Burger
Герб-a-life. Как могли бы выглядеть гербы Сармановского, Атнинского и Муслюмовского районов
опубликовано — 09.03.2017
logo

Герб-a-life. Как могли бы выглядеть гербы Сармановского, Атнинского и Муслюмовского районов

Иллюстратор Хадия Улумбекова переосмысляет татарстанскую муниципальную символику

Во втором выпуске регулярной рубрики «Герб-a-life» мы продолжаем фантазировать о том, как еще могли бы выглядеть гербы муниципальных районов Татарстана. На этот раз мы попросили Хадию Улумбекову — иллюстратора из Обнинска, которая сейчас живет в Москве, — выбрать любые три герба и перерисовать их в соответствии со своими представлениями о прекрасном в графическом дизайне и геральдике.



Хадия Улумбекова

иллюстратор-фрилансер, создатель иллюстраторского бюро «Вьюга»

Я считаю, у каждого города, района, региона должен быть свой герб, потому что это здорово сплачивает людей. Своим родным городом я считаю Обнинск Калужской области, и там мои друзья сейчас разрабатывают собственную сувенирную линейку — хотят выпускать значки, открытки и т.д. с узнаваемой местной символикой. Параллельно они открывают новые заведения, проводят мероприятия, то есть в маленьком нестоличном городе вдруг создается движ, вокруг которого объединяются инициативные жители. Местные начинают сильнее гордиться своим происхождением и даже переезжая в другое место помнят о малой родине, распространяют информацию о ней, ищут земляков.


Сармановский район

Оригинал принят 2 марта 2006 года

Описание: «В червленом поле золотой поющий соловей; в оконечности оба угла щита выпукло выделены зеленью и ограничены выходящими снизу и вписанными фигурами: справа золотой головкой колоса, слева — черным потоком».

Расшифровка: Поющий соловей — символ возвышенности, творчества и устремленности вперед; птица показывает успехи местных жителей в области культуры и искусства. Красный цвет указывает на красоту Сармановской природы и лучшие качества местных жителей: трудолюбие, мужество, оптимизм. Экономическое благополучие района строится на сельском хозяйстве и нефтяной отрасли, отсюда — колос и нефтяная струя на гербе.

Вариант Хадии Улумбековой: «Честно говоря, я плохо разбираюсь в районах Татарстана, хотя мои родственники по маминой линии живут в Балтасинском районе и я там бывала несколько раз. Я попыталась бегло прочитать про каждый, выбрала около десяти, потом еще внимательнее их изучила и оставила три. Сармановский мне понравился потому, что тут, если верить описанию, уже на уровне герба прослеживается связь места с искусством. Оригинал мне понравился, он необычный. Но есть мелочи, которые меня смущают: полоски разной толщины, которые бездумно куда-то идут, включения серого цвета. Еще мне показалось странным, что птица не летит, но при этом как бы подвешена в воздухе. Пересечение струи и колоса вызвало у меня ассоциацию с двумя плечами, на которых держится благополучие этой земли и, если вдуматься, всей страны. И я подумала: было бы здорово придумать для района фирменную толстовку, а по рукавам пустить колосья и нефть».


Атнинский район

Оригинал принят 3 марта 2006 года

Описание: «В лазоревом поле зеленый цветок тюльпана, тонко окаймленный золотом; поверх всего продольно разделенное злато-серебряное гусиное перо, положенное в левую выгнутую перевязь и упирающееся острым концом внутрь каймы».

Расшифровка: Тюльпан символизирует верность местных жителей традициям и указывает на важную роль Атнинского района в сохранении и развитии материальной и духовной культуры татар. Перо, вырисовывающее контур тюльпана, — символ многовековой просвещенности и духовности местных жителей (на территории Атнинского района родились ученый и духовный деятель Шигабутдин Марджани, татарские поэты Габдулла Тукай и Сибгат Хаким, языковед Рашид Рахмати-Арат). Золотая часть пера в виде колоса символизирует древние земледельческие традиции и современное высокотехнологическое сельскохозяйственное производство.

Вариант Хадии Улумбековой: «Мне очень нравится татарский тюльпан. Перо тоже — как я поняла, здесь оно говорит о связи района с татарской культурой, но, мне показалось, оно слабо ассоциируется с этим смыслом, и я захотела показать это более понятно. Люди уже давно не пишут гусиными перьями — поэтому я нарисовала другую письменную принадлежность.Из трех гербов, которые я выбрала, Атнинский мне понравился меньше всего. Он, как мне кажется, слишком метафоричный и непонятный. Есть претензии к линиям: желтая обводка ужасно дробит композицию. Плюс я бы все элементы сделала поменьше — в гербе нет воздуха, все нарисовано впритык».

Муслюмовский район

Оригинал принят 22 ноября 2006 года

Описание: «В зеленом поле с лазоревой волнистой оконечностью, тонко завершенной серебром, поверх всего — черноволосый мальчик-пастух в золотой шапочке (каляпуше) и в таковых же татарских платье-рубахе, короткой препоясанной куртке (камзоле), штанах и узорных сапожках (ичигах), играющий на обращенном вправо курае (дудке) и сопровожденный по сторонам в оконечности справа старинным наконечником стрелы, а слева — копейным наконечником того же металла, обращенными вверх».


Расшифровка: Молодой человек символизирует юность, стремление к совершенству, движение вперед и указывает на большой потенциал развития района. Стилизованные татарские одежды и народный музыкальный инструмент подчеркивают татарское большинство в населении района. Наконечники копий — символ способности народа постоять за себя. Также они указывают на богатое историко-культурное наследие и природные особенности района, в недрах которого много меди. Синяя волнистая оконечность — символ водных ресурсов района, главный из которых — река Ик.


Вариант Хадии Улумбековой: «Как я поняла, в этом районе должно быть много молодежи. В таком случае мне кажется, что это слишком грустный герб — парень стоит один в поле и занимается непонятно чем. Я подумала, ему нужна тусовка, и добавила людей; изобразила молодежь менее аморфно и меланхолично. Но вообще оригинальный герб мне скорее нравится. Может быть, фигуру парня я бы сделала чуть меньше, потому что она упирается в края. И, наверное, детализированность его одежды чрезмерна: кисточки, штрихи и светотень плохо смотрятся в формате герба. Кроме того, хоть я и не музыкант, мне кажется, дудка у него какая-то непропорционально длинная».

Изображения гербов: Wikipedia