Burger
Banshee Space. Как появилось новое арт-пространство и кто его основатели
опубликовано — 26.09.2023
logo

Banshee Space. Как появилось новое арт-пространство и кто его основатели

Фанатам комиксных мультивселенных и любителям мистики

22 сентября в Казани заработало новое выставочное пространство Banshee Space*. Его основатели — Илья Татаров, Нурия Нургалиева и Арина Митюшникова — родились в конце 1990-х в разных городах России. Илья окончил колледж по специальности «художественная обработка дерева», Арина получила образование юриста, а Нурия — дипломированный архитектор. В конце прошлого года ребята встретились в Казани и поняли, что их творчество объединяет общая эстетика. Изначально Илья Татаров планировал создать арт-пространство самостоятельно, но со временем к проекту присоединились Арина и Нурия.

Дебютным проектом Banshee Space стала групповая выставка Bloodline, состоящая из работ самих создателей пространства. Художники поделились с «Инде» тем, как Bloodline раскрывает концепцию нового места, чего им не хватало в других казанских галереях, а также что связывает массовую культуру и ремесленничество.


Мастер обработки дерева, архитектор и юрист: люди, которые открыли Banshee Space

Идеологом Banshee Space выступает Илья Татаров. Художник переехал из Оренбурга в Казань год назад, но уже заявил о себе как об одном из самых активных художественных деятелей города. За это время Илья участвовал в групповых выставках «Пыль на ботинках» — проекте в рамках образовательной программы 2022 Re'Actor, курируемой Belova Art Gallery; FACE в ЦСК «Смена»; «Улица с односторонним движением» в московской Triumph Gallery; «Архитектура чувственного» в ES Gallery, а также в персональной «Геология мистицизма» в Belova Art Gallery.

Илья Татаров

художник, идеолог Banshee Space

В колледже [в Оренбурге] мы работали с деревом в традиционно-ремесленническом ключе: делали прялки, ковши, игрушки. В это время мне нравился сериал «Викинги» с его языческой и скандинавской атмосферой. Поэтому в своих первых объектах из дерева и глины вне колледжа я экспериментировал с религиозной тематикой: смешивал символики скандинавской, японской и православной мифологии. Тогда же я посетил выставку Евгения Голубцова, начал читать Казимира Малевича и решил создавать супрематические иконы. Эстетическими ориентирами моего творчества в то время служили ироничные работы московских концептуалистов Ильи Кабакова и Эрика Булатова, деревянные скульптуры Леонида Сокова, но больше всего — советский авангард. Для диплома я хотел сделать «Супрематическое распятие Иисуса Христа», но преподаватели не поддержали мою идею.

Окончив колледж в 2020 году, Илья вместе с друзьями организовал первую квартирную выставку «Антресоль», где представил свои экспериментальные работы. Чуть позже в распоряжение художников попало старое советское трехэтажное здание в центре Оренбурга — здесь они реализовали коллективную выставку «Давление». Тогда Илья задумался о выставочном пространстве, которым он хотел заниматься самостоятельно. Переехав в Казань, художник начал искать подходящее место. Илья осмотрел несколько помещений, но все они не подходили: где-то предлагали слишком высокую плату за аренду, а где-то — офисы, непригодные для создания мастерской. Весной этого года Илья устроился техником в музыкальное арт-пространство Werk, и его привлекло помещение закрывшегося секонд-хенда Mne Jarko.

Илья Татаров

художник, идеолог Banshee Space

Когда я увидел этот пустующий зал, понял, что он идеально подходит. Мне нравится, что помещение достаточно большое и расположено в Werk, который уже имеет свою историю и репутацию. Сотрудники музыкального арт-пространства тоже делают творческую движуху, которая совершенно мне не противоречит. Я связался с основателями Werk, представил им концепцию Banshee Space, и через какое-то время мы въехали сюда и начали подготовку к первой выставке.

