Burger
«Царевна-Лебедь», воссоединение «Франта» и «Франтихи» и магниты с картинами Пиросманишвили: пять причин посетить совместную выставку ГМИИ РТ и Третьяковской галереи
опубликовано — 28.04
просмотры — 3289
комментарии — 0
logo

«Царевна-Лебедь», воссоединение «Франта» и «Франтихи» и магниты с картинами Пиросманишвили: пять причин посетить совместную выставку ГМИИ РТ и Третьяковской галереи

Путеводитель по «Гению века» от редакции «Инде» и искусствоведа Ольги Улемновой

В центре «Эрмитаж-Казань» 29 апреля открывается выставка «Гений века» — первый совместный проект Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан и Третьяковской галереи. 73 картины и восемь скульптур из коллекций московского и казанского музеев объединены хронологически: это искусство первых трех десятилетий XX века, времени, когда большинство художников сошлись на том, что реалистическая традиция исчерпана, и в поисках эстетических идеалов новой эпохи стали экспериментировать. В экспозицию попали работы участников «Голубой розы», «Ослиного хвоста» и «Бубнового валета», картины русских символистов и импрессионистов — Михаила Врубеля, Виктора Борисова-Мусатова, Константина Коровина и других. «Инде» вместе с искусствоведом Ольгой Улемновой подготовил список весомых аргументов для тех, кто все еще сомневается, стоит ли идти на «Гения века».

О.Л. Делла-Вос-Кардовская. Портрет А.А. Ахматовой. 1914. ГТГ

1. Увидеть «Царевну-Лебедь» и другие картины, редко покидающие стены Третьяковки

«Гений века» — первый опыт сотрудничества Третьяковской галереи и ГМИИ РТ, которое обе стороны планируют продолжать. Сейчас представители музеев работают над выставкой искусствоведа, философа и пионера светомузыки Булата Галеева; также известно, что вскоре в Казани пройдет выставка произведений второй половины XIX века из собрания Третьяковки, а в 2018 году в Москву приедет «Сказание о граде Свияжске» (будут экспонироваться иконостасы из двух церквей острова). Но первый совместный проект готовили особенно тщательно и долго — на него не пожалели ни времени, ни ресурсов. Из Москвы в Казань привезли 53 живописные и восемь скульптурных работ, большинство из которых сотрудники музея предпочитают не транспортировать без необходимости. Среди них «Семейная компания» Нико Пиросманишвили, «Портрет Ахматовой» Ольги Делла-Вос-Кардовской и «Царевна-Лебедь» Михаила Врубеля — центральное произведение выставки и ее эмблема (во время подготовки «Гения века» в Instagram даже появился хештег #царевнавкремле). Загадочную большеглазую героиню «Сказки о царе Салтане» можно увидеть в зале с синими стенами, посвященном символистскому течению в российском искусстве начала прошлого века.


2. Посмотреть на воссоединение парных работ

Выставка «Гений века» восстанавливает разорванные художественные связи: на ней произведения одних серий, которые исторический процесс раскидал по разным музеям страны, встречаются вновь. Так, в расстоянии метра друг от друга спустя много лет снова оказались провинциальные «Франт» (из собрания ГТГ) и «Франтиха» (из собрания ГМИИ РТ) Михаила Ларионова. А еще в центре «Эрмитаж-Казань» воссоединились работы еврейского цикла авангардистки Наталии Гончаровой — «Еврейская лавочка» (из собрания ГТГ) и «Шабат» (из собрания ГМИИ РТ).

Ольга Улемнова

искусствовед, ведущий научный сотрудник Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан

Во «Франтихе» грубоватость и наивность сочетаются с удивительной чистотой, чего художник добивается самыми скупыми средствами — упрощенными формами, выразительными линиями и всего двумя красками — голубой и желтой, приобретающими здесь символический смысл. Как на недостижимый идеал взирает на нее «Франт», будто бы пытаясь привлечь внимание девушки.

Парные работы Гончаровой погружают нас в специфичную атмосферу еврейского местечка. Они отражают как многообразие культур Российской империи, так и амбивалентные искания русских авангардистов, черпающих вдохновение и на Западе, и на Востоке. Художница органично соединяет бытовые подробности с тысячелетними библейскими обрядами, создавая монументальные и значительные образы.

3. Наконец-то разобраться в российском искусстве начала XX века

Верхняя хронологическая рамка выставки — 1932 год, когда ЦК ВКП(б) постановил запретить творческие объединения и создать единый Союз художников. Примеры всех экспериментов и поисков, которые происходили в российском искусстве до этого момента (кроме беспредметной авангардистской живописи), можно увидеть в одном из пяти разделов экспозиции: «Символизм», «Русский импрессионизм», «Московский сезаннизм и „Бубновый валет“», «Неопримитивизм», «После революции. Мастера и новое время».

