Идеи для города. Опыт 6 городов мира в области паблик-арта
В рубрике «Идеи для города» «Инде» рассказывает об удачных примерах городского благоустройства в других городах страны и мира, на которые Татарстану стоило бы обратить внимание.
Паблик-арт — вид искусства, который выходит за рамки музеев и галерей в общественные пространства, — становится всё более популярным в мире. Инсталляции, граффити, рисунки на асфальте, аудиообъекты на улицах, площадях, в метро и парках украшают, интригуют, удивляют и становятся точками притяжения горожан. Города запускают паблик-арт-программы, сотрудничают с художниками, устраивают фестивали и даже издают законы об обязательном перечислении средств на создание подобных объектов. «Инде» рассказывает о шести российских и зарубежных городах, где к паблик-арту подходят с особым трепетом.
Москва
Международная паблик-арт-программа, которая прошла на ВДНХ с мая по сентябрь 2015 года, стала первым арт-проектом такого масштаба в России. Пять российских и пять иностранных художников и арт-групп создали 15 объектов в жанрах объёмной геометрической иллюзии, пространственной инсталляции, сайт-специфик-арт и граффити, чтобы разнообразить пространство главной выставки страны и затронуть проблемы загрязнения окружающей среды и защиты животных.
Среди участников — художник Ростан Тавасиев, чьи работы хранятся в Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства и выставляются в Лондоне, Париже и Москве; итальянцы Cracking Art Group, использующие в своих работах переработанный и перерабатываемый пластик; американский художник Maser, создающий геометрические работы по всему миру; канадец Roadsworth, дополняющий дорожную разметку рисунками на асфальте, и другие.
Еще три паблик-арт-объекта появились на ВДНХ благодаря открытому конкурсу, участвовать в котором мог любой желающий. Его жюри — генеральный директор ВДНХ Екатерина Проничева, главный редактор журнала Interview Алена Долецкая, арт-директор Студии Артемия Лебедева Эркен Кагаров, ленд-арт-художник Николай Полисский, директор Политехнического музея Юлия Шахновская и генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова — из 50 работ выбрали дверь в третье измерение, зеркальных бабочек и разноцветных гусей высотой в полтора метра.
Нью-Йорк
«Большое яблоко» считается одним из лидеров паблик-арт-движения в мире. Объектов здесь настолько много, что по ним составляют путеводители. В городе работают несколько агентств, которые занимаются поддержкой современного искусства в общественных пространствах. Одно из них — Public Art Fund. Ведущая в своей области некоммерческая организация города, которая основана в 1977 году и существует на пожертвования жителей Нью-Йорка и различных компаний, проводит бесплатные выставки и лекции, заказывает новые паблик-арт-объекты и показывает их в публичных пространствах города.
Фонд, который поддерживал, будучи мэром, Майкл Блумберг, сотрудничает с музеями, выставляя их экспозиции в парках Нью-Йорка, и помогает молодым художникам воплотить их проекты в рамках ежегодного конкурса. Благодаря работе Public Art Fund в Нью-Йорке появилось более 500 арт-объектов.
Лондон
Еще один лидер в области паблик-арта с множеством объектов по всему городу. Кроме того, в 2015 году здесь запустили проект The Line («Линия») — прогулочный маршрут, соединяющий стадион О2 Arena и Олимпийский парк имени королевы Елизаветы и пролегающий по линии Гринвичского меридиана. Его цель — создать открытые выставочные площади, которые позволят жителям Лондона и гостям города взаимодействовать с современным искусством и открыть малоизвестную часть Лондона с его дикой природой и культурным наследием. Сейчас на «Линии» установлены 13 инсталляций Мартина Крида, Дэмьена Хёрста, Эдуардо Паолоцци и других художников. Программа проекта будет регулярно обновляться.
Ванкувер
Паблик-арт — важная часть городской среды Ванкувера. Настолько, что большая часть устанавливаемых объектов финансируется за счёт регионального и федерального правительства, а собственники строящихся в Ванкувере зданий должны выделять до одного процента бюджета на создание паблик-арт-объектов.
Паблик-арт-программа в Ванкувере работает с 1991 года. За 25 лет её существования в городе появились 260 объектов. Все они отмечены на карте, которую можно найти на официальном сайте города. Там же выложены путеводители для самостоятельных экскурсий по городскому искусству. Кроме того, сотрудники программы ведут блог, где рассказывают об истории создания объектов, художниках и проходящих в городе лекциях на тему паблик-арта.
Екатеринбург
Издательство Tatlin помимо выпуска книг по архитектуре и дизайну делает арт-проекты в городском пространстве. Главный редактор Tatlin, архитектор Эдуард Кубенский хотел обратить внимание жителей Екатеринбурга на проблему уничтожения исторических зданий в городе и в Ночь музеев в 2012 году открыл кладбище снесённых домов — 48 надгробий с фотографиями снесённых за последние 100 лет екатеринбургских зданий. За время существования не согласованная с Министерством культуры выставка пополнилась ещё 36 надгробиями и несколько раз меняла местоположение, а потом исчезла. История продолжилась осенью того же года, когда на одной из улиц города появилась поляна «камыша»: воткнутые в тротуарную плитку 400 металлических прутьев с колокольчиками и фотографиями памятников архитектуры шумели при лёгком ветре, привлекая внимание прохожих к зданиям, которые можно успеть сохранить.
Среди других проектов Tatlin — трибуна поэта около областной научной библиотеки имени Белинского, инсталляция — буква «П» на въезде в Пермь со стороны Екатеринбурга, «Армия ангелов» на Ночи музеев, светящихся в темноте благодаря светонакопительной краске, и перенесённая в уличное пространство выставка московских архитекторов Владислава Савинкина и Владимира Кузьмина «Новое деревянное».
Пермь
Музей современного искусства PERMM в 2010 году запустил паблик-арт-программу, куратором которой стала Наиля Аллахвердиева — арт-менеджер и лауреат премии Сергея Курёхина. По её словам, программа, которая выросла из инициативы популяризации современного искусства в Перми, сталкивалась со сложностями из-за отсутствия культуры восприятия паблик-арта. Однако за четыре года город получил опыт, который нарабатывается десятилетиями. Благодаря проекту в Перми появились «Пермские ворота» Николая Полисского, «Яблоко» Жанны Кадыровой, «Red People. Арт-конструктор» арт-группы Pprofessors, «Власть» Коли Ридного, проекты украинских художников Романа Минина и Гамлета Зиньковского и другие объекты. Но в 2014 году паблик-арт-программа была свёрнута, а часть объектов демонтирована из-за негативного, по словам чиновников, отклика горожан.
Фото: vdnh.ru, publicartfund.org, timeout.com, ourcityourart.wordpress.com, ekb-memory.info, newsko.ru, 66.ru