Вторая соосновательница пространства, Нурия Нургалиева, начала свой творческий путь с диджитал-арта. Художницу вдохновлял кинематограф, поэтому она рисовала персонажей и придумывала сюжеты для анимаций. Помимо цифрового искусства, сейчас Нурия экспериментирует с новыми техниками и материалами, а в ее работах все чаще появляется ткань. Работы художницы были представлены на групповых выставках «Проекция backyard» в московском Центральном доме архитектора в 2021 году; FACE в ЦСК «Смена», «Улица с односторонним движением» в московской Triumph Gallery и «Архитектура чувственного» в ES Gallery — все три в 2023-м. Также в этом году художница создавала инсталляцию Update для Werk и участвовала в коллаборации с брендом Volchok.

Еще одной участницей команды Banshee Space стала Арина Митюшникова, которая переехала в Казань вместе с Ильей. Ее вдохновила новая художественная среда, и девушка начала экспериментировать с материалами: так появились ее первые объекты из проволоки, осколков керамических статуэток и дерева, задокументированные и представленные в виде офсайт-проекта (способ экспонирования произведения искусства за пределами институциональной площадки. — Прим. «Инде») Emergency Exit. Чуть позже художница сделала зин, состоящий из ее графики и цифровых работ, но решила его не распространять.

Нурия Нургалиева

художница, соосновательница Banshee Space

Я следила за творчеством Ильи достаточно давно. Мы пересекались на многих проектах, в которых вместе участвовали, но подружились именно во время работы в мастерских в ES Gallery в 2023 году. Тогда я поделилась с ним своим ощущением, что достигла потолка в Казани и мне нужно двигаться дальше, учиться чему-то новому. В ответ он предложил мне присоединиться к проекту Banshee Space. Сначала я долго отказывалась, но потом все-таки решила попробовать себя в роли организатора выставочного пространства и куратора. Я думаю, что нас с Ильей и Ариной объединяет интерес к мистике. У нас есть общая эстетика: что-то мрачное. Во время подготовки Bloodline это отчетливо проявилось. Концепцию предложил Илья, но она оказалась близкой всем нам.

Арина Митюшникова

художница, соосновательница Banshee Space

Когда Илья решил создать свое выставочное пространство, я поддержала его. У меня никогда не было подобных идей, но это увлекательный эксперимент. Благодаря тому что у нас есть своя мастерская, я экспериментирую с материалами, которые просто попадаются под руку. Последнее, что я сделала, — объекты из парафина для выставки Bloodline. Мы случайно нашли парафин в Werk. Сначала я выплавляла паяльником хаотичные линии на свечах и обнаружила, что они стали похожи на скелеты. Позже я стала наслаивать парафин дальше на эти формы и добавлять какие-то предметы к ним — получились непонятные биоорганизмы.

Ремесленничество и массовая культура, свобода от институциональных рамок и экологичная среда — слагаемые Banshee Space

Banshee Space — стартовая площадка для молодых авторов, которые хотят развить различные грани своего творчества с помощью художественных экспериментов, свободных от привычных институциональных рамок.

Илья Татаров

художник, идеолог Banshee Space

Мир искусства делится на огромное количество сегментов: музеи, галереи, агрегаторы, кураторы, коллекционеры, арт-дилеры — все это функционирует по строгим правилам. Нас окружают серьезные институции со сложными выставками и замудренными текстами. В коммерческие галереи попадает искусство, которое легче продать, транспортировать и монтировать. Мне хотелось создать альтернативное пространство, которое добавило бы что-то еще к тому, что уже есть. Мы можем позволить себе проводить выставки искусства, которое не обязано продаваться или поддерживаться арт-элитой. Пространство Banshee Space будет простым, дружелюбным и самобытным.

Простота и комфортная среда для художников и зрителей — идейные ориентиры независимого пространства. Название площадки появилось так же легко: Илья начал перебирать имена персонажей — членов команды «Люди Икс» и остановился на Banshee.

