Burger
«Услышите такое от гида — требуйте деньги назад»: чему не верить на экскурсии по Казани
опубликовано — 03.06
просмотры — 7710
комментарии — 0
logo

«Услышите такое от гида — требуйте деньги назад»: чему не верить на экскурсии по Казани

Взгляд профессионального историка на мифы и легенды для туристов

По себе знаем, что редко удается приехать в чужой город, полностью изучив его историю, — поэтому прибегать к экскурсиям ничуть не зазорно, а порой и гораздо познавательнее, чем можно ожидать. Но не все экскурсии одинаково полезны — «Инде» решил выявить самые распространенные ошибки рассказчиков и отправил историка, преподавателя школы «СОлНЦе» и лицея № 131 Григория Ивойлова в пять туров по Казани.


Что такое историческая достоверность в случае Казани? В России в целом не так-то просто отделить историю от легенды, но у Казани есть свои отягчающие обстоятельства. Сначала по ханскому городу и документам предыдущей эпохи прошелся катком Иван Грозный, затем в 1701 году пожар уничтожил архив приказа Казанского дворца; не лучшим образом сказался на исторической застройке и XX век. Если для академических историков это всего лишь досадные неприятности (работают же как-то с Шумером и Урарту специалисты по древнему миру), то труд экскурсоводов усложняется экспоненциально — нужно рассказывать о том, что было, имея перед глазами то, что есть. Тем не менее некоторых распространенных ошибок все же следует избегать. Пускай даже ценой молчания: если о чем-то невозможно говорить, то — ну вы понимаете?

Экскурсии по Кремлю

Место силы для местных жителей и объект повышенного внимания со стороны туристов. Вход на территорию Кремля свободный, но без экскурсовода здесь подчас тяжело разобраться, что к чему.

Плюсы: профессиональные экскурсоводы и подъемная цена.

Неаккредитованных гидов на территории вы не встретите, поэтому шанс нарваться на некомпетентного рассказчика исчезающе мал. По крайней мере профильные курсы за плечами есть у всех. Экскурсионный отдел Кремля располагается в Спасской башне — полуторачасовая прогулка по сердцу Казани стоит 900 рублей с группы. Компаньонов там же, в проходе башни, найти нетрудно.

Минусы: не обнаружены.

Особенности: Сююмбике, ЮНЕСКО и другие сложные моменты Кремля.

Любая экскурсия по Кремлю может содержать в себе некоторое количество спорных тем и вопросов. Расположим их в порядке убывания абсурда.

1. «Казанский Кремль стал объектом ЮНЕСКО как последняя сохранившаяся тюркско-булгарская крепость».
Абсолютный нонсенс, однако имевший определенное хождение в народе. Если вы услышите такое от гида — потребуйте деньги назад. К ханскому периоду достоверно могут быть отнесены только основания подвалов нескольких построек.

2. «Рассказывают, что Иван Грозный, прослышав о сказочной красоте царицы Сююмбике, прислал в Казань своих сватов. Гордая красавица отказала русскому царю. Тогда Иван Грозный решил применить силу — пошел на Казань с огромным войском и осадил город. Сююмбике, чтобы спасти жителей, согласилась выйти замуж при условии, если русский царь за семь дней построит в Казани высокую башню. Условия царицы были приняты, и строительство началось. К исходу седьмого дня башня была готова. Тогда Сююмбике поднялась на самый верхний ярус башни и бросилась вниз головой. Так она погибла, не желая попасть в руки ненавистного царя. В память о своей славной дочери татарский народ назвал башню ее именем».
Если вам это рассказывают, это нормально, но только если есть важная оговорка: это всего лишь легенда. Не существует исторических документов, описывающих строительство башни, — пожар 1701 года их уничтожил, ханских документов также не сохранилось. Поэтому нет и единого мнения о точном времени постройки башни. Ясно одно: с Сююмбике ее начали связывать только в 1830-е, на волне моды на романтику и древность, до этого название не встречается.

