Burger
Studio Slow: из маленького концепт-стора на Сары Садыковой до сети с магазином в Санкт-Петербурге
опубликовано — 13.10.2023
logo

Studio Slow: из маленького концепт-стора на Сары Садыковой до сети с магазином в Санкт-Петербурге

Владимир Янчевский — об истории успеха и принципах фэшн-ритейла

До 2020-го Владимир и Ксения Янчевские работали в концепт-сторе Outpac. В том же году они решили создать собственный небольшой магазин одежды Studio Slow на улице Сары Садыковой, 5. Спустя год переехали в помещение побольше: в 2021-м Studio Slow обосновался в бизнес-центре Urban на Островского, 98. Там пара представила некоторые бренды впервые в России благодаря работе напрямую с ними в рамках недель моды в Париже и Милане.

Через семь месяцев Владимир и Ксения пошли на расширение: так на улице Чернышевского, 27, появился второй шоурум. А 29 сентября состоялось открытие третьего магазина — в комплексе «Футурист» в Петербурге.

«Инде» поговорил с сооснователем Studio Slow Владимиром Янчевским о принципах отбора ассортимента, условиях работы с зарубежными брендами сегодня и особенностях нового магазина на Петроградской стороне.



Как родилась идея создания Studio Slow?

Из моего бэкграунда в фэшн-индустрии. Стало скучно работать с популярным массовым ассортиментом и захотелось перейти к более нишевому. Культура потребления такова, что люди нередко выбирают продукт поверхностно, не наполненный смыслами и зачастую вторичный. Поэтому [мне] пришла идея заняться тем, что будет нести практическую пользу.

Название магазина напрямую отражает наш формат. Slow — «медленно» с английского — про тщательный и неспешный подход к рабочим процессам: выборке ассортимента, подбору членов команды, масштабированию и так далее. А слово Studio означает клубный формат: мы не просто продаем одежду, а собираем комьюнити вокруг себя.

Почему вы решили заняться именно одеждой?

Здесь для меня есть творческая отдушина. Модная индустрия в некоторой степени сопряжена с искусством и [даже] в целом им и является. Я нахожу в ней большой простор для креатива, реализации идей, и это дело, на котором можно зарабатывать, — синергия вещей. Во многом концепция нашего проекта такова: в первую очередь делаем то, что нам нравится, и действительно верим в свое дело, а деньги потом подтягиваются.

Когда мы открылись на Островского в 2021 году и начали привозить бренды, кто-то находил их странными и сложными. Спустя время люди начали понимать, почему у нас продаются те или иные вещи, и подход себя оправдал.

Есть ли у Studio Slow своя философия, которой вы стараетесь придерживаться в работе?

Первое правило я уже озвучил: продаем то, что нравится нам самим. Мы придерживаемся простого общения с покупателями, абсолютно понятного, не снобского подхода. Порой люди видят ценовой сегмент некоторых наших брендов и боятся к нам заходить. А уже после знакомства говорят: «Мы думали, что вы закрытые, вычурные, а оказывается, вы открытые, классные и готовы поддержать диалог».

Также нам не важна продажа в моменте. Понятно, что цель любого бизнеса — зарабатывать деньги. Но для нас ценнее долгосрочные отношения. Сотрудники магазинов могут поддержать диалог, помочь с выбором вещей. А если человек хочет заглянуть к нам и просто посмотреть на магазин, ассортимент — мы с радостью примем и его. Тем более — посмотреть у нас есть на что.

Вы открыли Studio Slow вместе с вашей женой Ксенией. Как происходит распределение обязанностей между вами?

Сейчас она отвечает за сына, а я за бизнес. Когда мы только создавали проект Studio Slow, Ксюша была ответственна за взаимодействие с покупателем: выкладку продукта, чистоту зала, наличие товаров, кофе для гостей. Сейчас большинством процессов занимаюсь я: в том числе селекцией брендов, маркетингом, дизайном. Ассортимент отбираю с учетом мнения команды, вне зависимости от должности, — могу попросить высказаться, например, видеомейкера. Считаю, что правильно получать разность мнений.

У нас относительно большой штат для ритейла, мне есть с чем сравнить. В Париже познакомился с членом команды классного парижского концепт-стора Tom Greyhound Ренатой. Мы пообщались на профессиональные темы, и я узнал, что наш штат примерно в три раза больше. У них меньше людей, которые занимаются сайтом, логистикой и так далее.

Например, у нас фотограф и видеограф работают в штате, что нечастая ситуация для Казани: многие прибегают к услугам на разок. А мы считаем, что важно вырабатывать свой авторский почерк и транслировать его на постоянной основе.

Теперь у вас три локации: две в Казани и одна в Петербурге. Почему выбрали именно Питер и размещение в комплексе «Футурист»?

В Петербурге довольно много людей, которые уже знают про нас, — видно по заказам через интернет-магазин. Здесь есть офлайн-проекты, похожие на нас своей основой. Но если смотреть в деталях на концепт, выборку брендов, подход — все-таки подобных нам в Питере нет.

Вообще, в студенчестве с друзьями не особо ездили тусить в Москву, а выбирали Питер — он больше запал в души. Петербург — особенный для России город, который при постройке вобрал в себя лучшее, что было внутри страны и за ее пределами. А Петроградка, где мы расположились, довольно сильно напоминает мне какой-нибудь из кварталов Парижа.

Команда целенаправленно искала помещение именно на Петроградской стороне и не рассматривала другие варианты в принципе. Такое решение принято не из-за трафика, а с точки зрения конъюнктуры. Если в Казани у нас нет каких-то очевидных кластеров, кроме тусовочной Профсоюзной и Столбова с гастрономией, то для петербуржцев Петроградка — новомодный креативный район.

