10 вещей, которые нужно знать о команде Rimini Protokoll
4-го и 5 августа в рамках театральной лаборатории «Свияжск АРТель» состоится встреча «Призвание» — результат совместной работы основателя Rimini Protokoll Штефана Кэги, продюсера Каролин Барно, молодых казанских семинаристов и художников. Приезду Rimini Protokoll в Свияжск необходимо радоваться так, будто это Massive Attack или Radiohead решили отправиться в тур по Поволжью. Rimini Protokoll — одна из самых необычных и самых востребованных театральных компаний. За всем, что она делает, пристально следит мировое театральное сообщество. «Инде» в 10 пунктах объясняет, почему надо срочно паковать чемоданы и выплывать в Свияжск, если вы еще по какой-то причине не там.
Вам бы в голову не пришло назвать Rimini Protokoll театром, если бы это не сделали до вас
Rimini Prototkoll — это команда всего из трех человек. Штефан Кэги, Хельгард Хауг и Даниэль Ветцель объединились в 2002 году в Берлине и с тех пор радикально поменяли привычную театральную матрицу. Три театроведа решили извлекать театр непосредственно из реальности с помощью самых различных средств. Выяснилось, что для этого им не нужны ни театральное здание, ни драматургия, ни актеры. Зато периодически требуются айпэды, наушники, грузовики или роботы. Каждая их работа — это построение нового типа коммуникации, максимально адекватного теме исследования. Темы меняются, а значит, и прежние инструменты перестают работать. Неизменным остается принцип игры, ведь, как говорит Штефан Кэги, «игра важнее месседжа». Поэтому их спектакль становится аудиопрогулкой по городу, собранием акционеров или походом в гости.
Rimini Protokoll могут устроить театр на кладбище, в грузовике и даже у вас дома
Их работа Remote X — это променад по городу в наушниках, в которых звучит компьютерный голос, прокладывающий путь и отдающий команды группе участников из 50 человек. Путь традиционно начинается с кладбища. Голос может предложить начать забег, отрепетировать пару балетных па на эскалаторе, выбрать наиболее понравившуюся могилу или начать рассуждать о смерти и слепом повиновении технологиям. Променад нацелен на коллективный опыт преломления привычной оптики, причем оптика ломается как у участников, так и у недоумевающих прохожих. Remote X одновременно и предоставляет новый уровень свободы (не каждый день позволишь себе групповой танец посреди улицы), и демонстрирует пугающий механизм принуждения. Здесь ты одновременно ощущаешь единение с группой «заговорщиков» и крайнюю степень отчужденности и замкнутости внутри контролируемой компьютером системы.
Проект Cargo X — это тоже путешествие по городу, но уже в кузове грузовика. В центре внимания — рассказ двух дальнобойщиков об их жизни в пути по маршруту Москва — Магадан — Москва, где рейс в одну сторону занимает 22 дня. Во всю стенку грузовика — стекло, зеркальное с внешней стороны. Через него московские промзоны, дополненные кадрами Колымского края, становятся спектаклем.
Для осуществления проекта «В гостях. Европа» Rimini всегда предварительно подыскивают радушных и гостеприимных добровольцев, готовых к тому, чтобы их квартира приютила спектакль. Здесь, в домашней атмосфере, осуществляется чайный саммит в тапочках: 15 человек сидят над картой Европы, получают различные задания от смешного кассового аппарата, и все это превращается в обсуждение острых геополитических вопросов. Постепенно взаимоотношения, выстраиваемые за столом, начинают представлять мини-модель структуры Евросоюза, а личностный опыт участников, отвечающих на вопросы кассового аппарата, неожиданно рифмуется с политической ситуацией в Европе.
В спектаклях Rimini Protokoll почти нет людей
Rimini славится своим умением обходиться без актерского вмешательства: ни Remote X, ни «В гостях. Европа» в людях вообще не нуждаются, а спектакль Situation Rooms предполагает, что участники в наушниках и с айпэдами в руках перемещаются по кинематографически детально сконструированным комнатам. Их передвижения предопределены видеозаписью, демонстрирующей, как по тому же маршруту проходили предшественники.