3. «От памятника-часовни павшим воинам при взятии Казани в сторону Кремля ведет подземный ход, по которому доставляли порох».
Миф. Подкоп был, и даже не один, но не оттуда. Строго говоря, Иван Грозный брал Казань в ходе длительной регулярной осады, и для этого было сооружено минимум три подкопа — один или два под Муралеевы ворота (примерный район современной Тайницкой башни), с целью лишить город источника воды. Но шел подкоп не от «памятника павшим», а от существенно более близкого притока Булака. Другой подкоп был со стороны Тюменских ворот — нынешних Преображенских — и со стороны Ногайской дороги, будущей улицы Проломной — ныне Баумана.

4. «Кул-Шариф — воссозданная мечеть времен взятия Казани».
Строго говоря, никто не знает ни как выглядела та мечеть, ни даже где в точности она располагалась. Откровенная байка о реконструкторском характере Кул-Шарифа была запущена 15 лет назад неизвестным чиновником невысокого ранга и оказалась на удивление живуча. На официальном уровне никто и никогда этого не произносил.

5. «Шапка Казанская — трофей Иван Грозного».
Все не совсем так: шапка Казанская — золотой филигранный венец, изготовленный приблизительно в 1553 году для Ивана Грозного сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Русскому государству и упрочения титула Казанского царя. Хотя точных сведений об изготовителях ее нет, но есть убедительные основания не считать ее трофеем, самое очевидное из которых — это ее внешний вид.

Вердикт: на посещенной экскурсии прозвучали только пункты 2 и 5 — и оба раза с правильными оговорками. Зачет.

Двухэтажные автобусы City Sightseeing

Один из многих проектов универсиадской эпохи, двухэтажные автобусы City Sightseeing — сами по себе самоходные достопримечательности города (не в последнюю очередь благодаря двусмысленным баннерам «Посетите Москву!» сзади).

Плюс: удобство.

Билет действителен в течение двух дней (можно выходить у понравившегося памятника и садиться на следующий автобус), вместо живого гида — запись на нескольких языках, обстоятельный маршрут и регулярное следование.

Минус: неинформативность.

Закадровый голос включается в непосредственной близости от отмеченных на карте точек и реплики его не отличаются ни распространенностью, ни глубиной. Если вы хотите обсудить с попутчиком погоду, впечатления от Казани или житейские вопросы — это плюс, но с точки зрения познания города — жирный минус.

Особенность: митинги рыбаков и многоходовочки в театре Камала.

Закадр не без странностей: проезжая мимо сквера на площади Свободы, любимого места митингующих на протяжении 20 лет постсоветской истории республики, до того бесстрастный голос вдруг начинает шутливо говорить о национальном характере казанцев — спокойном и рассудительном в целом, но: «Редкие митинги недовольных горожан проходят здесь, немногочисленные, если только речь не идет о таких популярных формах досуга, как рыбалка и охота». Или острота про театр Камала: «Об этом театре ходит анекдот, что над шутками в его спектаклях смеются трижды. Первый раз — татарские зрители, понимая их без перевода, второй раз — русскоязычные зрители и третий раз — татары над русскоязычными соседями».

Вердикт: опыт интересный. Но не более.

Такси-экскурсия

Отчаянно нелюбимые профессиональными экскурсоводами таксисты-говоруны появляются аккурат в туристический сезон, стоят у Баумана, вокзала и Кремля, обещают индивидуальный тур по широкому набору направлений — Казань, Свияжск, Раифа, Болгар и отдельно Храм всех религий. Цена за полуторачасовую экскурсию договорная, но торговаться приходится с отметки в 2000 рублей.

Плюс: отправление в любое время.

Делового вида личности дежурят возле машин, украшенных табличками формата А4, едва ли не круглосуточно. На недостаток клиентуры тоже не жалуются.

Минусы: характерный типаж экскурсовода: «человек, которому сложно довериться».

