Как масштабные культурные события меняли общественные пространства Казани
В этом году фестиваль медиаискусства «НУР», объединяющий в Казани медиахудожников, музыкантов и перформеров со всего мира, пройдет с 24-го по 26 мая. Уже несколько лет арт-объекты, медиаинсталляции и аудиовизуальные перформансы появляются в городских общественных пространствах и исторических локациях, порой кардинально меняя их или открывая территории, обычно закрытые для посещения. Например, на выходных работы художников из разных стран можно будет увидеть в особняке Демидова, в здании бывшей фабрики «Адонис» и даже под землей — в галереях под улицей Баумана.
«Инде» решил узнать, кто и как менял известные казанские локации в разные годы. Ниже — рассказываем о массовых площадных спектаклях, вдохновленных революциями 1917 года, о советских панно Константина Чеботарева, «Малиновом звоне» на Спасской башне и многом другом.
Пихтовые гирлянды и «Империалистическая война»
городские праздники до и после революций
С XIX века одними из главных мест общегородских сборов в Казани были две площади: Ивановская перед Кремлем и Театральная у Дворянского собрания. Первая была скорее религиозной — здесь в основном совершались молебны, через нее проходили крестные ходы из казанских церквей и монастырей. Другая оставалась гражданской — с парадами и смотрами. Национальными флагами, иллюминацией и пихтовыми гирляндами украшались и другие городские пространства, но, как нетрудно заметить, любая инициатива массового события в те годы исходила только от институтов власти. А сами мероприятия были абсолютно традиционными.
Ивановская площадь, 1896−1902 годы
Парад в честь 300-летия Дома Романовых в Казани, 1913 год
Театральная площадь и Грузинская улица, 1900−1917 годы
Празднование 100-летия Отечественной войны 1812 года на Театральной площади, 1912 год
После двух революций 1917 года и Гражданской войны в городе, как и в стране, постепенно сменились и ценности, и их символы. Знаковые места теперь оформляли флагами, транспарантами и бантами из кумача — хлопчатобумажной ткани ярко-красного цвета. Еловые и пихтовые ветви обвивали лентами того же оттенка. Но что важнее — уличным убранством начали заниматься известные художники. К примеру, в первую годовщину Автономной Татарской ССР город декорировал Николай Фешин. Константин Чеботарев создал проект монументальной росписи Большого зала заседаний Совнаркома Татарии, состоявшего из масштабного холста «Весь мир насилья мы разрушим» и шести окружавших его панно: «Сарынь, на кичку!», «Большевик», «Крестьянин», Servus, «Марсельеза» и «Рабочий».
Массовые мероприятия по-прежнему были связаны только с официальной государственной повесткой, но, помимо демонстраций и парадов, в больших городах начали ставить масштабные театральные постановки на революционные темы. Первая подобная в Казани состоялась 7 сентября 1921 года на бывшей Театральной площади — она была посвящена жертвам борьбы за свободу. Спектакль поставила казанская артистка и заведующая театральным отделом Наркомпроса Татарской республики 3инаида Славянова. Главной декорацией оказалась широкая лестница, на верхней площадке которой сидели губернатор и прокурор в золотых мундирах, купец, городовые и приставы. На середине возвышалась черная виселица, а внизу стоял палач с топором, одетый в красную рубаху.
Парад на Театральной площади в честь первой годовщины Октябрьской революции, 1918 год
Ворота Кремля, 1931 год
Эскиз городских украшений к 10-летию Октября
Рабочие меховых артелей несут огромную шапку — скорее всего, на Первомайской демонстрации, 1926-1927 годы
У Кремля, украшенного к 1 Мая, 1931 год
Спасская башня, 1932−1933 годы
Тремя годами позже горожане увидели многочасовое представление «Империалистическая война» о событиях с начала Первой мировой войны до Октябрьской революции. В нем были задействованы 2000 актеров и 10 тысяч участников. «Николай II» принимал парад войск, а революционные толпы строили баррикады и сражались с полицией. 3 августа 1924 года в новой инсценировке реализм достигался не только непосредственными действиями участников. На площади строили настоящие баррикады из мебели, актеры-офицеры носили погоны и пели царские гимны, а из мелкого реквизита организаторам удалось достать телеграммы, экстренные сообщения и газеты 1917 года.
