусах, наблюдавшихся на территории республики в последние 25 лет, и попросила двух скептиков — Владимира Сурдина (астроном, популяризатор науки и автор книги «Разведка далеких планет») и Андрея Кожанова (социолог, замдекана Высшей школы экономики) — объяснить, что стоит за верой в трехзвездные НЛО и поиском призрака в парке при ДК химиков.

Группу «Казань Космопоиск» в 2002 году создала Мария Петрова (утверждает, что работает в «гуманитарной сфере»). Казанские искатели необъяснимого приняли дела у славно потрудившейся в регионе в 1990-е годы уфологической группы «Окно». Почти 15 лет участники местного «Космопоиска» со слов очевидцев фиксируют информацию о необъяснимых явлениях: для обратной связи у уфологов, криптозоологов и цереологов есть горячая линия, паблик VK и сайт. Пока самое раннее странное событие в базе татарстанского «Космопоиска» датируется 1966 годом — один из информантов утверждает, что в эпоху раннего застоя видел НЛО в небе над Зеленодольским районом.

Круги на снегу у горбольницы № 9

Казань, 6 декабря 1990 года. Легкий мороз. Во двор девятой горбольницы, накинув мутоновые шубы поверх белых халатов, выходит изумленный медперсонал. Пациенты застыли у окон. «Ровные, словно гигантским циркулем расчерченные линии образовали окружности, идеальным образом вписанные одна в другую на расстоянии 10−15 сантиметров. В самом центре — дерево, впрочем, без видимых повреждений. Диаметр большого круга — 9 метров», — читаем в архивном отчете группы «Окно», которую в конце 1980-х создали увлеченные поиском паранормальных явлений журналисты «Комсомольца Татарии». Спустя несколько часов в самой читаемой и цитируемой на тот момент городской газете «Вечерняя Казань» вышел подробный фоторепортаж о загадочном явлении. В сопроводительной заметке — только факты: накануне вечером жительница соседнего с больницей дома Устиния Багликова смотрела в окно и заметила нежно-сиреневое свечение в небе над лечебным учреждением. Увидев разлетающихся с того самого дерева ворон, почувствовав движение воздуха в комнате и уловив странные вибрации стекол серванта, Устиния от греха подальше легла спать, а проснулась с жуткой головной болью. Совпадение? Не думаем.

Позже особо остроумные маловеры станут рассказывать, что в ночь с 5-го на 6-е видели на месте происшествия нервно наворачивавшего круги мужчину — якобы его жена в тот момент находилась в родильном отделении больницы. Но шах и мат скептикам — исследователи «Окна» в отчете 25-летней давности отмечают: чтобы так ровно утоптать твердый крошащийся наст, мужчина должен был носить тяжелые ботинки с лыжеобразными разогретыми подошвами. И, вероятно, таскать с собой гигантский циркуль.

Мария Петрова

руководитель исследовательской группы «Казань Космопоиск»

Несмотря на то что почти вся территория нашей республики покрыта полями, а многие леса вырублены, кругов на полях мы практически не наблюдаем. Однажды по нашей горячей линии поступил тревожный сигнал из Шеланги, но тогда, к сожалению, оказалось, что колосья примял сильный ветер. Но при всем этом исследователи сверхъестественного не считают Татарстан скучным захолустьем: просто такой вот у нас спокойный регион. Зато в республике есть круги на снегу (случай 1990 года — яркий, но не единственный), НЛО и, конечно, барабашки (они же полтергейсты).

Огненный полтергейст в Лениногорске

18 марта 1993 года одиннадцатиклассница Зайдуллина Ф.Г. вернулась из школы, переоделась и отправилась в гости к соседке. Переступив порог квартиры, Зайдуллина почувствовала странное жжение над коленным сгибом: девушка обернулась и увидела, что на ней горит юбка. Огонь потушили сбежавшиеся на крик соседи, но через несколько минут ситуация повторилась. Приехавшая на вызов инспектор пожарной части пыталась было рационально, но малодушно списать произошедшее на неисправную проводку, пока на ее глазах не случилось самопроизвольное возгорание детской пеленки и еще одной юбки. Спустя три дня из того же дома в пожарную часть вновь поступил звонок: горело пальто соседки Зайдуллиных. На этот раз на место происшествия выехал человек из уголовного розыска — возвращаясь домой, некурящий инспектор Хисамутдинов обнаружил на рукаве любимой болоньевой куртки дырочку диаметром восемь миллиметров с опаленными краями (ставим 20 сигарообразных НЛО на то, что после этого случая он все-таки закурил).