Все в облике и повадках моего гида выдавало в нем человека сложного и многогранного: блеклые мелкие татуировки на кистях рук, внушительная серебряная цепь, выглядывающая из расстегнутого ворота рубашки, соседство двуглавого орла, шамаиля и тряпичного Кота казанского на передней панели его некогда белоснежного «Ларгуса». Атмосферно — да. Располагает к доверию — нет.

Особенности: эпический стиль и байки о масонах.

Базу повествования такси-гида можно назвать даже академической, но поверх нее накладывается ядреная смесь мифов, новейшего городского фольклора, сленга и личного опыта. Любое событие обязательно имеет героя, актора, вокруг которого разворачивается история — деяния Петра I, Екатерины II, президентов Шаймиева, Путина и Минниханова в его изложении приобретают размах абсолютно летописный. Так в его изложении выглядит история храма Сошествия Святого Духа в Суконной слободе и театра кукол «Экият»: «Гулял президент с помощниками по Казани и увидел, что в церкви театр кукольный, разозлился: „Универсиада, говорит, скоро, а у нас позор такой. Не поймут же европейцы! Церковь вернуть и отреставрировать, а рядом выстроить новый театр, чтобы им гордиться можно было“». Нельзя сказать, что все было совсем не так, но нарушенная хронология событий и опущенная роль третьих лиц вкупе с державным размахом (особенно заметным, когда рассказчик без щелчка переключается с повествования о Петре Великом) порождают комичный эффект — вряд ли запланированный туром. На мелкие оговорки вроде того, что каждая встреченная церковь почему-то оказывается XVIII века (а на самом деле годы постройки встреченных нами храмов колебались от действительно первой четверти XVIII века, в случае с Петропавловским собором и Духосошественским храмом, до начала XX века — как, например, старообрядческий Покровский собор), еще можно закрыть глаза, а вот с откровенными странностями хотелось бы разобраться. Например, хочется взять и отменить легенду о часах на Александровском пассаже на Кремлевской улице, что три раза останавливались и в третий раз — после смерти Александрова — навеки замерли. Живучесть этой байки просто удивительная, и истоки этой живучести, скорее всего, лежат в мистическом флере, окутывающем много лет пустующее здание, в реальности часы вполне исправно ходили по крайней мере до начала 1980-х. И сомнительный рассказ про архитектора Рауша, хитрого масона, разукрасившего этот и соседний, Чернояровский, пассажи символами вольных каменщиков, вопреки воле заказчика и первоначальному проекту. Что поделать — разнообразное «масонство» в целом весьма популярно в экскурсионном промысле Казани.

Вердикт: заблуждаться, оказывается, можно искренне и с энтузиазмом. Жаль, что это скорее театральный перформанс, чем экскурсия.

«Ночная Казань»

В портфолио любой казанской экскурсионной фирмы входит экскурсия с интригующим заголовком — подразумевается, впрочем, не посещение злачных мест, а всего-навсего вечерняя вылазка с осмотром чудес иллюминации — этим умением Казань по праву может гордиться. Разумеется, так как все подсвеченные объекты — «Чаша», «Арена», Дворец земледельцев, театр кукол и пр. — насчитывают от силы лет 10−15, в экскурсию входит и рассказ об истории города.

Плюсы: отличная возможность завалить ваш «Инстаграм» сотнями видовых фотографий.

Минусы: минимальные — разве что вероятность того, что в самый ответственный момент подсветка огромного дерева во Дворце земледельцев может быть отключена.

Особенности: белый барс и утраченный казан.

Только на четвертой экскурсии я впервые услышал о том, чего предполагал не миновать с самого утра: сагу о белом барсе, символе рода Барсилов. В устах экскурсоводов стройность и непрерывность приобретает то, что на самом деле зыбко и небесспорно. Строго говоря, конечного мнения, кем были эти Барсилы, нет, однако порой их именуют титульным родом Волжской Булгарии. Что, мягко говоря, небесспорно и в зависимости от деталей и интонации может быть и вовсе неверно. В реальности же в 1992 году, когда принимался новый герб нашей республики, фаворитом был Зилант — герб и Казанской губернии, и Казанского ханства. Однако в ту же пору были сильны и позиции «булгарситов». И в конечном итоге, с легендарным обоснованием, гербом республики стал барс, чтобы подчеркнуть связь современного Татарстана с Волжской Булгарией и всем тюркским миром в целом. С этим не поспоришь — закон есть закон.