Помимо спектаклей, на площадях организовывали первые кинопоказы: на огромные экраны проецировались историко-революционные фильмы на русском и татарском языках. Вскоре эти ленты сменили развлекательные игровые картины. А молодежь устраивала ночные факельные шествия: с фейерверками, светом прожекторов и пушечными салютами, они включались в план многих важных годовщин. Неотъемлемой частью праздников была иллюминация: одна из самых красочных состоялась к десятилетию Октября, когда огни зажгли в университете, на пристани, вокзале, воротах Кремля и башне Сююмбике.
Свет, музыка и «Малиновый звон»
аудиовизуальный шик позднего СССР
Присутствие художников «в открытом городе» вновь стало возможным только в 1960-х — благодаря Булату Галееву и студенческому конструкторскому бюро «Прометей». Об их истории и истории организованного прометеевцами фестиваля «Свет и музыка» (кстати, первого аудиовизуального в СССР!) мы уже писали в «Инде». В СКБ делали светомузыкальные фильмы, видеоинсталляции и сложные световые установки. Одна из известнейших их работ — «Малиновый звон» — появилась в 1967 году. В Спасской башне установили специальную аппаратуру: во время боя часов после наступления темноты 24 прожектора окрашивали стены звонницы в малиновый цвет. Причем делали это пропорционально громкости звучания колокола: чем громче, тем ярче. В середине 1990-х подсветку убрали, так как у Кремля не было средств на поддержание ламп и их реставрацию, но в 2023-м ее вернули.
«Малиновый звон» в 1967 году
«Малиновый звон» в 1974 году
Для обоснования художественных экспериментов в вузе бюро занималось хоздоговорной деятельностью. Так, помимо оформления Спасской башни, СКБ заказали динамическое освещение цирка: скорость изменения подсветки нижней чаши менялась в зависимости от скорости ветра, а насыщенность цвета менялась в зависимости от интенсивности дождя.
Большую часть бюро составляли студенты: они создавали детали световых инструментов, паяли схемы, занимались механикой и многим другим. Сейчас наследие Булата Галеева сохраняет казанский фонд «Прометей», в котором регулярно проходят экскурсии. В 2021 году на первом фестивале «НУР» прошла премьера фильма Дидара Оразова «Прометей. Поэма казанского огня» об инженерах-студентах. А о связи промышленности и заводского производства с технологическим аудиовизуальным искусством попытались напомнить в 2023-м, возродив на Казаньоргсинтезе фестиваль «Свет и музыка».
Булат Галеев
Подсветка цирка, 1968 год
От «Сотворения мира» до Летнего книжного фестиваля «Смены»
время частной инициативы
По-настоящему массовые события, созданные не по государственному заказу, появились в Казани только после 1990-х. Важной частью городской культуры 2000-х и 2010-х стали музыкальные фестивали. В 2008 году на площади Тысячелетия впервые состоялось «Сотворение мира», которое горожане запомнили благодаря куче иностранных гостей и российских звезд — от Патти Смит до «ДДТ». В самом Кремле сильно позже — с 2018-го по 2022-й — проводился фестиваль Tat Cult Fest, включавший концерты современных татаро- и тюркоязычных исполнителей, выставки искусства, перформансы, театральные постановки, кинопоказы и хореографические мастер-классы. Хедлайнерами фестиваля становились Зуля Камалова, Нурминский, казанско-московский дуэт PTU, группы Bashkarma и «Аигел».
«Сотворение мира», 2008 год
«Сотворение мира», 2009 год
«Сотворение мира», 2009 год
В июне 2019 года внезапной новой точкой интереса стала «Мега» с ее Midsummer Fest — к сожалению, всего на один раз. На непривычно масштабном для Казани музыкальном фестивале выступили два десятка артистов, в том числе Cream Soda, Эрика Лундмоен и Иван Дорн. Уже после пандемии случился Awaz. Пожалуй, одно из крупнейших событий лета 2021 года для всей России задействовало девять казанских площадок, среди которых было немало неочевидных: помимо клубов и баров, выступления проходили, к примеру, в синагоге и старом здании ЗАГСа.
Еще одной важной частной инициативой последних десятилетий стал Летний книжный фестиваль «Смены», появившийся в 2013 году. За 11 лет он активировал как минимум три пространства: собственно сам Центр современной культуры, реконструированный парк «Черное озеро» и новое здание Национальной библиотеки РТ. Сейчас на каждой из этих площадок работает книжный магазин — на Черном озере он сезонный и открывается ближе к лету.