Илья Татаров

художник, идеолог Banshee Space

Я не хотел придумывать замысловатое название. Нужно было что-то простое, прикольно звучащее и отражающее концептуальную направленность. Персонаж Banshee подошел по всем критериям. Во-первых, я фанат популярной культуры. Во-вторых, этот персонаж отсылает к ирландской мифологии, где Банши — крикливая ведьма. С самого детства я читал много комиксов, смотрел по ним фильмы, играл в игры. И до сих пор этим интересуюсь. Я подумал, что было бы здорово объединить мои детские интересы с более поздним увлечением фольклором, чем-то сакральным и потусторонним. Это работает в детской логике. Когда ты маленький — просто берешь персонажей из мультика и их перерисовываешь. Но эти персонажи уже начинают работать в твоем сюжете, обретают новую вселенную. Думаю, сейчас моя художественная практика основана на создании историй, в которых причудливым образом соединяются персонажи поп-культуры, элементы древней архитектуры и различные аспекты мифологии.

Пока в Banshee Space запланированы четыре выставочных проекта. Несмотря на максимальную творческую свободу, которую организаторы предоставляют художникам, их проекты должны соответствовать идейной направленности пространства и работать с существующей эстетикой. Илья Татаров, Нурия Нургалиева и Арина Митюшникова хотят популяризировать проекты, вдохновленные массовой культурой и фольклором.

Пространство Banshee Space адресовано не только художникам, которые хотят получить больше свободы, но и зрителям, которые не всегда чувствуют себя комфортно на выставках современного искусства. Именно поэтому частью концепции независимой площадки являются простые, увлекательные и близкие большому числу людей проекты, не требующие обширных и трудновоспринимаемых текстов для их понимания. Главный акцент создатели выставочного пространства делают на непосредственное взаимодействие со зрителями. Поскольку пока в галерею можно попасть только по предварительной записи через соцсети, посетителей всегда встречает кто-то из основателей и в формате обычной беседы и обмена мыслями и мнениями проводит медиацию вместо традиционной экскурсии по выставке. В будущем в Banshee Space планируются воркшопы, где посетители вместе с художниками в дружелюбной и комфортной обстановке смогут обучиться основам работы с различными материалами — деревом, гипсом, металлом — и сделать какую-то вещь своими руками.

Илья Татаров

художник, идеолог Banshee Space

Мне кажется, когда простой человек приходит в галерею, он чувствует себя глупо. Поэтому он и избегает различных выставок. Хочется создать комфортную среду для такого человека, чтобы его жизнь проходила не только в рамках маршрута дом — работа — торговый центр — бар. Пусть этот маршрут станет более сложносочиненным. На мой взгляд, людям не хватает простых диалогов, среды, где их будут слышать и понимать. Потому что все вокруг какое-то сложное и пафосное. А еще, мне кажется, людям не хватает в их повседневной жизни работы руками, ведь она очень приятная и классная. Надеюсь, что наши воркшопы помогут втянуться в это. Тогда у многих может появиться новое хобби, а также отпадет необходимость потреблять дурацкую продукцию. Например, закрылась IKEA, и люди не знают, где теперь купить табуретку или полку. А мне хочется, чтобы они взяли и сделали их сами, такие, какие захотят. Первый воркшоп мы планируем провести в середине выставки Bloodline. Думаю, он будет однодневный, и я на протяжении шести часов буду общаться с посетителями, попутно объясняя основы работы с деревом.

Дебютная выставка Bloodline: новая этика, репрезентация мистики в массовой культуре и странные видео из YouTube

22 сентября пространство Banshee открылось дебютной групповой выставкой Bloodline, состоящей из работ создателей независимой площадки. Проект Bloodline отсылает к фэнтезийному боевику Blade 1998 года. Фильм начинается с кадров обычной техно-вечеринки в клубе, посетители которой в итоге оказались вампирами. Когда Илья Татаров впервые попал на вечеринку в Werk, у него сразу же возникла ассоциация с этой сценой. Тогда художник задумал создать псевдореальное, безумное пространство, населенное вампирами, которые гипотетически также могли бы быть завсегдатаями вечеринок Werk. У авторов выставки не было задачи сделать проект, который полностью бы цитировал Blade. Фильм выступил скорее исходной точкой для размышления, как бы сегодня мог выглядеть мир, в котором существуют вампиры.