Закончился лениногорский хоррор хорошо. Позволим себе привести отрывок из архивного экспертного заключения группы «Окно» (под документом подписались трое: магистр биомагнитологии и психотроники и член Ассоциации профессиональных экстрасенсов; инженер-наладчик по электронике пестречинской «Сельхозтехники» и биоэнерготерапевт Международной ассоциации «Планета»; регулировщик радиоаппаратуры КОМЗа и уфолог):

«Проведенная биолокация выявила следующие факты: „шаловливый дух“ из поврежденного фундамента (сдвиг священного первого камня закладки) двинулся, оставляя информационный след под воздействием строящейся мечети, в сторону максимального скопления людей, ища слабое энергетическое поле, чтобы внедриться в подходящее для него тело. Зайдя в общежитие со стороны торца, эта субстанция подожгла занавеску на окне и двинулась далее по коридору. Попытавшись внедриться в энергетику людей, она „вышла“ на девочек-подростков, тушивших загоревшуюся занавеску. [...] Исходя из проведенных ранее исследований, целенаправленно проведены „чистки“ комнат № 201 и 205 [...]. Для исключения проникновения неизвестной энергетической субстанции „чистка“ обеих комнат проводилась биоэнергетическим воздействием и последующей защитой каббалистическими способами».

Мария Петрова

руководитель исследовательской группы «Казань Космопоиск»

Привидение — это просто тень неупокоенной души. Ее можно почувствовать, испугаться, она даже может попасть на фотографию, но у нее нет энергии, чтобы влиять на окружающий мир. «Полтергейст» в переводе с немецкого — «шумный дух», и он обладает способностью передвигать предметы, писать послания, стучать и шуметь. Настоящий полтергейст найти трудно — у нашей организации есть отдельная группа «Полтергейст-Космопоиск», которая уже несколько лет занимается только этим явлением. Они пришли к выводу, что в год на территории СНГ происходит от семи до десяти истинных явлений полтергейста, остальное — ложная тревога. Чтобы определить истинность полтергейста, нужно работать с людьми, которые его наблюдали, разобраться в обстановке, которая царит в их жилище. Если в доме есть подросток, переживающий сложный переходный возраст и производящий неконтролируемые выплески эмоций, полтергейст почти наверняка питается от его энергии. В лениногорской истории такая связь тоже прослеживается.

5 апреля 2016 года произошли массовые каскадные наблюдения НЛО в Евразии и США, начиная от Архангельской области, далее — Казань, Кемерово и т.д.

НЛО над улицей Декабристов

В левой руке — капризный десятимесячный ребенок, в правой — кассетная видеокамера, в небе над улицей Декабристов — тарелкообразный НЛО с четырьмя источниками света, расположенными по периметру диска. 16 июля 2002 года молодая мать Люция выбежала на балкон, услышав крик сестры «Быстрее!», и не пожалела: записанное тем вечером видео сделало ее звездой местного телевидения.

Наш регион и так не обделен визитами НЛО, но случай 14-летней давности особенный. Число очевидцев приблизилось к сотне, так что телеканалу «Эфир» пришлось посвятить странному объекту чечевичной формы, замеченному над Дербышками, Приволжским, Московским и Авиастроительным районами, почти минутный сюжет. И тут Татарстан — как уж заведено — предвосхитил общероссийскую тенденцию: первый выпуск передачи «Необъяснимо, но факт» покажут на российском ТВ спустя три года, а «Битва экстрасенсов» начнется и вовсе через пять.

За расследование мгновенно взялись еще одни предшественники казанского «Космопоиска» — группа уфологов из междисциплинарного проекта «Феномены Природы и Экология Человека». Исследователи разослали запросы по всем возможным госучреждениям республики. В Гидрометцентре сообщили, что ни одна метеостанция в тот вечер не наблюдала грозовых разрядов или шаровых молний, вертолетный завод заверил, что закончил все испытательные полеты задолго до наступления темноты, в КАПО имени Горбунова поклялись, что над жилыми кварталами ни один их агрегат не пролетал. В милиции и ГИБДД всплесков преступной активности не наблюдали, Татэнерго и Казгорсвет ни с чем необычным не столкнулись (хотя видевшие НЛО сообщали, что в домах на Декабристов и Ибрагимова свет в тот вечер погас на целых 15 минут). Очень напоминает заговор молчания. Прискорбно, если так: без опыта и знаний специалистов государству пришельцев не приструнить.

Мария Петрова

руководитель исследовательской группы «Казань Космопоиск»

Чаще всего нам сообщают о светящихся шарах — в татарстанской базе это процентов 50 от всех случаев появления НЛО. После шаров идут диски, сигарообразные НЛО и так называемые «трехзвездники» — объекты в форме треугольника со светящимися точками на концах. Последние три типа НЛО мы объединяем названием «техногенные», и лично для меня они представляют наибольший интерес: если энергетический шар может оказаться другой формой земной жизни, то над техногенными явно трудились существа из другой цивилизации.