Когда стали смотреть локации, решили не выбирать старый фонд. С ним сопряжены определенные проблемы: порой ты не знаешь, что находится за стеной и потолком, потому что помещение много лет не реставрировалось. Например, указано, что высота потолка четыре метра, а ты видишь только два с половиной. Спрашиваешь, что спрятано за ним, а тебе говорят: «вот вскроете, и узнаете». Поэтому старую застройку нужно приводить в порядок, а также сопрягать каждое действие с местным законодательством: если дом признан архитектурным наследием, все гораздо сложнее с обустройством и ремонтом.

В Петербурге довольно много классных застройщиков — к одним из таких мы и попали. «Футурист» — клубный дом, его построили на территории бывшего Левашовского хлебозавода. Девелоперы оставили основное здание производства, которое сейчас функционирует как креативный кластер, а рядом построили жилые дома. По соседству с нами много актуальных гастрономических открытий Петербурга, и, наверное, самый взыскательный гость общепита будет держать путь к тем улицам, где мы находимся.

Магазин в Петербурге отличается от локаций в Казани?

Все три пространства разные по концепции. Их площадь находится примерно в одних и тех же пределах — 200 квадратных метров, но структура помещений неоднородная. В Петербурге и на Островского в Казани у нас опен-спейс, но выглядит и ощущается он по-разному. На Чернышевского — более камерное многоуровневое пространство.

Петербургский магазин — светлый, с минимальным декором и отделкой. Там довольно высокие потолки — четыре метра, поэтому существенную часть помещения мы используем для расположения зеркал. Подсветка есть только на рейлах и минимально в зале. В ритейл это пришло из общепита: часто говорят, что чем темнее ресторан, тем он дороже. На этапе проектирования много всего было продумано, чтобы мы получили отличную базу и могли в дальнейшем продолжить развивать пространство. На Островского и Чернышевского тоже постоянно додумываем, где покупателям и гостям может быть удобнее, как можно правильнее подсветить продукт и так далее.

Дизайн [точки] в Петербурге сделали RYMAR.studio. Они предложили реализовать наш проект безвозмездно, так как им в портфолио нужен был кейс ритейл-пространства. Его упорно реализовывали с апреля до конца сентября, некоторые вещи переделывали несколько раз. RYMAR.studio пришли даже после открытия и подметили моменты, которые нужно подправить, — потому что хотят, чтобы проект был с иголочки. Я с этим подходом согласен.

Если говорить про сайт: ассортимент в вашем интернет-магазине чем-то отличается от представленного в офлайн-локациях?

Селекция под Казань, Петербург и интернет-магазин — разная. Предположим, мы понимаем, что заказали много футболок бренда и некоторые из них не хотим вывешивать, потому что не сезон. Или нам не нужно столько подобных позиций на рейле — поэтому выставляем эти вещи на сайт.

На Островского и Чернышевского висят разные бренды. Бывают пересечения по обуви, но, скорее всего, там будут представлены разные модели. В Петербурге — 95 процентов брендов, представленных в Казани, но в более компактной выборке. Например, если на Островского и Чернышевского на рейле представлено 15 вещей, то в Питере их будет шесть, так как в Казани ассортимент представлен на двух локациях, а здесь на одной.

Если человеку понравился бренд и он хочет посмотреть что-то еще из него, то заходит на сайт, заказывает, и к нему вещь приезжает довольно быстро. Также нас просят привезти что-то из Казани в Петербург и наоборот. И на самом деле классно, что магазины позволяют держать большую глубину в ассортименте.

Каких правил вы придерживаетесь при отборе вещей?

Мы составили заказы под Петербург еще в январе, когда были на Неделе моды осень / зима в Париже. В некоторой степени такая природа у нашего бизнеса — много риска селекционного характера: мы делаем заказ, а он приезжает к нам спустя шесть-восемь месяцев.

Мы должны держать свою линию и говорить, что в сезоне будет классно. Бывает такое, что некоторые вещи из ассортимента не заходят покупателям. Но подобное случается очень редко, а значит, их доверие к нам на высоком уровне. К тому же все зарубежные партнеры шлют комплименты за то, как мы работаем с контентом, бренд-листом и селекцией.

В Studio Slow представлены бренды из Европы, Кореи, США и Канады. Бывает такое, что бренд нам симпатичен, но он вообще не про нас, — тогда мы подумаем, брать его или нет. Это как раз и служит причиной того, почему у нас в выборке есть как дорогие бренды, так и относительно демократичные. Например, футболка в Studio Slow стоит от 4500 рублей до 30 тысяч — довольно солидная разница между верхней и нижней планкой, но мы не думаем про сегментирование.

Изменились ли условия работы с зарубежными брендами за последние полтора года?

Изначально мы выбирали преимущественно нишевые имена, не широко распространенные. И так как многие бренды мы привезли в Россию впервые и таким образом популяризировали их, они склонны считать, что наше партнерство имеет определенную ценность. Конечно, есть пул брендов, которые ушли. Но он настолько небольшой, что на наш лист пришлось примерно пять процентов потерь.

А ценообразование Studio Slow можно оценить в два этапа: курсовой — есть определенная волатильность, но в текущем виде она на нас не влияет. Второй момент связан с логистикой — здесь уже стало немного сложнее, но не критично. Нет такого, что цены выросли в полтора раза, — максимум на 10−15 процентов.

Какие у Studio Slow планы на ближайшее время?

Я не буду загадывать наперед: наша задача сейчас — немного осесть, посмотреть, как все будет работать в магазинах, отрегулировать все процессы. Потому что открытие в новом городе — определенный объем работ на нашем бэке. К тому же растет количество заказов в интернет-магазине, а что будет дальше — покажет время.

Обложка: Галина Овчинникова; фото: Галина Овчинникова и Studio Slow