Burger
Говорит Альмет. Магистрантки ГИТИСа провели в Татарстане лабораторию театра горожан — «Инде» разбирается, почему это может быть интересно
опубликовано — 04.02.2022
logo

Говорит Альмет. Магистрантки ГИТИСа провели в Татарстане лабораторию театра горожан — «Инде» разбирается, почему это может быть интересно

Место встречи

В конце января в Альметьевске прошла театральная лаборатория «Город, где я» магистранток ГИТИСа Эльвиры Галеевой, Екатерины Лучниковой, Елены Горлатовой, Марии Крашенинниковой-Хайт и Ани Мухамедзяновой.

Участниками лаборатории стали горожане без театрального опыта, а в основу итогового спектакля, который представили на сцене Альметьевского татарского драмтеатра, легли простейшие, но искренние истории из их жизни. Камиль Гимаздтинов вместе с организаторками проекта рассказывает, как появилось такое искусство и кому оно может быть нужно.


Весь XX век театральные сообщества в разных странах мира пытались отреагировать на социальные и политические запросы своего времени. Для России этот процесс начался уже в 1920-е годы с программы «Театральный октябрь» Всеволода Мейерхольда. В ней провозглашалось расширение границ театральности и привлечение массы зрителей к соучастию через площадные и митинговые формы постановок.

Полвека спустя левый латиноамериканский режиссер Аугусто Боаль моделировал в своих спектаклях конфликты «угнетаемых» и «угнетателей». Зрители прямо во время показов разыгрывали свои варианты разрешения споров и делились мнениями об увиденном. Пройдя через европейскую призму в 1990-е, социальный театр полностью избавился от необходимости «играть в роли» и сконцентрировался на человеке. Во флагманских проектах выпускников гессенской театральной академии Rimini Protokoll и She She Pop практически все, что произносится на сцене, акторы говорят от себя. Даже если это инсценировка марксовского «Капитала».

В русскоязычном пространстве театром горожан всерьез заинтересовались совсем недавно. В 2020 году — после того, как фонд «Живой город» организовал тематическую лабораторию с кураторами Адой Мухиной и Наташей Боренко. Первых ее результатов не пришлось ждать долго, даже несмотря на пандемию. В ближайший год новые спектакли и кружки, изучающие методику гражданского театра, появились в Москве, Казани и Алматы.

Аня Мухамедзянова

PR- и контент-менеджерка лаборатории «Город, где я»

Кажется, люди поняли, что не всегда можно поговорить о какой-то теме напрямую, особенно если у вас разные взгляды. Но если есть общий процесс, в котором обе ваши оптики важны и вы долго работаете, не перебивая друг друга, это противостояние сторон может быть углублено и сглажено театральными практиками. Это такой новый способ встретиться с тем, кого ты не знал и не видел либо не хотел видеть. А у вас — раз, и появляется общее место.

Для создательниц «Города, где я» увлечение театром горожан началось с ЦИМа (московского Центра им. Мейерхольда. — Прим. «Инде»). В июне 2021 года режиссер Георг Жено и его жена Настя Тарханова провели там тематический интенсив. Участники изучали кейсы и ставили эскизы спектаклей, а уже в конце августа организовали кружок театра горожан в ЦИМе по предложению директора Елены Ковальской.

Мария Крашенинникова-Хайт

кураторка лаборатории «Город, где я»

Если в Древней Греции людей волновали судьба и рок, то сейчас становится важно встретиться с собой и другим, нащупать, где «я — автор», где мое мнение значимо, где я включаюсь в другого и как мне не потеряться. Это глобальный смысл театра вообще — он отвечает на запрос социальной реальности, которая вокруг нас сейчас. Нам не хватает горизонтальности, и мы понемногу пробуем с ней встречаться. Не хватает спектакля «про меня», где мне дают прозвучать, даже не выходя на сцену. Где я чувствую, что это моя история, моя тема. Это чувство дает театр горожан.

Елена Горлатова

кураторка лаборатории «Город, где я»

Ты видишь на сцене своего коллегу, друга или просто незнакомого человека. У него интересная жизнь, есть что рассказать, и он не суперзвезда — такой же, как ты. Вот это чувство, что «моя жизнь тоже может вызывать интерес, я тоже могу быть там, мой взгляд на мир может быть частью спектакля», очень важно, и его получают зрители.

Альметьевский проект не только создал пространство для высказывания людей, которые редко делают это на публику, но познакомил и свел их на довольно длительное время. Январские встречи длились неделю, в них участвовали 19 человек. В итоговом показе на сцену вышли 12 акторов. При этом организаторки никак не ограничивали горожан в возможностях. Единственным критерием отбора было участие в лаборатории с первого до последнего дня. Финальный эскиз собрали из монологов героев и простой социальной хореографии.

Местами не обошлось без отыгрыша: часть героев все же дистанцировались от себя и уходили в худслово, но это не смазывало общую картину. Такие ситуации естественны и неизбежны в работе с непрофессионалами, так что до сих пор не совсем понятно, нужно ли в социальном театре ограничивать людей в их желании «поиграть». Кураторки лаборатории считают, что отсутствие саморедактуры движения и речи — важная часть присутствия человека на сцене.