П.П. Кончаловский. Автопортрет с женой. 1923. ГТГ

Ольга Улемнова

Русский импрессионизм на выставке представлен полотнами верных адептов этого стиля Константина Коровина, Игоря Грабаря и других художников, а также опытами будущих авангардистов, таких, как Роберт Фальк, для которых импрессионизм был непременным, но кратким периодом ученичества. В вибрирующей красочной фактуре полотен Николая Милиоти, Василия Денисова, Кузьмы Петрова-Водкина рождается новое мистическое пространство духовности, сновидений и грез, невыразимых душевных порывов и озарений, характерных для русских символистов. Знаменитые произведения их гениального предтечи Михаила Врубеля — «Полет Фауста и Мефистофеля» и «Царевна-Лебедь» — отражают духовные метания, характерные для поколения рубежа веков.

Художники объединения «Бубновый валет» П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, И.И. Машков, А.В. Куприн, В.В. Рождественский, Р.Р. Фальк в своем творчестве переосмысляют опыт сезаннизма, стремясь освободить живопись от литературности, от мелочности форм и деталей, осваивая ее собственный язык — язык цвета, формы, линий, пластики. В натюрмортах, которые они избрали в качестве основного поля своих экспериментов, рождается самоценная живописная стихия — темпераментная, яркая, эмоциональная.

Еще более радикально заявили о своих художественных устремлениях Михаил Ларионов и Наталия Гончарова, создавшие собственную группу «Ослиный хвост». Яркое воплощение творческого кредо группы — «Торжествующая муза» Ларионова, ниспровергающая академические и реалистические традиции, соединяющая в себе архаизм первобытного искусства, примитивизм народного лубка и иронию рафинированного интеллектуала.

4. Оценить профессиональное освещение и архитектуру экспозиции

Специально для выставки команда профессионалов под руководством московского дизайнера Агнии Стерлиговой полностью переделала галерею на втором этаже центра «Эрмитаж-Казань». Теперь в пространстве нет окон, демонтированы старые люстры и светильники, зато появилось специальное профессиональное освещение. Световое оборудование закупали у немецкой компании ERCO, которая работала, например, с музеем техники в Берлине, Миланским собором и музеем Версальского дворца. На пресс-конференции по случаю открытия «Гения века» директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова призналась, что новый свет помог ей рассмотреть в работах живописцев нюансы, которых она не замечала, когда те висели в залах ее музея.

Агния Стерлигова

дизайнер выставки

Новая система освещения позволяет экспонировать самые разные предметы искусства. Музейные работники знают, что живопись следует подсвечивать одним образом, а графика, документы и акварели требуют совершенно иного отношения. Этот свет не греет, а яркость и интенсивность можно регулировать, так что оборудование, которое останется в музее и после выставки, расширит экспозиционные возможности центра.

Что касается архитектуры зала, в работе над «Гением века» нашей задачей было сохранить существующую геометрию пространства, но подготовить ее для экспонирования этих уникальных работ. Мы нарастили стены, установили новые плинтусы и карнизы, а еще придумали деликатную систему акцентов в виде центральных пилонов для самых важных картин в каждом зале и боковых пилонов для скульптур. Большую работу провели по цветовому оформлению выставки: например, выбирая для зала неопримитивизма глубокий синий цвет, мы отталкивались от оттенков, которые присутствуют на центральном полотне раздела (это картина Пиросмани «Семейная компания»), в еврейской серии Гончаровой и в небольшой работе «Муза» Ларионова. Что касается зала, в котором выставляется «Царевна-Лебедь», — тут источником вдохновения стал зал Врубеля в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке. Наш цвет хоть и не повторяет оригинальный, но явно перекликается с ним, и мы уверены, что это выгодный фон для произведения.

Н.С. Гончарова. Шабат. 1911. ГМИИ РТ

5. Купить сувенир

К выставке организаторы подготовили специальную сувенирную линейку: после посещения «Гения века» в казанском филиале Эрмитажа можно будет купить чехлы на IPhone с «Семейной компанией» или «Царевной-Лебедь», а еще — значки, магниты, блокноты и закладки для книг с этими и другими произведениями российских живописцев начала прошлого века. Также есть холщовые сумки и карандаши с названием выставки — таких в московской Третьяковке не найдешь.

Ольга Улемнова

После посещения экспозиции испытываешь чувство гордости за блестящее собрание русского авангарда, хранящееся в Государственном музее изобразительных искусств РТ. Столичному оно уступает разве что в количественном отношении. Неслучайно это одна из самых востребованных частей музейной коллекции — произведения из нее регулярно участвуют в выставках русского авангарда, проходящих по всему миру.


Выставка «Гений века» откроется в центре «Эрмитаж-Казань» (Шейнкмана, 12) 29 апреля и проработает до 27 сентября.

График работы: понедельник — четверг, суббота, воскресенье с 10:00 до 18:00 (касса работает до 17:30), пятница с 11:00 до 20:00 (касса работает до 19:30).

Цена билетов: для взрослых — 200 ₽, для студентов и пенсионеров — 100 ₽, для школьников — 80 ₽.


Фото: предоставлены организаторами выставки


Комментарии — 0
Войдите, чтобы добавить комментарий
ФейсбукВконтакте