Burger
Сандугач продакшн. Кто пишет песни Элвину Грею, Хание Фархи, Ришату Тухватуллину и другим звездам татарской эстрады
опубликовано — 30.05
просмотры — 4682
logo

Сандугач продакшн. Кто пишет песни Элвину Грею, Хание Фархи, Ришату Тухватуллину и другим звездам татарской эстрады

Авторы песен — о вдохновении, недооцененных поэтах и песнях, написанных за 15 минут

Для стороннего наблюдателя татарская эстрада — пестро одетая толпа диско-див и квази-рэперов с репертуаром для дальнобойщиков. Изнутри это противоречивый мир, в котором удалая попса низкого сорта соседствует с качественными балладами, Запад встречает Восток, в воздухе висит вопрос «Салават уже не тот?», а главная татарская звезда, катком подминающая под себя территорию от Богатых Сабов до Новой Атни, — башкирский певец Элвин Грей. Но какой бы величины ни была звезда, за ней всегда стоит тот, кто пишет песни на заказ. «Инде» поговорил с авторами известных татарских хитов о табуированных темах, любви к позитиву и пустом рифмоплетстве.

Венер Фаттахов

Тонкий лирик с милицейским прошлым, не чурающийся женских песен о тоске по единственному. Также в репертуаре беспроигрышные татарские плясовые и пантеистические признания в любви к родному краю.

Работает с Ришатом Тухватуллиным, Ландыш Нигматжановой, Алсу Хисамиевой, Айдаром Галимовым, Ханией Фархи и др.


Я всегда писал стихи, печатался с ними в газетах. Еще в 2000 году выпустил сборник стихов «Бегу за молнией». Я дарил его всем подряд, в том числе композиторам. От этого был толк: десятки стихов из этой книги со временем стали песнями. Почти ко всем написал музыку Айрат Набиев, а песни вошли в репертуар Айдара Галимова, Дамира Саетова, Рустама Галиева, Ильнура Валитова, Рустама Асаева и других исполнителей. Примерно в это же время я познакомился с Марселем Ивановым. Он вместе с певцом Габделфатом Сафиным давал концерт в поселке Дюртюли (Башкортостан) на День милиции. Я дал ему текст песни про деревню, через некоторое время он сказал, что написал к словам музыку. Однако после мы потеряли связь, и я до сих пор не знаю судьбу этой песни. Мой полноценный дебют на профессиональной сцене случился с песней «Тэуге упкэнен» в исполнении Алсу Хисамиевой. Сейчас я продолжаю писать для себя, но это не идет ни в какое сравнение с тем, что я делаю для эстрады. Наверное, за жизнь я написал около девяти тысяч стихотворений, из них 500 стали песнями.

Сейчас я известный автор, и уже нет необходимости предлагать кому-то тексты — певцы и композиторы сами обращаются ко мне, даже несмотря на то, что я живу в Уфе. Я работал со многими татарскими звездами, остались, наверное, всего десятки, с которыми еще не пришлось сотрудничать. В будущем хочу услышать свои песни в исполнении Салавата, Гузель Уразовой, Ильмиры Нагимовой, Эльмиры Сулеймановой, Илсафа, Габделфата Сафина, Зайнап Фархетдиновой. По словам композиторов, с которыми я работаю, им уже дали мои песни на утверждение. Жду их появления на публике.

На создание одного текста уходит от 15 минут до нескольких часов. Последнее случается, когда заказчику что-то не подошло. Иногда приходится переделывать стихи по много раз. Например, для певицы Лилии Биктимировой мы с композитором Уралом Султановым сделали восемь вариантов песни «Кайт инде, жаным» — в итоге выбрали пятую версию. С Уралом был и другой занятный случай. Сижу я как-то в Союзе писателей на юбилее. Он звонит мне и говорит, что певцам Руслану Сайфетдинову и Гульназ Асаевой не подходит последний куплет моей песни. Я уехал домой и сразу же сделал несколько новых вариантов, один из которых в итоге подошел. Песня прижилась в репертуаре Гульназ и Руслана: они поют ее как в дуэте, так и сольно. Замечаю, что если песня дается с трудом, то она становится популярной. Но бывает и так, что песни пишутся легко: для Ландыш Нигматзяновой я написал пять песен на готовую музыку с первого раза. В такие моменты я чувствую в ушах какую-то музыку и голос, которые ведут меня.

