Burger
10 вещей, которые нужно знать о группировке «ЗИП»
опубликовано — 22.03.2018
logo

10 вещей, которые нужно знать о группировке «ЗИП»

Эстетика взаимодействия, культ дельфинов и музыкальный альбом о самсе

22 марта в «Смене» откроется выставка «Школа 1,5 × 1,5» краснодарской арт-группировки «ЗИП». За девять лет своего существования художники успели создать несколько культурных институций в родном Краснодаре и принять участие в Триеннале современного искусства в «Гараже», Уральской индустриальной биеннале, 3-й биеннале молодого искусства и еще нескольких знаковых событиях. В 2017-м ЗИПы стали лауреатами премий Кандинского и «Инновация», а эксперты издания «Артгид» признали их самыми влиятельными художниками России. Накануне открытия выставки «Инде» вместе с критиком Еленой Ищенко разбирается в художественной вселенной объединения.


Выставка «Школа 1,5 × 1,5» продлится в «Смене» до 9 мая. 24 марта в 18:00 в «Смене» пройдет лекция критика и куратора Елены Ищенко «Группировка „ЗИП“ и эстетика взаимодействия».

ЗИП — группировка, а не группа

Группировка «ЗИП» образовалась в 2009 году и взяла название в честь Краснодарского завода измерительных приборов, где находилась первая мастерская художников. Участники — студенты Краснодарского института культуры Степан и Василий Субботины, Евгений Римкевич и Эльдар Ганеев. Изначально объединение создавалось как платформа, на которой каждый отдельный автор мог работать и развиваться самостоятельно, — в сентябре 2009 года в мастерской завода измерительных приборов прошла выставка «Живой уголок», которую все авторы готовили как автономные художники. Тогда среди них были также Денис Серенко (ушел из ЗИП в 2011-м) и Константин Чекмарев (ушел в 2012-м). На вопрос о причинах ухода участников критик Елена Ищенко отвечает: «Дико сложная история».

Работы группировки «ЗИП» можно и нужно трогать руками

Елена Ищенко

критик, куратор, соосновательница независимого журнала о современном искусстве aroundart.org

ЗИПы работают в жанре так называемой «эстетики взаимодействия». Это направление в искусстве появилось в 1990-е годы, автор термина — французский искусствовед и критик Николя Буррио. Работы «эстетики взаимодействия» — тотальные инсталляции, утопические макеты реальных пространств, в которых пересобираются социальные отношения. К примеру, в ММОМА ЗИП организовывали бар (проект «Остановка „ДК ЗИП“»), в московской XL галерее — черный рынок, а в подвале «Винзавода» — прибрежную полосу (инсталляция «Третья лагуна»). В 2015 году на Киевской биеннале современного искусства в лагере для беженцев команда организовала место, в котором люди могли просто собраться и поговорить. В рамках проекта «Школа 1,5 × 1,5», макета реальной школы, который будет выставлен в «Смене», зрители тоже смогут пообщаться, заняться творчеством и даже поспать. Это горизонтальная платформа, в которой нет привычных социальных отношений — все равны, поэтому появляется возможность для объединения.

Из интервью группировки изданию Buro 24/7:


Когда зритель может что-то менять, быть частью процесса, а не пассивным наблюдателем, он чувствует некую свободу, причастность к происходящему, чувствует, что он тоже создатель. Это может выражаться в любой форме: он может даже просто взять и сесть на наш объект или в карман его засунуть. Мы все это приветствуем, нам хочется, чтобы зритель играл активную роль, чтобы чувствовал, что наша работа принадлежит и ему. Творчество сейчас повсюду, но проблема в том, что оно либо связано с рынком, либо находится в рамках каких-то стереотипов. Вот, например, занимаясь в Краснодарском институте современного искусства с детьми, мы узнаем, как их обычно учат рисовать зебру. Если зебра максимально похожа на лошадь с черно-белыми полосками, значит, пятерка. Если зебра похожа на что-то другое, непонятное и странное, — это уже двойка.

Первую номинацию на премию Кандинского ЗИПы получили в 2012 году за проект «Завод „Утопия“»

Из описания проекта на сайте премии Кандинского:


Завод является полностью самодостаточным, независимым объектом, предназначенным для автономного существования художников. Здесь есть все, что необходимо для работы, творчества и досуга: мастерские для художников, лекционные, выставочные, спортивные залы, кинотеатры, площадки для свободного высказывания политического мнения, парки и фонтаны, библиотеки, рестораны и т.д. Систему денежных отношений заменяет натуральный обмен: искусство обменивается на необходимые материалы и продукты питания.