Герои спектакля — реальные люди со всего мира, чьи судьбы так или иначе связаны с оружием: они его изготавливают, продают, одобряют на государственном уровне и убивают c его помощью. Их здесь нет, их истории звучат в наушниках, а участники действуют от их лица: управляют дроном, разливают борщ, прячутся за углом от снайпера. В течение спектакля, граничащего с виртуальной реальностью, каждый участник освоит 10 ролей.
Необходимо придерживаться намеченного сценария: спектакль построен на постоянном взаимодействии — если в нужное время не оказаться на месте, можно не успеть надеть на кого-то бронежилет или не осмотреть вовремя огнестрельную рану. Эта схема выстраивает определенный уровень ответственности и ощущения своей причастности к целой цепочке взаимосвязанных событий: продаже Саудовской Аравией Германии танков, производству ПВО, хирургической операции в Сьерра-Леоне, убийству сирийских беженцев.
Спектакль Situation rooms
Даже если в спектаклях Rimini Protokoll есть люди — это все равно не актеры
Есть у Rimini Protokoll целый ряд спектаклей, в которых все же зрители не остаются один на один с компьютером. Это случаи «экспертного театра», как называют его создатели: театра, создаваемого по принципу аутсорсинга. Задействованные в нем люди рассказывают истории из собственной жизни, делятся экспертным мнением на тему, заданную спектаклем, или же выполняют другие функции, делегированные им создателями. В спектакле «Карл Маркс. Капитал. Том 1» это были рассказы о том, как марксизм повлиял на их частную жизнь, а в работе «Пробы грунта в Казахстане» участвовали представители различных стран, возрастов и социальных слоев, чью судьбу определила казахстанская нефть.
В одной из их последних работ — State 1−4, состоящей из четырех серий и посвященной кризису демократии, в серии Society Under Construction принимают участие экономист, биолог, юрист, инвестиционный консультант и еще целый ряд экспертов. Этот спектакль посвящен масштабным незавершенным проектам — Берлинский аэропорт, автомагистраль А3 в Италии, стадионы в Катаре. Глобальные стройки, скрывающиеся за ними конфликты интересов и коррупционные схемы рассматриваются создателями как модель постдемократического общества. Спектакль на примере замороженной структуры констатирует кризисное положение принципа разделения властей и невозможность преодоления столкновения сил и интересов, парализующих жизнь.
Спектакли Rimini Protokoll идут по всей планете
В силу того что зачастую спектакли Rimini Protokoll после появления перестают нуждаться в авторских ресурсах и представляют собой идеально сконструированный механизм, они могут существовать и без непосредственного участия создателей. Так, география проекта Remote X простирается от индийского Бангалора до Лос-Анджелеса и обратно. Есть вероятность, что в данную минуту несколько сотен людей выбирают симпатичные могилы на кладбищах Сантьяго и Парижа, а в Милане и Хертогенбосе оттачивают свое хореографическое мастерство в общественном транспорте.
Еще один автономный site-specific хит от Rimini — это 100% City. Он тоже с достаточной равномерностью распределился по планете и представляет горожанам уроки занимательной статистики и предельной степени толерантности.
Rimini Protokoll создает театр из статистических данных
Статистика — еще одна характерная черта работ Rimini Protokoll. В ней они тоже, на удивление, умеют разглядеть театр. Для спектакля 100% City необходимо 100 случайных горожан: обычно они приглашают одного, тот должен захватить с собой друга, и так пока не наберется сотня. После некоторой подготовки эта сотня собирается на сцене, над ними — камера, за ними — экран. Отвечая на различные вопросы, сотня выстраивается соответствующим образом на сцене, а на экран тут же проецируется их изображение, преображенное в графики и схемы. Так можно узнать, какой процент горожан довольны нынешней властью, давали взятку или верят в любовь. На фоне статистических данных проявляются человеческие истории, и в итоге рассказы о любимых вещах, людях и заветных мечтах побеждают любые цифры.
