Burger
Гид. Что смотреть на XIII Казанском Международном фестивале мусульманского кино
опубликовано — 05.09
просмотры — 1946
комментарии — 1
logo

Гид. Что смотреть на XIII Казанском Международном фестивале мусульманского кино

Кино из Африки, три ретроспективы и работы молодых российских режиссеров

5 сентября в Казани начинается XIII Международный фестиваль мусульманского кино. На главный приз в номинации «Игровое полнометражное кино» претендуют 10 фильмов, но призы также вручат в номинациях «Лучший короткометражный игровой / документальный фильм», «Лучший полнометражный документальный фильм», в программе «Россия молодая» и отдельном конкурсе татарстанского кино, впервые сформированном в этом году. Кроме фильмов, которые будут бороться за призы, на фестивале, как обычно, представлена обширная внеконкурсная программа. Чтобы не запутаться в конкурсах, именах режиссеров и названиях картин, «Инде» попросил арт-директора КМФМК Альбину Нафигову подробнее рассказать о главном кинособытии Казани.


Показы XIII Казанского Международного фестиваля мусульманского кино пройдут в кинотеатрах «Родина», «Мир», «Корстон», «Киномакс» и в Казанском Кремле. Расписание показов — на сайте, там же — полные конкурсная и внеконкурсная программы. Вход на все показы свободный.


Альбина Нафигова


арт-директор КМФМК



Конкурсная программа

В этом году мы собрали программу быстро — поступило много заявок, а у отборочной комиссии накопился большой опыт работы именно с нашим фестивалем. В комиссии четыре киноведа: председатель Сергей Лаврентьев, Иван Форгач, который отвечает за фильмы из Восточной Европы, Адиля Хайбуллина, ответственная за кино из России и Татарстана, и Сергей Анашкин — большой специалист по азиатскому кино. Лично я всегда ратую за то, чтобы фестиваль был интересен аудитории, поэтому кино у нас всегда очень разное: от чистого арта до комедий.

В этом году на нашем фестивале тренд на фильмы из экзотических в мире кино регионов: это Южная Азия (Индия, Шри-Ланка, Таиланд, Непал, Бангладеш и др.) и Африка (Египет, Нигер, Судан, Алжир, Тунис и др.). За счет этого программа получилась визуально красочной. Если раньше красивыми натурными съемками выделялось иранское кино, то в этом году в конкурсе от Ирана, напротив, интерьерная бытовая драма («Фальшивка»). Отдельный тренд, который мы наблюдаем на протяжении последних нескольких лет, — фильмы режиссеров-женщин. Россию в конкурсе полнометражного игрового кино представляют два фильма, оба — работы учеников больших мастеров: «Софичка» Киры Коваленко (ученица Александра Сокурова) и «Амун» Анара Аббасова (ученик Алексея Учителя).

Национальная программа


«Неотосланные письма»

В этом году мы впервые собрали отдельный конкурс татарстанских фильмов, в который вошли 10 картин. Эта программа, может, и не очень интересна киногурманам и вряд ли станет откровением, зато она отражает все имеющиеся на сегодняшний день местные кинотренды: увеличение количества полнометражных фильмов («Неотосланные письма», «Айсылу»), дебютов режиссеров-женщин («Халима», «Блудный сын», «Джаннат») и анимационных картин («Стрела наследия»). Но не нужно думать, что национальный конкурс — это место, в которое мы слепо согнали фильмы всех местных режиссеров. В этой программе нам было важно показать панораму местного кино, где каждый фильм представляет определенную тенденцию. Но в Татарстане в последние годы идет активный кинопроцесс, снимается много фильмов, поэтому картины, которые не вписывались в концепцию этой программы, вошли в другие: к примеру, «Поверь» Ильшата Рахимбая поборется за звание лучшего игрового короткометражного кино, «Сокращение» Байбулата Батуллы участвует в программе «Россия молодая».