В конце 1990-х — начале 2000-х годов тарелкообразные НЛО часто посещали Спасский и Тетюшский районы республики: ненадолго зависали над местностью на высоте около двух метров и летели дальше — через Волгу и Куйбышевское водохранилище. Мы пытались найти место посадки и изучить последствия влияния аппарата на почву, но тщетно.

Конечно, мы критически относимся к поступающим сообщениям. Часто за НЛО люди ошибочно принимают шаровые молнии, китайские фонарики, а еще самолеты и вертолеты. Но запомните: мерцающие огни однозначно характеризуют земную технику. Хотя, судя по собранной нами статистике, авиатрассы и маршруты движения НЛО как-то связаны — при наложении одного на другое выясняется, что НЛО и самолеты часто летают параллельно, на расстоянии 20−30 километров друг от друга.

Призраки в парках и скверах Казани

С тех пор как в 2015 году президент Татарстана Рустам Минниханов объявил о начале новой эры в истории республиканских парков и скверов, зеленые насаждения стали главными героями региональной повестки. Площадки для воркаута, экзотические растения, бюджеты проектов — все это обсуждается так рьяно, что можно заподозрить, будто горожан пытаются отвлечь от самого главного. Например от призрака по имени Гальпен, обитающего в дупле старой сосны в парке ДК химиков (очевидцы уже много лет жалуются, что по ночам он выбирается из своего птичьего убежища и охотится за несовершеннолетними девочками, а после сильного ливня или по весне на парковые тротуары вместе с землей вымываются кости). Или от теней мертвецов в саду «Эрмитаж», где в XIX веке стояла усадьба дворянина Ворожцова, явно имевшего садистские наклонности. За малейший проступок он забивал крепостных насмерть, а потом хоронил в саду без отпевания — говорят, та же участь постигла родного сына помещика. Живущие в округе казанцы много лет жалуются на передвигающиеся между деревьев бледные силуэты с искаженными страданием лицами, что, впрочем, никак не влияет на цену квадратного метра в многоквартирных домах рядом с головным офисом ТАИФа.

Но самую жуткую тайну, кажется, хранит парк «Крылья Советов», раскинувшийся недалеко от Дворца культуры имени Ленина. Гопники и приехавшие на «Зиланткон» толкиенисты не единственные нарушители спокойствия в Авиастроительном районе; куда больше местных пугает регулярно наблюдаемый в «Крыльях» неприкаянный дух... Володи Ульянова. Отложите в сторону пролетарские мемы про призрак коммунизма и отправляйтесь в Авиастрой ночью со счетчиком Гейгера, датчиками движения, инфракрасным термометром и уточняющими вопросами по национальной политике большевиков и истинной причине смерти вождя великой революции.

2005 год. Группа «Казань Космопоиск» обследует воронку в Татарии

Мария Петрова

руководитель исследовательской группы «Казань Космопоиск»

Иногда за целый месяц я не получаю ни одного сообщения от очевидцев, а иногда люди звонят по несколько раз в день. Сейчас, например, я наблюдаю некоторую активность, но потом будет спад — точно знаю. Осенью и весной часто объявляются пожилые люди, которые жалуются на беса в голове, — к сожалению, часть сообщений на нашу горячую линию всегда бывает связана с психическими заболеваниями. Вероятность того, что очевидцы сообщают нам неправду, большая, но пять-десять процентов от общего массива наблюдений — это уникальные явления сверхъестественной природы. Я не то что в это верю, я точно знаю, что существуют иные формы жизни, которые проявляют себя тем или иным образом, и сама не раз с ними сталкивалась.

Конечно, подтверждается далеко не все: за несколько лет наблюдений за чупакаброй в Татарстане мы пришли к выводу, что чаще всего это какое-то хищное животное, которому не хватает еды в лесу. В этом случае оно находит деревню, где можно воровать курочек и кроликов, а если животное покрупнее, то даже барашков. Из нескольких десятков зафиксированных в Татарстане жалоб всего два-три случая мы под вопросом относим к подлинной чупакабре.

Голос разума

Владимир Сурдин

астроном, популяризатор науки, обладатель премии «Просветитель»

То, что мне известно о «Космопоиске», прямо относит их к уфологическому типу [организаций], хотя круг интересов группы немного шире. Люди собираются в компанию и путешествуют с целью найти то, мимо чего прошла «официальная» наука. Насколько я понимаю, «Космопоиск» объединяет тех, кто в детстве увлекался фантастикой и мечтал о научной работе, но не сложилось. Часть людей занимаются любительской наукой на уровне citizen science в контакте с профессиональными учеными (например, открывают кометы и астероиды, исследуют переменные звезды, обнаруживают новые виды насекомых и растений...), но это требует усидчивости. Другие же встают в позу: считают, что «официальная» наука игнорирует или даже нарочно замалчивает некоторые факты и явления, а они — энтузиасты и любители непознанного — могут эти явления изучить и разгадать. О положительных результатах подобной деятельности я не слышал. Но в целом это можно считать своеобразным проявлением любознательности, не обремененной глубокими знаниями и научными методами. В общем безобидное и непродуктивное занятие, каких довольно много и в других областях нашей жизни. Уж точно лучше, чем болеть за футбольные команды или играть в домино.

