«Я, хоть и атеист, противник антимусульманских стереотипов». Премьера альбома Винера Хаитова «1954»
Диджей родом из Ульяновска Винер Хаитов стал заметен на казанской электронной сцене в середине десятых: он стоял у истоков одной из самых активных местных промо-групп (а потом и лейбла) Get Busy, был соорганизатором культовой московской вечеринки VV17CHØU7 в одном из ангаров Казани и отыграл десятки сетов в жанровом диапазоне от хип-хопа до техно на всех возможных местных площадках. Сегодня у Винера выходит первый альбом. «1954» — тревожная и мрачная смесь электро, брейкбита и техно, вдохновленная арабскими мотивами. «Инде» попросил Винера рассказать о том, как готовилась запись.
В «1954» вошли пять треков Винера, одна совместная композиция Хаитова с казанским диджеем Mr Guyver и три ремикса — от тульского техно-продюсера Rayme, сооснователей Get Busy дуэта Yung Acid и участника формации ОМОС29 q_shsh
Винер Хаитов
Я всегда чувствовал тягу к восточной музыке и вот уже несколько лет пытался найти какое-то свое звучание, но изобрести велосипед никак не получалось. Однажды утром — в январе прошлого года — я проснулся с похмелья и пошел обедать в ближайшее кафе. Это было халяльное кафе рядом с мечетью. Внутри сидели в основном бородатые мужчины, играла арабская музыка, и я вдруг понял, что она меня качает. Когда я вышел на улицу, из мечети доносился призыв на молитву — и меня продолжило качать. Я вернулся домой, включил сирийскую инструментальную музыку, и весь этот кач ввел меня в странное состояние транса. Я долго об этом думал и под впечатлением от услышанного написал трек. Скинул друзьям — им понравилось. В течение нескольких месяцев я написал еще 15 треков — что-то в итоге доработал, а что-то выкинул.
Пока я собирал материал, все время сталкивался с непониманием и дурацкими стереотипами. Постоянно слышал шутки в стиле «если слушаешь арабскую музыку, значит, ты террорист», и меня это выбешивало. А однажды моя знакомая пожаловалась, что над ней так тоже прикалываются, потому что она слушает Эркина Корая, хотя это просто турецкий рокер 1970-х. Изначально у меня не было идеи выпустить именно альбом, но эти подколы меня убедили: я увидел, что есть проблема, которую стоит озвучить. Я, хоть и атеист, противник антимусульманских стереотипов. Если ты носишь бороду и веришь в Аллаха — это не значит, что ты экстремист. И за это точно не стоит останавливать в метро.
В детстве я увлекался исламом и хотел даже поступать в медресе: определенно в этом было сильное влияние родителей, потому что моя мама верующая мусульманка. Я знал много молитв и видел в этом свое будущее. Когда год назад я проникся арабскими мотивами, я стал слушать еще и мусульманские молитвы — они очень мелодичны. У меня случались постоянные флэшбэки — я подпевал и не мог понять, откуда знаю текст. Уже потом вспомнил, что в детстве хотел стать муллой — может, не музыкой бы сейчас занимался, а служил в мечети. Я слышал, что среди мусульман обсуждается тема неугодности музыки Аллаху. Я не большой специалист в исламе, но мне кажется это странным.
Недавно я узнал, что в апреле на фестивале Orbit в Тунисе случился большой скандал из-за трека, в котором использовался сэмпл из мусульманской молитвы. Власти закрыли клуб, а суд приговорил диджея к тюрьме за «публичную непристойность и оскорбление общественной морали». Хорошо, что чувак успел уехать. На мой взгляд, использование религиозных мотивов в треках — не кощунство, а популяризация. Для меня это совсем не плохо. Плохо, когда у тебя дома играет молитва, а к тебе стучатся соседи и спрашивают, все ли нормально.
Несмотря на все сказанное, в альбоме я не хотел подчеркивать именно мусульманскую тему — я вообще стараюсь не связываться с религией. Для меня это скорее арабская тема, а сэмплы молитв есть только в двух треках из девяти. Альбом получился разнообразный: три-четыре трека для танцпола, остальные нужно просто слушать и что-нибудь себе представлять. Один из треков, например, у всех моих друзей вызывал ассоциации с песком и дюнами.
Названия треков — цифры — соответствуют времени, когда я первый раз сохранял конкретный проект в Ableton, а название альбома — время сохранения всех треков в одном архиве. Я понял, что не хочу в этом случае говорить словами: пусть у каждого будут свои ассоциации.
Фото: Екатерина Халанская