Все, что требуется от художников, — это постоянное занятие искусством. Уровень жизни художника зависит от количества и качества производимой им художественной продукции. На заводе существует специальное хранилище для лучших произведений искусства. Невостребованное искусство или искусство, которое экспертный совет завода, выбранный открытым голосованием, признал некачественным, подвергается переработке. Любой человек, считающий себя художником, может заполнить специальную анкету и поступить на завод, но может быть и изгнан из-за отсутствия художественной продукции. Художник обязан создавать хотя бы одно произведение искусства в течение полугода. Подобные заводы должны быть созданы во всех странах мира. Для их создания можно использовать корпуса и территории бывших промышленных предприятий.

Для проекта «Завод „Утопия“» в качестве образца взят Краснодарский завод измерительных приборов (ЗИП). Фасад завода остался в неизменном виде, а внутренняя планировка и структура полностью переработаны для новых нужд.

Участники группировки превратили в арт-резиденцию свою дачу

Елена Ищенко

Второе по важности (после творчества) направление деятельности ЗИПов — работа по развитию локального художественного сообщества Краснодара. Ее тоже можно рассматривать в рамках «эстетики взаимодействия» — все инициативы группировки направлены на объединение людей и уничтожение иерархий. Первым шагом в этом направлении стало развитие арт-площадки на приморской даче братьев Субботиных в Пятихатках. В 2010 году там состоялась арт-резиденция, на которой ЗИПы представили совместный проект с петербургским художником Кириллом Шамановым.

Желающих присоединиться к спонтанно возникшему движению привлекали объявлениями в социальных сетях, но не все готовы были согласиться жить в тяжелых условиях: на территории дачи не было даже дома (его строили в процессе), а выставочной площадкой выступала прилегающая территория. Так, обнаруженный Василием Субботиным заброшенный песчаный карьер впоследствии получил статус галереи современного искусства «Яма». Именно там ежегодно проводятся итоговые выставки участников «Пятихатки».

ЗИП организовали первый в Краснодаре фестиваль современного искусства «Может»

Елена Ищенко

После успеха с арт-резиденцией в Пятихатках группировка решила сделать что-то похожее в городе — из этого желания родился ежегодный фестиваль современного искусства «Может». Идея была в том, чтобы «захватить» город, наполнить его художественными работами — выставками, спонтанными акциями в самых неожиданных местах (от гаражей и пустырей до музеев и частных квартир). Обычно «Может» работает как экскурсия — художники водят группу зрителей по всем площадкам.

ЗИП основали главные краснодарские культурные институции — КИСИ и «Типографию»

Елена Ищенко

После первого успешного «Может» в 2011 году краснодарское художественное сообщество, собравшееся вокруг ЗИПов, решило открыть в городе филиал Государственного центра современного искусства. С инициативой обратились к искусствоведу Леониду Бажанову — на тот момент художественному руководителю ГЦСИ. Тот честно сказал, что филиал в Краснодаре в ближайшее время не планируется. Художники расстроились, но в ту же поездку в Москву на каком-то вернисаже встретились с критиком Екатериной Деготь, которая посоветовала никого не ждать и делать центр самим. Идея художникам понравилась. Чтобы учреждение не ассоциировалось с ГЦСИ, его назвали Краснодарским институтом современного искусства (КИСИ). Находился КИСИ на заводе ЗИП — в мастерской группировки (первые в городе выставки и лекции о совриске прошли именно там).

В 2012 году меценат Николай Мороз предложил ЗИП более открытую для горожан площадку (КИСИ все же был ориентирован на готовое ко всему художественное сообщество). Разместить ее решили в бывшей типографии «Советская Кубань», отсюда и название центра — «Типография».

Из интервью группировки изданию Buro 24/7:

Важно, что «Типография» существует не только благодаря нашей деятельности, ее поддерживает общая коллективность. Благодаря Евгению Павловичу и Коле (Евгений Руденко, главный меценат, и Николай Мороз, сооснователь центра «Типография». — Прим. «Инде») центр открылся и живет. Сразу же вокруг него собралась классная группа художников, которым до этого негде было показывать свои работы, то есть площадка сама сгенерировала все скрытые до этого художественные процессы. Кроме художников у нас есть еще музыканты и те, кто иностранными языками занимается, то есть наш круг намного шире. Это теперь одна большая коммуна, семья, все в дружественной обстановке занимаются общим делом и каждый чувствует свою причастность.