Андрей Кожанов

социолог, заместитель декана факультета социальных наук НИУ ВШЭ

Чтобы понять, что представляет собой татарстанский «Космопоиск» с точки зрения социологии и антропологии науки, надо развести два разных явления — паранауку и эзотерику. Паранаука (с греческого «околонаука») — это система убеждений, основывающаяся на определенной социальной организации знания, повторяющей современную ей науку по форме, но имеющую альтернативное и отвергаемое основной наукой содержание. Идеалом паранауки является стремление стать наукой, получить признание со стороны основных доминирующих научных парадигм. Самые яркие примеры паранауки — парапсихология и уфология. При определенных условиях паранаука может быть либо отвергнута (тогда она становится псевдонаукой, по консолидированному мнению научного сообщества), либо принята (тогда ее называют квазинаукой, основывающейся на достаточно большом количестве сторонников из числа ученых). Примером псевдонауки считают астрологию, примером квазинауки — учение академика Трофима Лысенко или гомеопатию. Наиболее ярким признаком паранауки является ее в принципе неопровергаемый характер.

Квартира с привидением на Ак. Губкина. 2007 год. Архив группы «Казань Космопоиск»

Например, уфология имеет огромную коллекцию доказательств того, что инопланетяне существуют: фото, видео, пробы почвы, рассказы очевидцев. Не смейтесь: уфологи могут предоставить вам такое количество улик, подтверждающих существование внеземного разума и сделанных по образцу научных свидетельств, что будут уверены, что логика их доказательства вас убедит. При этом идею внеземного разума в принципе невозможно опровергнуть — это одна из причин, почему нормальная наука занимается «космопоиском» несколько по-другому. Но в чем же основная проблема уфологов? В том, что они ставят гипотетические вопросы так, что это противоречит нормальной науке по содержанию, — они используют не существующие в нормальной науке определения, например, «энергии» или «информации», свободно обращаются с понятиями «скорость», «материя», «пространство» и т.д. Но главная трагедия уфологии состоит в том, что ее приверженцы не в состоянии заставить ученых даже начать рассматривать их фотографии, записи и находки, потому что таковые не обладают статусом «научного факта». При этом если бы решение принимала общественность, то у уфологии были бы колоссальные шансы, потому что ее доказательства близки и понятны публике, они носят характер «площадной магии», подходящей для хорошего и не очень дорогого шоу. Однако наука недемократична, и выражение «2+2=4» истинно даже несмотря на то, что оно может дискриминировать или оскорбить чувства тех, кто против, скажем, сторонников пифагорейской математики.

В отличие от паранауки эзотерика — это антинаука. Она, как правило, отрицает классическую науку и по форме, и по содержанию. Эзотерике ближе всего идея духовного поиска, роста и блага, определенного в терминах конкретной разновидности эзотерической системы. Публичное обретение просветления и идея мессианства роднят эзотерику с религиозным сектантством, которое в социологии корректнее называть «новым религиозным движением». Если у паранауки — сторонники, то у эзотерики — последователи.

Но это идеальные образцы того, как могут быть организованы ненаучные убеждения. В реальности люди могут смешивать эти формы и производить свои «коктейли», где «русалка» может обрести связь с «биополем» и «памятью воды», «полтергейст» — с «кармой» и «аурой», «телекинез» — с Блаватской, Рерихом или почему-то полюбившимся в этом контексте академиком Вернадским. Видимо, с такой оригинальной смесью мы имеем дело в случае татарстанского «космопоиска».

Я полагаю, что ведущий мотив, основной драйв тех, кто пытается альтернативными способами раздвинуть горизонты познания, — это простое тщеславие, замешанное на любопытстве. Оно так же бескорыстно, как и наивно. В сущности, этот же мотив стоял у истоков становления науки нового времени — опыты Бекона, Галилея или Ньютона были также основаны на любопытстве как «основном инстинкте» естествознания, казались крайне странными и были окутаны убеждениями весьма сомнительного свойства. Однако при определенных социальных условиях мы получили науку в ее нынешнем виде. На эту же славу рассчитывают и паранауки, но пока они не способны продемонстрировать никакого прогресса в обретении общественного признания, оставаясь в глубоком интеллектуальном подполье.

Фото: vk.com/kazankosmo