Burger
Гид. Чем заняться на фестивале-форуме «Науруз»: 4 спектакля, 6 творческих лабораторий и 15 экспертов
опубликовано — 07.06.2016
logo

Гид. Чем заняться на фестивале-форуме «Науруз»: 4 спектакля, 6 творческих лабораторий и 15 экспертов

Постановка Национального театра Венгрии, урок по хакасскому горловому пению, тренинг по вождению куклы

Международный театрально-образовательный фестиваль-форум «Науруз» пройдёт в Казани 13−17 июня. По сути, казанский «Науруз» объединяет две международные инициативы: фестиваль тюркоязычных театров и театрально-образовательный форум. По чётным годам в начале июня проходит форум с мастер-классами, лабораториями, лекционными циклами, по нечётным — фестиваль с показом лучших спектаклей тюркоязычного мира. В чередовании программ (оно началось с 2010 года) — принципиальное отличие «Науруза» от всех других театральных проектов.
Чётный 2016 год — время образовательного форума «Науруз». Его обширная программа, которая человеку со стороны кажется похожей на курсы повышения квалификации, соберёт в Казани представителей национальных театральных компаний и свободных художников из Татарстана, Казахстана, Башкортостана, Хакасии, Чувашии. В течение пяти дней они смогут узнать «Секреты комедии дель арте» (так называется курс итальянца Клаудио де Мальо), пройти «Тренинг по вождению куклы» (вместе с гуру театра кукол Айратом Ахметшином из Уфы), перенять «Опыт веры в себя и в зрителя» (на семинаре московского театрального критика Кристины Матвиенко) и даже взять урок по хакасскому горловому пению, но и это еще не всё: на «Наурузе-2016» будут преподавать не менее 15 экспертов.

Также в программу форума вошли четыре спектакля, посмотреть которые вместе с участниками форума смогут по билетам все желающие. Это лучшие постановки Камаловского театра, главного инициатора и организатора «Науруза», и спектакль почётного гостя форума — труппы Венгерского национального театра из Будапешта.

Спектакль #1

14 июня в 18:00 на основной Камаловской сцене венгерские артисты сыграют спектакль «Бич Божий» по мотивам исторической драмы графа Миклоша Банфи «Властелин» (1912). Это постановка ведущего венгерского режиссёра, представителя «новой волны» европейской режиссуры 1990-х годов Аттилы Виднянcкого. Кстати сказать, в эти дни Виднянский работает в Санкт-Петербурге — ставит в Александринском театре «Преступление и наказание» Достоевского, этим спектаклем в сентябре откроется Александринский фестиваль.

«Я по первому образованию филолог — и хорошо чувствую литературный материал. Плохой я органически ставить не могу», — признавался в одном из интервью неплохо говорящий по-русски режиссёр Виднянский. В пьесе «Властелин» он увидел возможность показать, насколько важна в смутное время роль Личности. Основная сюжетная линия произведения посвящена вождю гуннов Аттиле, которого христиане V века н.э. называли «бичом Божьим», страшным наказанием, а в западной традиции утвердилось представление о нём как о страшном враге европейской цивилизации.

Зрители спектакля «Бич Божий» смогут наблюдать за происходящим на сценической площадке в максимальной близости от актёров: ограниченное число мест для публики будет оборудовано на сцене.

Свиной окорок весом около трёх килограммов, три килограмма зелёного винограда и столько же гранатов — это лишь часть «продуктового райдера», необходимого актёрам на каждом представлении «Бича Божьего».

Это не сухой паёк для подкрепления артистических сил за кулисами, как можно было бы подумать, — это натуральный реквизит спектакля.
Очевидцы «Бича Божьего» говорят, что натуральность постановки поразительна, особенно в эпизодах боёв: артисты сражаются с «историческим» оружием, специально для спектакля изготовленным из железа и стали.

В 2015 году спектакль Аттилы Виднянского «Бич Божий» был удостоен четырёх призов на Национальном театральном фестивале в городе Печ (Pecs): «Лучший спектакль», «Лучший режиссёр», «Лучший художник» (Александр Билозуб) и «Лучшая мужская роль» (Лайош Отто Хорват за роль князя Берика).

Спектакль #2

15 июня в 18:00 на основной сцене Камаловского театра — комедия Мольера «Дон Жуан». Это самая яркая и долгожданная в Казани премьера сезона-2015/2016: режиссёр Фарид Бикчантаев репетировал эту пьесу почти полгода, а впервые задумал поставить её с камаловцами в 1995 году.

У него получился легкий и ироничный спектакль про людей, которым скучно жить. Каким-то непостижимым образом наблюдать за их скукой более чем интересно.