Второй бросившийся в глаза недочет — сто раз пережеванный рассказ о трех вариантах происхождения названия Казани. Собственно, вот он как раз тот пример, когда историю уже никак не отделить от мифологии. Происхождение топонима Казань дело темное — то ли дело к казану восходит, который кипел сам собой или потерян в водах был, то ли чуваши тут жили, то ли марийцы, то ли булгарский хан Хасан — и у всякой версии находятся свои основания. Впрочем, в рассказах о Казани, разумеется, доминируют разные версии приключений хана и казана, без упоминания марийцев и чувашей, — то ли политкорректность, то ли, напротив, дискриминация.

Вердикт: сказки лучше всего слушать в темноте — да и как подписи в «Инстаграме» они смотрятся отлично.

Экскурсия по Старо-Татарской слободе

Бонус-трек: поход вокруг Кабана в компании школьников-дзюдоистов.

Плюсы: увидеть что-то похожее на старую Казань можно только на этом туристическом маршруте.

Минусы: далеко не все агентства предлагают такую пешую прогулку.

Особенности: лохнесский Зилант и золото Колчака в Кабане.

Сразу оговорюсь, что случай из ряда вон выходящий: лекцию об истории Старо-Татарской слободы я слушал в компании школьников-дзюдоистов, которых, ко всему прочему, постоянно подгонял тренер — поэтому экскурсоводу пришлось сократить полуторачасовой рассказ в два раза и явно импровизировать на ходу. Но даже в этих условиях многих недочетов можно было бы избежать. Например, переселения Зиланта с одноименной горы и уподобления его лохнесскому чудовищу — то есть превращения в водоплавающую змею, что, безусловно, мощная стилистическая находка. Без рассказа о фильме «Сокровища ОК» тоже можно было обойтись, хотя понятно, что ханским золотом легко заинтересовать школьников. Для значительности экскурсовод приписал Кабану существование тайного хода от Кремля, по которому осажденные ходили за водой и там же где-то спрятали основную часть казны. Надо заметить, что серьезно к ханскому кладу в Кабане никто давно не относится, что, впрочем, съемкам фильма о нем не помешало. Для красоты повествования в Кабан переместилось (вот это чудеса!) и золото Колчака. Интересная мысль — обычно в легендах это золото прячут по всей Сибири, иногда в Чехословакии, но, действительно, почему бы ему не пропасть прямо тут, в Казани? Должен же быть тот снаряд, что дважды в одну воронку попадет, не иначе. Странный акцент делается на смраде, якобы исходящем в прошлом веке от мыловаренного завода Крестовниковых (ныне «Нэфис»), — экскурсовод сам не замечает, как противоречит себе: чуть раньше он говорил о том, что из этого же озера черпали воду для пивного завода Петцольда. Не говоря уже о том, что рассказывать о зданиях, не находящихся в пределах видимости, — грубая методологическая ошибка.

Полагаю, что мне просто не повезло и я связался с плохой компанией. В конечном итоге территория экскурсовода — это история в самом первичном, плутарховском понимании этого слова — умение рассказать о прошлом и обыденном интересно. И грустная правда заключается в том, что не бывает универсально хороших рассказчиков, экскурсоводов. Однако в современном мире, мире доступной информации, гид — уже все менее обязательное условие для изучения новых городов, но с ним как-то приятнее все же, душевнее.

Вердикт: приобретайте экскурсии через агентства и не забывайте, что скупой платит дважды.

Фотографии: Даниил Шведов


Комментарии — 0
Войдите, чтобы добавить комментарий
ФейсбукВконтакте