Илья Татаров

художник, идеолог Banshee Space

Название выставки — это название одной из частей серии игр про вампиров Castlevania. Выставка Bloodline, или «кровное родство», — сюжет о мире, где вампиры живут параллельно с людьми и подражают им, чтобы скрыть факт своего существования и обезопасить себя. Но вампиры слишком заигрались в людей, они стали такими же жертвами глобализации, как и сами люди. Этот аспект современной общественной жизни беспокоит меня. Наш мир слишком антропоцентричен, в нем природа отодвинута на задний план. Вампиры, даже воображаемые, — такие же биологические представители, как и люди. Причем из-за долголетия они точно образованнее и опытнее нас, а в пищевой цепочке стоят выше. Так что их особенность — питаться кровью людей — не является актом зла с точки зрения этики природы и всех живых организмов. Тем не менее в массовой культуре человечество всегда выступает жертвой и тем идеалом, который необходимо спасать. Человечество подчинило своей логике всех остальных существ: так, некогда опасного и аристократичного вампира сегодня можно встретить, например, на кассе в McDonald's или за офисным столом. А у вампиров, как и у любого народа, также была собственная история, мифология, традиции, которые постепенно превратились в набор клишированных образов и декоративные псевдосакральные предметы-артефакты, которые уходят с крупнейших мировых арт-аукционов за огромные суммы в частные коллекции миллионеров.

Экспозиция Bloodline состоит из восьми объектов, видеоарта, серии графики на деревянных объектах, инсталляций и саундскейпа. В центре зала расположена инсталляция Point Арины Митюшниковой — четыре походных стула, разбросанных в хаотичном порядке вокруг свечи. Один из стульев перевернут, а на задней стороне его сиденья произрастает биоморфный объект из воска, напоминающий то ли фантастический цветок-коралл, то ли инопланетный организм. Название инсталляции отсылает к термину «чекпойнт» из видеоигр, обозначающему некий сейф-спейс, где персонаж может восстановиться в случае смерти. В некоторых играх образом чекпойнта выступает именно прибежище вокруг костра или огня. По аналогии художники решили создать место во вселенной Bloodline — место встречи падших вампиров, которые оказались на социальном дне. Над инсталляцией висит оловянный имплант, вакуумно запечатанный в прозрачную коробку, — это работа Ильи Татарова.

Илья Татаров

художник, идеолог Banshee Space

Во вселенной, где вампиры заигрались в людей, с ними произошли атавистические мутации. Поскольку им больше не нужно убивать, их клыки атрофировались. Современные вампиры покупают кровь в больницах или на черных рынках. Теперь они вынуждены носить импланты. Эта работа достаточно ироничная еще и потому, что она выпущена тиражом в 10 экземпляров. Любой из посетителей может приобрести копию и почувствовать себя либо вампиром, либо охотником с добытым трофеем.

Арина Митюшникова

художница, соосновательница Banshee Space

На выставке представлены три мои работы из парафина. На мой взгляд, в них есть что-то призрачное. А еще свечи почему-то ассоциируются у меня с вампирами. Мне кажется, что парафин — это живой материал, даже биологически активный. Когда его расплавишь, он становится очень склизким, теплым и тактильным, как кожа. А еще он быстро застывает, а потом от тепла снова меняет свою форму. Возможно, это какое-то потустороннее существо, которое живет своей жизнью.

Слева от Point расположена серия Demon Council из семи деревянных объектов из силикона и стекла с графическими изображениями демонов, магических символов и рун. По словам автора Ильи Татарова, это бывшие сакральные артефакты, потерявшие свою мистическую силу и превратившиеся в современном мире в товар и элемент декора.

В правом углу зала расположена инсталляция Нурии Нургалиевой I Miss the Sun — проекция покадровой цифровой анимации, где изображено древнее забытое божество. Как и другие мистические существа, оно предпочитает прятаться в темных углах. Использование проектора натолкнуло художницу на ассоциацию с другим культовым фильмом — «Интервью с вампиром» 1994 года. Художница вспоминает, что главный герой фильма говорит о том, что именно изобретение кинематографа позволило ему вспомнить, как выглядят рассветы.

