Burger
«Как бы люди пережили выставку Серова без кафе? Никак!»
опубликовано — 05.04.2016
logo

«Как бы люди пережили выставку Серова без кафе? Никак!»

Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова — о сотрудничестве с музеями Татарстана, первой выставке галереи в Казани и музейных магазинах

В Казани генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова встретилась с президентом Республики Татарстан Рустамом Миннихановым, его помощниками Лейлой Фазлеевой и Наталией Фишман, министром культуры Республики Татарстан Айратом Сибагатуллиным, директором музея-заповедника «Казанский Кремль» Зилей Валеевой. Мы поговорили с ней сразу после встречи и узнали, когда в Казани пройдёт первая выставка от Третьяковки, как наращивать аудиторию казанским музеям и что поможет задержать посетителя на выставке.

Зельфира Трегулова

советский и российский искусствовед, куратор международных музейных выставочных проектов, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи

Выставочные проекты Третьяковской галереи в Казани станут результатом сотрудничества с казанскими Государственным музеем изобразительных искусств РТ и Национальным музеем РТ

Разговор о сотрудничестве шёл около полугода. До меня в Казань приезжали коллеги из отдела живописи первой половины ХХ века, заведующий отделом новейших течений Кирилл Светляков. Сегодня нам удалось договориться в принципиальных вопросах, и, когда мы говорим о присутствии Третьяковской галереи в Казани, мы говорим не о гастрольных выставках, а о сотрудничестве. Во всех проектах мы будем сотрудничать и взаимодействовать с казанскими музеями. На мой взгляд, это очень важно. Смысл выстраивать подобные отношения в том, чтобы интересные, современные высокие стандарты выставочных проектов, которые мы сейчас демонстрируем в Третьяковской галерее в Москве, мы бы привозили и сюда. Это будут выставки с интересными концепциями, интересным архитектурным и дизайнерским решением, они будут сопровождаться образовательными программами с нашими специалистами. Методисты Третьяковки проведут занятия с методистами казанских музеев. Планируется интересная программа и для взрослых, и для детей.

В каких-то случаях, как, например, с выставкой Булата Галеева, есть смысл сопровождать её кинопоказом. Сейчас на каждой из наших выставок мы выстраиваем интереснейшие кинопоказы, которые производятся на плёночных аппаратах. Насколько я понимаю, такая возможность сохранилась и здесь. Экспериментальное кино Булата Галеева имеет смысл транслировать именно в его подлинном виде ― на плёнке, а не в оцифрованном. Это дарит совершенно иное ощущение, гораздо более сильные эмоции, переживания, чем цифра.

Сейчас мы будем прорабатывать четыре темы выставок

Тема первой выставки ― «От символизма к авангарду». Это очень яркая и представительная часть коллекции Третьяковской галереи, но мы хотим показать её в диалоге с тем, что хранится в музее Изо Татарстана. В его коллекции ― замечательное собрание искусства символизма и русского авангарда, в первую очередь небеспредметного. Мы хотим организовать выставку, которая показывает различные направления модернизма: русский авангард, символизм, примитивизм, работы творческих объединений «Ослиный хвост», «Бубновый валет». Вторая тема, над которой мы будем работать, ― это выставка, посвящённая основателю НИИ «Прометей», основателю отечественной светомузыки Булату Галееву. Её было бы идеально сделать сначала в Казани, потом в Третьяковской галерее, потом в Европе, например в Карлсруэ, в Центре искусства и медиатехнологий, ZKM. Мы постараемся выстроить эту цепочку. Третьяковская галерея заинтересована принять выставку икон из иконостасов двух церквей в Свияжске и сделать выставку-рассказ об острове-граде с работами из музея Изо и Национального музея Татарстана.

Четвёртая тема, которая нам интересна, ― это организация в 2018–2019 годах выставки искусства второй половины XIX века ― той части нашего собрания, которая является наиболее обширной и наиболее часто ассоциируется с Третьяковской галереей. Это искусство передвижников, которое заслуживает того, чтобы на него посмотрели другими глазами и увидели в нём не то, что было принято вытаскивать в советские времена, когда его навязывали как вершину развития мирового искусства. Хочется показать, чем искусство передвижников было на самом деле и что современному человеку в этом искусстве интересно.

Мы заинтересованы делиться с музеями Татарстана своими знаниями, опытом, ноу-хау

Мы готовы помогать в отборе сотрудников на стажировки. Сейчас мы сами активно занимаемся организацией стажировок, потому что понимаем: для движения вперёд надо знать, как музеи существуют в мире сегодня. У музеев за рубежом более долгая история существования на негосударственные дотации и при этом с сохранением собственного лица. Сейчас важно научиться жить не только на государственные деньги, но и увеличивать средства, которые ты привлекаешь и зарабатываешь. И при этом сохранять лицо. Поверьте, когда вы правильно общаетесь со спонсорами, вам никогда не предложат ничего, что прозвучит как непристойное предложение.

Кроме того, у музея есть возможность зарабатывать. Мы будем сопровождать выставки продажей интересных сувениров, книг, которой в местных музейных магазинах и небольших точках явно не хватает. Не так давно в Третьяковской галерее мы перестроили работу магазинов, и это дало какой-то невиданный рывок в прибыли.

Наше сотрудничество ― это возможность более широкого привлечения посетителей в казанские музеи, которые явно нуждаются в наращивании аудитории. Коллекция музея Изо ― это блистательное собрание авангарда, и оно явно заслуживает большего внимания, чем есть сейчас. Но нужно многое сделать, в том числе обновить экспозиционное пространство, музейный магазин, сделать так, чтобы посетителям было удобно. Например, в «Смене» на первом этаже собираются открывать кафе. Надо мной смеялись, когда я пришла в Третьяковку и стала говорить про кафе, а как бы люди пережили выставку Серова без кафе? Никак.

Сегодня музей не может жить без создания инфраструктуры, которая поможет посетителям провести здесь больше времени. Нахождение в музейном пространстве ― это процесс: человек пришёл на выставку, походил, под впечатлением зашёл в кафе, посмотрел, что продаётся в музейном магазине, ещё походил по выставке, вернулся в магазин, купил что-то. Всё взаимосвязано.

В Казань будут приезжать лекторы из Третьяковской галереи

Так же, как это делают Русский музей, сотрудничающий с музеем Изо, и Эрмитаж, сотрудничающий с центром «Эрмитаж-Казань», сюда будут приезжать лекторы от галереи. В казанском Эрмитаже действительно интересная программа, на которую, думаю, слушатели бы пришли и в Третьяковку. Лекция о главных международных художественных событиях, таких, как биеннале или «Арт-Базель», ― это очень интересно, люди мало об этом знают и не понимают, зачем туда ездить (12–14 апреля в центре «Эрмитаж-Казань» пройдут публичные лекции, посвящённые биеннале в Венеции, «Манифесте» и «Арт-Базелю». ― Прим. «Инде»).

Первая совместная выставка запланирована на весну 2017 года

Дело в том, что выставочные пространства, на которые мы рассчитываем, до того заняты. Это будет не «Манеж», но помещение внутри Кремля.

Фото: Lumos