Часто я просто выкладываю новый текст в интернет, а спустя время композиторы сами звонят мне. Бывало и так, что звонили сразу несколько людей, уже успевших написать музыку на одно и то же стихотворение. Возникают трудности, потому что все хотят получить песню. Я не хочу обижать людей, поэтому в таких случаях пишу дополнительные похожие тексты. Но бывает и так, что один текст исполняется на разную музыку. Например, песню «Башкортостан, газиз туган илем» в разное время исполняли Ильгам Валиев, Руслан Сайфетдинов, Марсель Кутуев, Башкирская хоровая капелла, Айгуль Сагынбаева, Филюс Кагиров, Ришат Тухватуллин и еще многие другие.

Я берусь почти за все заказы. Отказываю, если обращаются высокомерно и грубо, предлагают неудобные темы или нужны совсем простые, бессмысленные тексты, наподобие частушек. Авторов полно — пусть другие пишут набор бессвязных рифм, я же на это не согласен. Легче всего писать текст на свободную тему. Так у нас родилось около двух десятков песен с Гульназ Фатхетдиновой, Заремой Аюповой, Розой Мустафиевой, Муратом Гайсиным и другими композиторами. Но чаще, конечно, задают конкретную тему, а иногда даже существуют примерные строчки. Я не люблю писать тексты про измены, дни рождения (таких песен слишком много), сложно даются тексты для мужских дуэтов. Бывает, что песня на мои слова получается неудачной. Это чаще происходит с молодыми артистами. Но я на них не обижаюсь — им же тоже нужно набираться опыта. На самом деле рецепт хита прост: всего-то нужно, чтобы все три автора — поэт, композитор и исполнитель — вложили в песню душу. Вообще мне кажется, что татарской эстраде всего хватает: много самобытных исполнителей и достаточно талантливых авторов. Разве что недостает здоровой конкуренции — к сожалению, в нашей среде все еще много сплетен, зависти и споров. Не все умеют уважать старших, так же как и старшие не умеют терпеливо относиться к начинающим.

Я всю жизнь работал в системе МВД, был даже представителем президента России на Северном Кавказе. В настоящее время я руковожу подразделением в сфере военизированной охраны РЖД. Песни — мое хобби. Гонорары от них чисто символические: на радио не объявляют авторов, РАО не может добиться уплаты гонораров от организаторов концертов, не на всех телеканалах указывают авторов (к примеру, ТМТВ в Татарстане). Более того, сложно выпустить даже свою книгу: чтобы издать книгу в Башкортостане, нужно принадлежать к особой элите, писать только на башкирском языке и подстраиваться под издателей. Труд поэта-песенника, к сожалению, не ценится.

Венера Махмутова

Всеядный поэт-песенник, сочиняющий стихи о счастье, безответной любви, лебедях и проблемах виртуализации современного общества как для эстрады, так и для банкетов.

Пишет тексты для ИлГарая, Лейсан Хафизуллиной, Раиля Рамазанова, Эльмиры Сулеймановой, Фанзиры Хаюмовой, Ильнара Акрамова, Ландыш Нигматжановой



Стихи я пишу со школьной скамьи. Сначала делала это просто для себя, для души — во времена моего детства интернета ведь не было. А восемь лет назад я впервые отдала свои тексты Рафине Ганиуллиной и Лейсан Хафизуллиной. Тогда я завела страницу во «ВКонтакте», нашла этих певиц и отправила стихи — они их взяли в репертуар. У Лейсан была песня «Туган як», затем «Энием», а Рафина спела «Җәннәт алмалары». Потом я сотрудничала с Эльмирой Сулеймановой — отдала ей песню «Әти дия алмадым», она была очень популярной. Но теперь у нее другая концертная программа, и эту песню она не поет. Вообще мои отношения с певцами складываются по-разному: кто-то находит меня, кого-то нахожу я. Также я сотрудничала с «Барс медиа»: отправляла им по интернету стихи, а они находили для них исполнителей.

Сложно сказать, сколько текстов я сочиняю в месяц. Бывало, годами ничего не писалось, а иногда случается, что в день сразу трем исполнителям могу придумать стихи. На написание текстов меня вдохновляет жизнь: встречаешь людей, наблюдаешь за ними, задумываешься над их судьбами… Вот, к примеру, заказчик песни «Эх, кредит-ипотека» Раиль Рамазанов вышел на меня сам, сказал, что ему нужна песня такой тематики. Думала я, думала, но ничего не получалось. Уснула, а потом проснулась в два часа ночи и написала текст. Кредиты — это же актуальная тема, почти у всех есть ипотека или еще какие-то займы.

