Гид. Что качать на торрентах
Несмотря на попытки ограничить деятельность торрент-трекеров, идеологи свободного интернета опережают чиновников на несколько шагов. На сайте Rutracker давно висит понятная даже гуманитариям инструкция по обходу блокировки. В реалиях скудного российского кинопроката без торрентов никуда, поэтому колумнист «Инде» Алмаз Загрутдинов вспомнил шесть хороших фильмов, которые можно посмотреть только нелегально.
«Мудрость»
(реж. Эжен Грин, 2014)
Эжен Грин родился в США, однако считается французским режиссёром. Он сменил имя с Юджина на Эжена и почти всю жизнь разговаривает только по-французски. В 1970-х он основал труппу «Театр мудрости», с которой ставил пьесы и оперы эпохи барокко. Театральность и отсылка к барокко — основные признаки его кино. Режиссёр не стесняется общих понятий и, словно поэт Возрождения, воспевает Любовь, Красоту, Вдохновение и Искусство, абсолютное звучание которым придаёт присутствие в них Бога.
В последнем фильме Грина «Мудрость» четыре героя. Архитектор Александр Шмидт, переживающий творческий кризис, его жена Элеонора, отношения с которой также зашли в тупик, брат и сестра Гоффредо и Лавиния. Гоффредо мечтает стать архитектором и отправляется с Александром в Рим. В путешествии герои погружаются в пространные беседы о назначении искусства, вспоминают биографию реального архитектора XVII века Франческо Борромини и пытаются понять, что же вносит в жизнь истинный смысл.
Эжен Грин большой гуманист. Всем героям он дарует покой и осознание, которые конкретно в этом фильме сопоставлены с ролью света в архитектуре барочных соборов. В итоге «Мудрость» — лучший фильм, чтобы отвлечься от потока кинорассказов о супергероях, совмещённый с увлекательным экскурсом в историю высокого искусства, без которого никуда даже в нынешнем времени засилья инсталляций и перформансов, а все дороги по-прежнему ведут в Рим.
Трейлер
«Может быть, красота укрепила нашу решимость — Масао Адачи»
(реж. Филипп Гранрийе, 2011)
На рубеже 2000-х Филиппа Гранрийе называли режиссёром будущего. Всего через несколько лет после каннского триумфа Квентина Тарантино, с «Криминальным чтивом» которого критики связывали надежды на кино XXI века, французский режиссёр представил «Угрюмого» — тёмную и физиологичную историю маньяка, снятую в манере страшного видеоарта. Последующие фильмы Гранрийе только закрепили за ним статус немногословного «патологоанатома» от кино, камера которого открывала доселе невиданный взгляд на мир.
«Может быть, красота укрепила нашу решимость — Масао Адачи» — документальный фильм о японском режиссёре Масао Адачи, в котором разговоров больше, чем во всех фильмах Гранрийе вместе взятых. Режиссёр беседует с пожилым японцем и попутно в монологах рассуждает о себе и своих идеях. Через разговоры о кино, политике и эстетике Гранрийе удивительным образом рисует автопортрет, не умаляя достоинств собственного азиатского двойника. В одной из самых сентиментальных сцен режиссёр признаётся в любви к Тарковскому и повторяет знаменитый проезд по автостраде из фильма «Солярис».
«Музейные часы»
(реж. Джем Коэн, 2012)
Из-за обилия отсылок и глубины амбиций «Музейные часы» имели все шансы стать хипстерским хитом и могли быть растасканными на цитаты в пабликах. Но, к счастью, такая участь обошла его стороной. Герои фильма — смотритель венского музея Иоганн (его играет непрофессиональный актёр Роберт Зоммер) и Анна, приехавшая из Канады к кузине, пребывающей в коме. Анна находит убежище от своих проблем в музее, где знакомится с Иоганном. Они говорят об искусстве, рассуждают о картинах, смотрят и вглядываются друг в друга. Двух чужаков незримо связывает любовное настроение, но это, конечно же, не мелодрама. Джем Коэн снимает простое и мягкое кино об искусстве и о том, как опыт его постижения помогает в жизни. В одном из эпизодов Анна смотрит на свою сестру и задаётся вопросом: «О чём она сейчас думает, что в её голове?». Точно так же ранее она говорила о персонажах картин Брейгеля.
«Музейные часы», словно классическая живопись, несмотря на простоту изложения, так и остаются непостижимыми. Но у фильма есть одна неоспоримая польза — после него походы в Эрмитаж и Третьяковку приобретут совсем иной смысл.
Трейлер
«Жена полицейского»
(реж. Филипп Гренинг, 2013)
Несмотря на солидный трёхчасовой хронометраж, «Жена полицейского» Филиппа Гренинга затягивает с первой минуты и смотрится очень легко. Режиссёр поделил фильм на короткие главы, и картина превратилась в цепь короткометражек о жизни немецкой семьи. Каждая глава раскрывает её с новой стороны, добавляет краски и эмоции. К концу фильма у зрителей скапливается столько противоречивой информации об этих людях, что появляются понятные сложности с общим выводом. Но это и есть замысел режиссёра. Он показывает, как в мыслях любая цельная история разваливается на конфликтующие части и как зачастую сложно выйти из внутренней турбулентности. В итоге у Гренинга получается безумный фильм со сложными внутренними связями, где бытовое всегда выходит в метафизическое, а над жизнью средней немецкой семьи витает дух необъяснимого Кошмара.
Трейлер
«Левиафан»
(реж. Люсьен Кастен-Тэйлор, Вирина Паравел, 2012)
Документальный фильм «Левиафан» о буднях рыболовецкого судна имеет локальную культовость. Главная особенность фильма — отсутствие оператора. Для съёмки использовались миниатюрные цифровые HD-камеры для экстремальных условий GoPro. Их размещали в различных частях корабля, таким образом, почти вся художественная работа режиссёров вынесена в стадию монтажа, постпродакшна и озвучивания. Зрители сталкиваются с мрачным, физиологичным миром, где бушует ветер, волны разбиваются на цифровые пиксели, а стаи чаек похожи на предвестников конца света. Режиссёры добиваются тактильной достоверности среды, которая выносит фильм на уровень практически библейских обобщений: то ли это танец смерти, то ли драматичное рождение мира из вселенского хаоса.
Трейлер
«Суфражистка»
(реж. Сара Гаврон, 2015)
«Суфражистка» — странный случай, когда фильм с Мэрил Стрип, Хеленой Бонэм Картер, Кэри Маллиган и Беном Уишоу не попал в российский прокат. Фильм Сары Гаврон — добротная картина о борьбе женщин Великобритании за гражданские права. На примере героини Кэри Маллиган можно увидеть все беды неравноправия, выпадающие на долю женщин рубежа веков. Мэрил Стрип играет политического лидера и главного вдохновителя движения суфражисток, а Хелена Бонэм Картер обогащает своё амплуа фрика ролью эмансипированной женщины, ведущей наравне с мужем бизнес, что в начале XX века действительно расценивалось как чудачество.
Фильм снят с такой плакатной доходчивостью, что его можно показывать в школе. Мужчины здесь смеются над смелостью женщин и, защищая привилегированное положение сильного пола, апеллируют к традиционным ценностям. Женщины тихо вынашивают скрытое от общества достоинство, чтобы в решающий момент заявить о себе. В финале Сара Гаврон пускает титры с датами принятия закона о равноправии полов в разных странах, и можно с удивлением обнаружить, что в мире до сих пор есть страны, где неравенство закреплено на государственном уровне.
Трейлер