В составе панк-группы «РИП» ЗИП выпустили два музыкальных альбома

ЗИП — не только художественное объединение. Авторы основали собственную музыкальную группу под названием «РИП», которое отсылает к Краснодарскому заводу радиоизмерительных приборов (а не к аббревиатуре rest in peace, как многие думают). Играют там все четыре участника, а помогает им музыкант Глеб Ростовцев (гитара, бэк-вокал).

Со страницы первого московского концерта в Facebook:


Группа «РИП» появилась в Краснодаре после жаркого лета 2015 года. Обгоревшие на солнце ребята решили в первый раз в жизни сыграть вчетвером в гараже возле вокзала Краснодар-2. Первая песня, «Буёк», о море и злобном крабе, звучала очень плохо. Солист не выдержал напряжения и блеванул. Первый альбом, «Цитадель», вышел ограниченным тиражом во «ВКонтакте» и продержался две недели в топе чарта улицы Второй Пятилетки. В него вошли такие хиты: «Зомби», «Фонтан», «Ты и я», «Клоп», «Пудель», «Берлинский тёрти». Второй альбом, The Best Beach Hits, вышел на лейбле Pyatikhatki Records через полгода и запомнился песнями «Самса», «Самса жареная», «Самса сытная» и «Самса народная».

Клип на песню «Буек»

Клип на песню «Самса (горячая)»

Группировка «ЗИП» — организатор передвижных выставок

В 2015 году члены «ЗИП» задействовали в своей работе 16-местный автомобиль «Фольксваген» 1981 года выпуска, расписанный дельфинами и эмблемой завода ЗИП. Проект «В пути» подразумевал путешествия на ЗИП-мобиле (так официально назвали машину) по городам России с мобильной экспозицией. Конечной целью была московская выставка «Режим ожидания» в галерее XL, но по пути (Армавир, Ростов-на-Дону, Воронеж и др.) было много спонтанных встреч, лекции и дополнительные выставки. Важной частью путешествия стала экспедиция в город Кропоткин, в котором ЗИПы выясняли отношение местных жителей к анархии и анархисту XIX века Петру Кропоткину (сам Кропоткин никакого отношения к населенному пункту не имеет).

У группировки есть собственная ЗИП-легенда — о море и дельфинах

Море и его обитатели занимают важное место в мифологии краснодарских художников. У группировки есть собственная ЗИП-легенда: однажды в Анапе из моря вышел дельфин и сказал ЗИПам: «Я вижу, что люди страдают. Мне плохо от этого и хочется им помочь. Надо что-то менять». ЗИПы рассказывают, что параллельно с человеческой существует цивилизация дельфинов, которые тайно помогают людям — выходят на берег, работают в кафе, собирают мусор. «Дельфин — это еще и образ свободного художника», — говорит Степан Субботин.

Кроме дельфинов ЗИПы использовали в работах образ краба, отсылающий к известному мему про Владимира Путина. Акция «Краб-пропагандист» впервые была показана в Пятихатках летом 2011 года. Через полгода, 24 октября, когда Владимир Путин объявил о желании баллотироваться на пост президента, команда повторила акцию в Москве.

Для организации собственной ретроспективы ЗИПы захватили здание Московского музея современного искусства

В 2017 году группировка «ЗИП» представила в Московском музее современного искусства выставку «Остановка „ДК ЗИП“», которая стала своеобразной ретроспективой творчества художников. Тотальная инсталляция заняла четыре этажа здания ММОМА в Ермолаевском, 17. Название проекта отсылает к некогда существовавшей автобусной и трамвайной остановке возле Краснодарского завода измерительных приборов. В экспозиции среди прочего оказались школьный автобус времен детства художников, роща из макетов деревьев в натуральную величину (похожая была рядом с заводом) и макеты островов, на которых вместе живут люди и дельфины. Также на выставке был прообраз реального бара в Краснодаре (только на плазмах крутили новые клипы группы «РИП»).

Фото: artgroupzip.blogspot.ru, garagemca.org