«Россия — исламский мир»


«Россия — исламский мир»

За скучным названием скрывается обширная программа из 33 коротко- и полнометражных фильмов из 27 стран стратегической группы «Россия — исламский мир»: Ирана, Ирака, Бангладеш, Турции, ОАЭ, Саудовской Аравии, Нигерии, Судана, Алжира и других. Это любопытная, разнообразная и достаточно неровная программа. Вначале мы думали сгладить эти неровности, но потом решили, что это нецелесообразно, ведь важнее показать весь существующий киноландшафт. Например, фильмы из Египта, где достаточно развитый кинопроцесс, можно условно отнести к арт-мейнстриму, их легко представить в ограниченном российском прокате, а документальные фильмы из Ирака и Афганистана, возможно, не так хороши по уровню мастерства, зато открывают окно в другой мир, о существовании которого мы никогда не подозревали.

«Индостан на стыке культур»


«Горящие птицы»

На мой взгляд, это одна из самых интересных программ. В ней пять фильмов: четыре полных метра и одна короткометражка. Мы отбирали их не только по географическому принципу, но и по жанровому: все фильмы — социальные драмы. Например, в программу вошла шри-ланкийская экранизация повести Чингиза Айтматова «Первый учитель». В программе «Ретроспектива», кстати, будет экранизация Андрея Кончаловского этого же произведения. Это совершенно разные по духу и исполнению фильмы, и, кажется, такие переклички и рифмы возможны только на нашем фестивале. Особняком в этой секции стоит фильм «Горящие птицы» — почти балабановское по темпераменту кино о том, как женщина в Шри-Ланке остается вдовой с семью детьми и, чтобы выжить, становится проституткой.

«Арт-Побережье»


«Чертово колесо»

Небольшая (всего четыре фильма) экзотическая программа из Мьянмы («Пропавший без вести»), Филиппин («Гидра»), Южной Кореи («Нагорная проповедь») и Таиланда («Чертово колесо»). Сюда мы взяли фильмы, которые, как я для себя сформулировала, объединены метафорой берега — они про поиск своего пристанища в мире. Фильмы из Мьянмы, Филиппин и Таиланда — это добротное зрительское кино высокого уровня. Из Южной Кореи к нам пришел очень наивный фильм о католиках, снятый буддийским монахом, но он интересен как феномен. На фестиваль большой делегацией приедет съемочная группа фильма — они очень хотят познакомиться с российскими мусульманами, и это абсолютное попадание в нашу фестивальную концепцию «диалога культур».

«Россия молодая»


«Сокращение»

После прошлого фестиваля режиссер Алексей Барыкин сказал, что программа «Россия молодая» была интереснее основного конкурса. Я не буду так категорична, но и спорить с тем, что «Россия молодая» — важная и любимая нами часть фестиваля, не стану. В эту концентрированную программу мы собираем фильмы молодых российских режиссеров — в таком количестве их мало где можно увидеть. Отдельные фильмы прокатываются по фестивалям и становятся очень известными (к примеру «Исповедь мизантропа» Татьяны Жуковой), но есть и малобюджетное региональное кино из Хакасии, Красноярска, Башкортостана, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга. Татарстан представит фильм «Сокращение» Байбулата Батуллы.

«Вне зоны доступа»


«Дети гор»

Это наша любимая программа, посвященная фильмам об инвалидах. Мы считаем, что показ кино об этих людях — тоже диалог культур. Но не нужно думать, что здесь будет матерая социалка, — программа состоит из интересного художественного кино. Это «Господин Хабиб» (о старике с болезнью Альцгеймера), «Дети гор» (филигранная драма о том, как мать принимает инвалидность ребенка), «Судьба» (фильм об аутистах). Также в программе участвует татарстанская картина «Вопреки». По уровню кинематографии она уступает остальным, но интересна нам, опять же, как феномен — ее снял режиссер с ДЦП. Кроме того, в этом году мы решили выйти за рамки кино. Программа «Вне зоны доступа» включает выставку социальной видео- и фоторекламы. Будет смотр и обсуждение, потому что уровень этой отрасли очень низкий и об этом нужно говорить.