На статистических принципах строится и уже упомянутый спектакль «В гостях. Европа»: гостям задают вопросы, ответы сохраняются и потом превращаются в график. Поскольку спектакль игрался практически по всей Европе, по этому графику теперь можно отследить, например, представители какой страны чаще всего скрывают свою национальность или участвуют в конфликтах с применением физического насилия.
Спектакль «В гостях. Европа»
Rimini Protokoll использует новые технологии, но не пытается ими никого удивить
Спектакли Rimini Protokoll не обходятся без новейших технологий. Но используют их вовсе не для того, чтобы создать wow-эффект. Здесь можно увидеть только те технические приспособления, которые прочно обосновались в обыденной жизни и оставляют свой след в наших отношениях с реальностью.
Их знаменитый спектакль Call Cutta Mobile Phone Theatre (еще есть версия Call Cutta in a Box) — это телефонный разговор с работником колл-центра, специально для этой цели созданного в индийской Калькутте. Сотрудник с помощью Google Maps водил своего подопечного по Берлину, обращая его внимание на различные мельчайшие детали. Заканчивался спектакль у большого экрана, на котором зритель видел своего оператора в реальном времени. Оказывалось, что, сидя в Калькутте, можно не только неплохо ориентироваться в Берлине, но и влиять на жизни его жителей.
Rimini Protokoll наблюдает за случайностями
При всей своей технологической прогрессивности, страсти к статистическим данным, аналитике и конструированию дополненной реальности, Rimini Protokoll остаются чрезвычайно чуткими к практически медитативному наблюдению за подлинной реальностью. Одна из их главных слабостей — любовь к случайностям. Компьютерный диктат Remote X сочетается с очевидным призывом вглядываться в действительность и быть готовым стать частью любого его проявления.
Апофеозом этого подхода стала работа Sonde Hannover. Зрителей поднимали на вершину высотного здания, они сидели на крыше с биноклями и наблюдали за происходившим на площади. На площадь создатели помещали мяч, в наушниках тем временем зрители слушали звуки футбольного матча и наблюдали за передвижениями мяча и разворачивающимися вокруг него событиями.
Rimini Protokoll видит театр в экономике и политике
В спектакле «Германия-2» Rimini Protokoll спроектировали альтернативное заседание Бундестага в бывшей столице ФРГ Бонне. Во время заседания, транслировавшегося в реальном времени, собравшиеся участники получили наушники и роли депутатов. С отставанием всего в несколько секунд они повторяли парламентские речи, помещая «театрализованную» посредством массмедиа политику в реальность.
А вот для того, чтобы стать зрителем спектакля «Собрание акционеров», надо было сначала стать действительным акционером: покупка акции автомобильного концерна давала право участия в собрании-спектакле. Собрание восьми тысяч акционеров проходило в конгресс-центре. Сам факт присутствия театральных зрителей на этом событии превращал его в театральное представление.
Rimini Protokoll готовит очередной потенциальный хит с участием робота-гуманоида
Недавно Штефан Кэги запостил в «Фейсбуке» видео с шевелящим губами роботом-андроидом, которого изготавливают в цехах мюнхенского «Каммершпиле» к октябрьской премьере Rimini Protokoll. Спектакль Uncanny valley будет посвящен феномену «зловещей долины» — эффекту крайней неприязни, создаваемому видом андроида (ставшего крайне популярным в Японии) в сознании человека. Чем ближе внешность робота к внешности реального человека, тем более пугающий эффект он производит на мозг, бессознательно считывающий самые мельчайшие несоответствия и приходящий от этого в панику. Робот станет точной копией драматурга Томаса Мелле, а это означает, что Uncanny valley будет первой работой Rimini с драматургом. Правда, с робо-драматургом. Спектакль поставит ряд вопросов: что означает для оригинала появление копии? способствует ли наличие копии самопознанию? будут ли копия и оригинал соперничать или же, наоборот, они способны помочь друг другу?
Спектакль Cargo Moscow
Фото: скриншоты rimini-protokoll.de