Исполнитель не корректировал первоначальную версию песни: какой она была в черновике, такой и осталась. Раиль получил желаемый результат и предложил мне заодно написать мелодию. Я же автор текстов, не композитор, но вроде бы удачно получилось. Кстати, это не первый мой опыт написания музыки — до этого была песня «Мәхәббәтнең күзе» Лилии Хаснуловой. Над чем мне труднее работать? Над музыкой, наверное. Тексты мне даются легко, Аллага шөкер (слава Аллаху. — Прим. «Инде»).

Жизнь сама подсказывает мне темы. Впрочем, всегда актуальны песни про Родину и семью — не все исполнители на татарской эстраде хотят петь о любви, есть много посвящений матери. Но, знаете, иногда эти песни повторяют друг друга. По-моему, про мать можно только однажды написать хороший стих. У меня вот, к примеру, только одна такая песня. Про родные края та же история. Я написала песню для Хафизуллиной, и все — остальным певцам на ту же тему не смогла. Правда, другие авторы много пишут про мать и Родину. Наверное, они просто профессиональнее меня. Сейчас популярностью также пользуются банкетные песни. Такие я тоже пишу — про свадьбу, юбилеи, счастье. Это своеобразные пожелания, их часто заказывают. Содержание песен чаще всего одинаковое: «Желаю счастья, здоровья» и так далее. Тексты уже попросту копируются. Один раз оригинальное поздравление написать можно, а потом идут самоповторы. Выгоды в написании песен для эстрады и для юбилеев я не вижу и разницы между ними тоже. Не знаю, какой мой текст был самым популярным. Вот на «Татар җыры» за песню «Үп мине» награждали Ландыш Нигматжанову. Песня «Парлы аккош», которую исполняет молодая певица Лиана Хисматуллина, получила премию TMTV (Татарский музыкальный телеканал. — Прим. «Инде»).

На русской эстраде для меня нет примеров в плане написания текстов песен, а на татарской это Шамсия Джихангирова, Фанис Яруллин. У них много хитовых песен, такие мне уже не сотворить. Я не люблю критиковать чужие песни, а восхищаться — да. Иногда даже думаю: и почему я не написала эту песню? Например «Туган як» Васили Фаттаховой.

Самое приятное — видеть, как поют твои песни. У меня душа радуется! А сложного в моей работе ничего нет. Я могу написать текст сразу же, как получу на него заказ, хоть за пять минут — не вижу в этом сложности. Может, это дар. Просто надо найти индивидуальный подход к каждому певцу, с которым работаешь. Если исполнителю что-то не нравится — одна строчка или слово, — надо придумать замену. Спокойно надо к этому относиться. Только вот знаете за что обидно? Авторов песен никто никогда не озвучивает на эстраде и на банкетах — только сама и знаешь, что это твоя песня. Но я уже привыкла. Правда, на радио иногда все же упоминают.

Мои мечты потихоньку сбываются. Аллага шөкер! Спустя год после начала творчества у меня вышел mp3-диск — сборник моих песен, потом книга «Язмышым кочагы». На сегодняшний день я автор 200 песен — в плане слов и музыки. Мне хотелось бы провести творческий вечер в УНИКСе или филармонии. А еще — не могу назвать это своей мечтой, но мне хотелось бы написать тексты для Салавата и Айдара Галимова: пока у них нет песен моего авторства.

Гульнара Рашитова

Универсальный автор позитивного настроя: любовь, свадьбы, счастливый брак патриархального типа. Автор главного и, возможно, единственного настоящего татарского хита — «Туган як» в исполнении Васили Фаттаховой.

Ее песни поют Элвин Грей, Гузель Уразова, Хания Фархи, Айдар Галимов, Василя Фаттахова и др.