«После СССР»


Кадр из сериала «Искусственное дыхание»

Это крошечная и нерегулярная программа, в которую входят фильмы, снятые режиссерами из бывших союзных республик СССР. В первый раз мы ее делали на фестивале в 2013 году, потом была пауза — не могли набрать достаточного количества фильмов. В идеале я бы хотела, чтобы программа стала регулярной, потому что интересно столкнуть на одной платформе кино из таких полярных стран, как Эстония и Узбекистан, Украина и Армения. В этом году в программе пять короткометражных фильмов из Грузии, Армении, Белоруссии, Азербайджана и Кыргызстана.

Форум «Время кино»

Параллельно с фестивалем мы делаем форум «Время кино». Он рассчитан на людей, которые хотят снимать кино или уже это делают, но чувствуют нехватку знаний и навыков по продвижению фильмов на сценарных питчингах и фестивалях. Помимо обширной программы мастер-классов для профессионалов на форуме будут и зрительские мероприятия. 10 сентября состоится день казанских презентаций, на котором режиссеры будут анонсировать свои будущие проекты. Мне кажется, это будет даже интереснее, чем национальная программа, потому что здесь мы увидим следующую ступень развития татарстанского кино, и это яркое соцветие имен и течений: Ильдар Ягафаров презентует «Байгал», Тимур Садыков — веб-сериал «Короли», Рустам Рашитов и Алексей Барыкин тоже расскажут о своих новых фильмах.

Также на форуме будут две программы короткометражного кино. Первая — армянская (до этого Армения попадала в наш фестиваль всего один раз), вторую представит компания Festagent, занимающаяся фестивальным продвижением фильмов. Они регулярно составляют сборники своих фестивальных фаворитов — последний из них покажем мы. Основатель компании Иван Золотухин будет членом жюри национального конкурса, а координатор проектов Ольга Баженова расскажет на форуме обо всех проблемах, связанных с прокатными удостоверениями. Также на форуме мы в тандеме с другими региональными кинодеятелями подготовим единую позицию и план совместных действий по поводу пересмотра спорного законопроекта об увеличении стоимости прокатного удостоверения до пяти миллионов рублей.

Ретроспективы и «Окно в Европу»


«Мама и другие сумасшедшие родственники»

«Окно в Европу» — традиционная программа фестиваля, но в этом году в ней всего три фильма, так как значительное место в расписании заняли фильмы из программы «Россия — исламский мир». В «Окне» получился набор из очень добрых фильмов — говорят, наш техник, который монтирует субтитры, прослезился на сербской картине «Добрица». Кроме этого есть «Мама и другие сумасшедшие родственники» (Венгрия) и «Анклав» (Германия).

В этом году будут три ретроспективы — Андрея Кончаловского, Николая Досталя и Салавата Юзеева. Ретроспективу Кончаловского мы уже делали в 2012 году, но тогда показывали его голливудский период, а сейчас — ранние фильмы («Дворянское гнездо», «Первый учитель») и последние хиты, которые не будет лишним еще раз показать на большом экране («Рай» и «Белые ночи почтальона Тряпицына»). У Досталя покажем три фильма: «Монах и бес», «Коля — перекати-поле» и «Петя по дороге в царствие небесное». Хотели взять еще «Облако-рай», но, к сожалению, не смогли найти приемлемую по качеству фильмокопию. У Юзеева покажем полнометражный «Курбан-роман (роман с камнем)», сборник его татарометражек и фильм «От Валдая до Алтая».

Обложка — «Амун», фото Альбины Нафиговой — личная страница VK


Комментарии — 1
Войдите, чтобы добавить комментарий
ФейсбукВконтакте

Bulat Ab
9 октября, 23:53
А что в этот раз так уныло, без порноактрис то?