Мария Крашенинникова-Хайт

кураторка лаборатории «Город, где я»

Мы с самого начала предупреждали участников, что делаем не лабораторию актерского мастерства, у нас не будет мастер-классов по игре и пластике. Мы помогаем людям проявляться через театр такими, какие они есть. Большинство участников писали в анкетах: «я вообще не знаю, что это будет, но мне очень интересно». Кто-то хотел выйти из зоны комфорта, кто-то — узнать город, в котором живет. Но ни у кого не было жесткой цели, и это в духе театра горожан. Формат предполагает некоторую неопределенность. Только когда встречаемся, мы понимаем, чего хотим.

В конце спектакля звуковик сказал мне: «Вот ты переживала, а все очень круто получилось. Когда следующий такой проект будет, я обязательно буду участвовать, одно место бронируй». Для меня важно, что он почувствовал себя не работником театра, а тем самым горожанином, был по-человечески включен в процесс.

Организаторки особенно отмечают горизонтальность, возникшую в их проекте. Безусловно, часть задач они выполняли в одиночку, но основу работы составило именно взаимодействие: создание структуры лаборатории, наполнение ее контентом и продвижение. Кажется, здесь это соответствие формы содержанию особенно нужно, учитывая, что социальный театр сам по себе — критика закрытых систем и вертикали.

В этом контексте интересно, что лаборатория и финальный показ прошли на площадке татарского драмтеатра. По словам Эльвиры Галеевой, его руководство само предложило познакомиться и придумать совместный проект. Для Эльвиры он стал способом изучить город, чтобы позже открыть здесь собственную площадку социального и инклюзивного театра.

Эльвира Галеева

продюсерка лаборатории «Город, где я»

За пять лет жизни в Альметьевске я всего пару раз была в театре, но приехала познакомиться с руководством. Интуитивно почувствовала, что именно театр горожан поможет мне исследовать почву города максимально эффективно. Мы с однокурсницами сели заполнять заявку в Фонд культурных инициатив, потом позвонили в благотворительный фонд «Татнефть», где нам согласовали бюджет. В декабре сели писать программу.

Еще с осени 2021-го, когда я рассказала театру про формат, они искренне и честно приняли нас. Я сомневалась в этом, но в январе увидела, как сотрудники театра очень активно включились в процесс и были заинтересованы.

Елена Горлатова

кураторка лаборатории «Город, где я»

Я попросила Элю о встрече с директором театра. Мне интересно, как государственные театры могут быть заинтересованы в театре горожан, а тот — стать ресурсом развития первых. Моя дипломная работа связана с этим.

Директор очень заинтересована и вовлечена в современный театр, ее понимание важности горожан позволило этому проекту случиться. Она говорила, что это инструмент привлечения новых зрителей. Театр рефлексирует над своей позицией в городе. Для меня удивительно было, что он идет на эксперимент, абсолютно не зная нас и что мы умеем: «Страшно, но ужасно интересно!»

Пока неясно, во что эксперименты с театром горожан выльются глобально, но уже понятно, что такая демократизация искусства идет на пользу и зрителям, и участникам процесса. Зрители получают честный и правдивый разговор о (часто) базовых вещах, которые обычно не принято обсуждать. Участники — возможность высказаться, чувство нужности и близости человека.

Мария Крашенинникова-Хайт

кураторка лаборатории «Город, где я»

На обсуждении после показа одна девушка сказала, что поймала чувство внутренней паузы. Она остается собой. Это зазор для встречи с собой, такого в городе на привычных траекториях не хватает. Каких-то вопросов себе не задаешь, хотя ответы в тебе лежат. Все честно дают себе этот час — важный эффект театра горожан. Люди встречаются с собой не навязанно, не через оптику режиссера.

Аня Мухамедзянова

PR- и контент-менеджерка лаборатории «Город, где я»

Несмотря на существование разных форм социального искусства, пока не совсем понятно, как презентовать свой проект. Как звать людей на показ, как формулировать что-то для тех, кто впервые столкнется с твоим форматом. Дело не в размерах города. Это был классный способ исследовать, как мы можем формулировать язык для привлечения новых людей, чтобы это интересовало, заявок становилось больше и была нужда возвращаться в город, где мы уже побывали.

Елена Горлатова

кураторка лаборатории «Город, где я»

У меня много вопросов. Пытаюсь понять, как создать для горожан чувство безопасности — чтобы людям не приходилось «играть на сцене», быть не такими, какие они есть. Думаю, как сделать процесс видимым для других. Лаборатория была неидеальна, есть что доработать и подкрутить, но это ценный опыт. Он был похож на каучсерфинг, когда город встречает тебя людьми и ты знакомишься с местом через них.

Во время проекта мне написали из тюменского театра «Космос». Придумали новую программу, скоро поедем туда. Что получится — не знаем, но учтем опыт Альметьевска.