Когда я начинала писать стихи, я и представить не могла, что стану популярным автором татарских песен. По первому образованию я хореограф: окончила в городе Стерлитамаке Башкирское училище культуры и искусств, работала учителем танцев в Альшеевском доме культуры. В это же время поступила в Башкирский государственный университет на специальность «Учитель татарского языка и литературы». В то время я начала общаться с начинающими композиторами — сейчас многие из них стали известными. Часто они не могли найти подходящих для своей музыки слов. Тогда они шутили надо мной, мол, что же ты учишься на филологическом, если даже стихов писать не умеешь. Я, разозлившись, начала писать стихи на их музыку. Сейчас понимаю, что начала с самого сложного — писать на готовую музыку непросто. Моей первой песней стала «Яландагы балан» на музыку Фарваза Кильдигулова. Песню исполнял Айдар Галимов. Успех этой песни вдохновил нас с Фарвазом на дальнейшую работу. Тогда же в мой дом культуры пришел композитор Урал Рашитов, с которым мы сразу начали работать в тандеме, наша первая общая песня — «Кызыл розалар» (ее также пел Айдар Галимов). Затем Урал на мои слова песни «Туган як» написал музыку. Ее исполнила Василя Фаттахова. Обе композиции стали суперхитами. Сейчас даже немного странно осознавать, что мой творческий путь начался с этих по-настоящему народных хитов. С тех пор я работала со многими композиторами, и почти с каждым, слава Богу, у нас появлялись хиты.

Я живу и работаю в Уфе. Песни пишутся по разному: некоторые заказы могу делать по несколько месяцев, некоторые пишутся за час. Раньше писала больше, могла за день написать три песни, сейчас работаю не так продуктивно — у меня маленький сын. При этом я никогда не ждала какого-то особого вдохновения. Я все же считаю, что песни — это труд, поэтому, получив заказ, я пытаюсь как можно быстрее и лучше выполнить его. Не могу представить себе, чтобы я сказала артисту: «Песни нет, потому что не было вдохновения». Бывает, что молодые певцы просят написать что-то на манер западных хитов, а то и написать слова на уже известную иностранную песню. Авторы композиции этого и не знают, а наши поют. Но у молодых нет ни средств, ни возможностей приобрести все права, а петь им хочется, поэтому я их не осуждаю. Пусть молодежь танцует на дискотеках под песни на татарском языке, нежели чем на иностранном, все же это будет какой-то популяризацией родного языка.

Среди артистов и композиторов я известный автор. Меня находят по интернету или через музыкальные студии. До сих пор я никому не отказывала. Популярность певцов не имеет для меня значения — для всех стараюсь одинаково. Бывало, что молодые артисты становились популярными благодаря моим песням. Я универсальный автор: могу писать песни, посвященные и детям, и взрослым, пишу даже любовные песни, обращенные к женщине. Мне не трудно браться за разные темы, потому что базовые правила написания песни одни и те же: в тексте должно быть введение, развитие, кульминация и развязка. К тому же не помешает небанальная образность с интересными метафорами, без повторяющихся слов. И не нужно забывать о логической цепочке сюжета. Недопустим принцип «что вижу, то и пою». Такое рифмоплетство может стать хорошей песней только в руках очень хорошего поэта. При этом, конечно, сложно написать простую и содержательную массовую песню — не зря говорят: все гениальное — просто. Автор должен помнить, что словом можно и вылечить, и убить. Поэтому нужно стараться, чтобы песня несла какой-то позитивный, воспитательный посыл. Я не пишу песни на тему смерти и тяжелой утраты: люди приходят на концерт отдохнуть — негатива хватает и в жизни.

Меня не интересует слава и я не вижу смысла устраивать какие-то творческие вечера. Написание стихов — это хобби, ставшее работой. Не могу сказать, что индустрия поддерживает авторов. Часто твое имя не объявляют, потому что по правилам РАО в этом случае автору положен гонорар. Кроме того, есть и малодушные артисты, которые не хотят делиться славой. Поэтому авторы часто остаются в тени, хотя, понятно, без них не будет песни — единицы поют песни собственного сочинения. При этом авторов много — все пишут так, как умеют. Я не буду говорить о ком-то плохо, я лишь уверена, что народ нельзя одурачить и в памяти остаются только хорошие песни. Исполнителей тоже много, но, к счастью, совсем бесталанные не выдерживают испытания временем. Поэтому, если твое творчество находит спрос на протяжении долгого времени, значит, ты на правильном пути. Наверное, автор должен стремиться к тому, чтобы какой-то артист сказал: «Как бы хотелось спеть его песню».

Обложка: Айдар Галимов — «Син минем»