Фестиваль давно вышел за пределы исключительно книжной культуры и стал большим городским событием, задействующим множество городских площадок: от лютеранской церкви Святой Екатерины до бывших заводских помещений. И конечно, ЛКФ сильно зависит от художников — неслучайно в последние годы арт-директорами «Смены» стали дизайнеры Анна Наумова и Кирилл Благодатских, создававшие фирменные стили для ярмарки Cosmoscow, Московского музея современного искусства МОМА и других важных институций. В том числе благодаря им команда «Смены» теперь работает с поликарбонатом и применяет ресайкл-подход в оформлении стендов и ярмарки.
Международный фестиваль медиаискусства «НУР»
выставки цифрового искусства и открытие недоступных пространств
Основатели концепт-студии Formate Дидар Оразов и Рашид Османов впервые провели в Казани фестиваль медиаискусства «НУР» в 2021 году. Работы медиахудожников и перформеров со всего мира были показаны прямо в городских пространствах — на улицах, в парках, исторических зданиях и других объектах. Например, в 2021 году на медиафасаде «Ак Барс Арены» прошла первая выставка цифрового искусства — транслировались работы 25 художников, в том числе известного каллиграфа Покраса Лампаса. На следующем фестивале в 2022-м удивлял уже Казанский цирк, под куполом которого расположили инсталляцию от ILLUMINARIUM3000 и LUCH в виде огромного ребенка.
Искусство появлялось и в закрытых до этого локациях — например, в здании городского магистрата. А инсталляция «Туннель реальности» от Formate в подземной части улицы Баумана стала самой посещаемой на фестивале 2022 года: в ней звук и свет влияли на ощущения зрителей, перемещаясь в ограниченном пространстве.
В 2024-м фестиваль пройдет уже в четвертый раз — на этот раз весной, с 24-го по 26 мая. Большая часть работ этого года посвящена человеческим чувствам и ощущениям, а также размышлениям на тему природы. В основной программе будут задействованы уже «родные» для НУРа локации: например, экстрим-парк «Урам», швейная фабрика «Адонис» и подземелья Баумана — правда, в этот раз организаторы обещают открыть новую их часть. Но ранее не задействованных пространств тоже много: двор Национального музея РТ, Южный корпус Пушечного двора, Консисторская башня и особняк Демидова. Часть из них закрыта для свободного посещения, но для фестиваля они станут временно доступны.
Обложка: Асия Салахова, Tom Rus, Руслан Габдрахманов, Тимур Биктимеров, Кирилл Буздалов; фото: 1 — Pastvu.com; 2 — Vk.com; 3 — из коллекции Абдуллы Дубина, журнал «Казань»; 4 — «Старая Казань и ее окрестности». — Казань: Издательство «Заман», Татарское книжное издательство, 2011; 5 — Национальный музей Республики Татарстан; 6 — William O. Field; 7 — Праздный день, досужий вечер. Культура досуга российского провинциального города второй половины XIX — начала ХХ века: [монография] / С.Ю. Малышева. Москва: Academia, 2011. — 192 с.; 8 - Pastvu.com; 9 - Pastvu.com; 10 — В.М. Гороховский; 11 — Pastvu.com; 12−15 — Праздный день, досужий вечер. Культура досуга российского провинциального города второй половины XIX — начала ХХ века: [монография] / С.Ю. Малышева. Москва: Academia, 2011. — 192 с.; 16 — Галеев Булат Махмудович. «Искусство космического века: Избранные статьи», 2022 год; 17 — Нияз Халит; 18 — предоставлено организаторами; 19 — Галеев Булат Махмудович. «Искусство космического века: Избранные статьи», 2022 год; 19 — Vk.com; 21−22 — 1tv.ru; 23 — Алексей Воробьев; 24−25 — Анастасия Петрова; 26 — Vk.com; 27 — Алексей Воробьев; 28 — Vk.com; 29−34 — Vk.com; 35−41 — Vk.com; 42−49 — Vk.com; 50 — Анастасия Иванова; 51 — Даниил Тимушев; 52 — Алмаз Мухаметзянов; 53 — Даниил Тимушев; 54 — Алмаз Мухаметзянов; 55 — Андрей Шилшов; 56 — Павел Серпокрылов; 57 — @simp1e_picture; 58 — Артур Гильманов; 59 — Саяна Евстафьева; 60 — Тимур Биктимеров; 61 — Vk.com; 62 — Александр Копылов; 63 — Vk.com; 64 - Vk.com; 65−75 — Асия Салахова, Tom Rus, Руслан Габдрахманов, Тимур Биктимеров, Кирилл Буздалов