Слева от инсталляции на полупрозрачной, эфемерной ткани, свисающей с потолка, можно разглядеть еще один объект Нурии — меч из оргстекла.

Нурия Нургалиева

художница, соосновательница Banshee Space

Образ меча я взяла из компьютерной игры Castlevania. Согласно сюжету части Symphony of the Night, сын Дракулы был рожден от смертной женщины. Перед смертью мать попросила сына защищать человечество, так он оказался главным антагонистом отца. Здесь я исследую взаимоотношения между детьми и родителями. Моя работа представляет собой меч сына Дракулы. Он нацарапал на нем надпись Please forgive me как некое напоминание о своей человеческой природе и муках совести за предательство отца.

Спустя столетия эти слова звучат то ли насмешливо, то ли печально. Меч призрачен, он почти исчез. На его присутствие указывает только выделенный для него пьедестал. Он стал трофеем, чью историю уже давно забыли.

Слева от меча располагается видеоарт Ильи Татарова Records, который представляет собой отрывок из документального фильма о комарах и раке крови, случайно найденный художником на YouTube. Обычное видео, выполненное, по выражению Ильи, в «глупой, корпоративной эстетике», транслируется с помощью телевизора с поврежденной цветопередачей. Так красный фильтр придает документальному фильму устрашающие обертоны.

Илья Татаров

художник, идеолог Banshee Space

Я очень люблю находить какие-то странные видео или звуки в интернете. Иногда я вношу в них изменения, иногда оставляю как есть. Видео про комаров понравилось мне тем, что, когда просматриваешь его в рамках выставки, возникает некий миф, что между укушенными людьми и комарами образуется кровная связь (как название выставки) и в конце концов они должны соединиться в единую субстанцию. Но это лишь моя интерпретация, достаточно забавная. Саундскейп для выставки я тоже случайно нашел в VK — это просто какая-то странная запись из-под земли, обычный гул. Но мне так понравился этот звук и показался подходящим к атмосфере выставки, что я решил оставить его без изменений.

Три объекта на выставке Илья Татаров сделал из конструкторов LEGO Bionicle, преобразовав их с помощью силикона и акрила.

Илья Татаров

художник, идеолог Banshee Space

Работа Dark Angel расположена сверху, на подоконнике. С помощью силикона я добавил биониклу крылья летучей мыши. Так он превратился в горгулью, будто смотрящую на зрителя с фасада готического здания. Эта работа не должна иметь какого-то глубокого смысла, она просто визуально погружает зрителя в реальность выставки. Изначальный образ бионикла отсылает к моей детской любви перерабатывать игрушки. Мне кажется, что в этом содержится также некий момент сакральности, наивное, детское влечение. Вообще, многие популярные произведения для детей — игры, комиксы и мультфильмы — транслируют те же ценности добра и зла, как, например, и многие религии. Они учат добру, взаимопониманию, справедливости. Но все чаще в массмедиа звучат идеи о том, что все это — сатанинские игрушки, уничтожающие нравственность в детях. Родители, которые совершенно не включены в сюжеты этих мультивселенных, продолжают повторять услышанные клише. Это противоречие кажется мне забавным: посыл у игрушек добрый, а родители уверены в том, что это западный заговор, направленный на отупение детей. Возможно, в своих работах я решил представить, как выглядят эти «игрушки сатаны» в глазах наших родителей.

Мне интересно фиксировать тот контекст из своего детства и юношества, который сформировал мою индивидуальность. Ведь я и мои ровесники — это поколение, которое сейчас находится в самом расцвете во всех сферах социальной жизни. Мы все выросли на одном и том же, и я пытаюсь показывать это в своих работах. Мои глобальные творческие установки — это рефлексия над тем, что конкретно в определенный момент времени сделало людей именно такими, какие они есть, что и как оказывало влияние на их сознание. Думаю, это важная тема как для размышления, так и для искусства.

Выставка продлится до 15 октября. Посетить ее можно по предварительной записи в direct* и через Telegram @uglywizard.

Фото: Галина Овчинникова

*Instagram — деятельность на территории РФ запрещена