По мнению петербургского театрального критика Татьяны Джуровой, «„Дон Жуан“ Бикчантаева „говорит“ с сильнейшим чеховским акцентом. Герой тут представлен неким мнимым центром, то ли ипохондрик, то ли „человек без свойств“ и без желаний, Платонов, Иванов, непонятно привлекательный для женщин, раздражающий мужчин. Герою ничего не надо, но все упорно влекутся к нему...». Влекутся к Дон Жуану Радика Бариева — одного из самых харизматичных актёров бикчантаевской команды. Видеть его в дуэте с выдающимся Искандером Хайруллиным (Сганарель) — гарантированно получить одно из сильнейших театральных переживаний.

Бикчантаев сам подобрал к спектаклю музыку — звучащие в записи фортепианные произведения Моцарта и инструментальный джаз усиливают впечатление, что татароязычный «Дон Жуан» может быть понятным в какой угодно точке мира.

Особенной эта постановка стала для художника Сергея Скоморохова. Он максимально раздвинул кулисы, оголил арьерсцену, а гигантскую площадку для актёров ограничил серыми щитами, расставив их не ровно в ряд — подковой. Эти щиты работают в спектакле как экраны: на них проецируются размытые силуэты малоэтажных домов, о них бьются анимационные морские волны бирюзового цвета, а в определённые моменты они начинают рябить и подрагивать, как экраны барахлящих чёрно-белых телевизоров.

Перед эффектным финалом, когда сцена «проглатывает» сидящих за столом Дон Жуана и Статую Командора, в спектакле Бикчантаева буйствует карнавал тёмных сил. Это завораживающая картина. Из клубов густого дыма на подмостки выходит группа мужчин в чёрных одеждах, энергично бьющих в барабаны. Потом появляется высоченная дама в длинном чёрном платье: она скачет по сцене на ходулях-джамперах, из-за чего её легко принять за чёрта.

Спектакль #3

16 июня в Камаловском — «Меня зовут Красный». Это первая в мире постановка по одноимённому роману турецкого писателя Орхана Памука (инсценировка Ярославы Пулинович), в 2014 году её осуществил в Казани режиссёр из Магнитогорска Максим Кальсин — выпускник исторического факультета МГУ, режиссёрского факультета ВГИКа (мастерская Карена Шахназарова) и Школы-студии МХАТ им. Чехова (мастерская Камы Гинкаса).

Роман Памука называют «романом обо всём»: это и детектив, и искусствоведческий трактат, и книга про любовь, и историческая проза. Кальсин сузил границы знаменитой книги — поставил, по его же собственному признанию, спектакль «о жизненном пути художника — творческого человека со всеми его плюсами и минусами: тщеславием, завистью, страхом...».

Героев в его спектакле — больше двадцати. В пёстрой коллекции их монологов прослеживается несколько сюжетных линий, самая среди них долгая — криминальная: молодой художник по имени Кара пытается выяснить, кто же убил двух его коллег — уважаемого Эниште-эфенди и художника, рисовавшего миниатюры для подарка венецианскому дожу.

В красочном спектакле практически постоянно звучит музыка — в записи и в исполнении музыкантов, играющих на редких инструментах — турецкой кеманче, сазе и дефе. Она кажется народной, турецкой, но это не так: специально для казанской постановки её сочинил московский композитор Сергей Жуков.

Декорации к спектаклю придумал Алексей Вотяков. Центральная — похожий на расписную шкатулку гигантский многоугольный комод — установлена на вращающейся по кругу площадке. Выдвижные ящики этого «комода» трансформируются то в устланные разноцветными коврами ступени высокой лестницы, то в витрины кофейни, то в мраморные лежанки турецкой бани.

Сцену освещают пять больших абажуров в форме куполов мечети.

В блестящем актёрском ансамбле камаловцев выделяется актёр-непрофессионал — Навар Аль-Базили, студент одного из казанских технических вузов, он приехал в наш город учиться из Объединённых Арабских Эмиратов. Таких людей, как Навар, называют «маленькими». В спектакле Кальсина он играет эпизодическую роль карлика Джезми-аги, который работает в книгохранилище падишаха.

Спектакль «Меня зовут Красный» вошёл в список наиболее заметных спектаклей сезона-2014/2015, который составили эксперты Национальной театральной премии России «Золотая маска».

Спектакль #4

17 июня по большой Камаловской сцене пройдётся, и не раз, живой ослик. А над сценой пролетит огромных размеров надувной слон. И осёл, и слон — персонажи спектакля «Ходжа Насретдин», который режиссёр Фарид Бикчантаев и художник Сергей Скоморохов поставили в 2015 году по мотивам произведений классика татарской литературы Наки Исанбета и арабского драматурга Саадаллы Ваннуса.

«Ходжа Насретдин» входил в программу прошлогоднего фестиваля «Науруз». Тогда его впервые увидела театральный критик и арт-директор Центра им. Вс. Мейерхольда (Москва) Елена Ковальская. Её впечатление о спектакле было таким: «Визуально эта постановка — вообще не моя чашка чая: это дико провинциально, это чуждая мне выразительность, она очень не идёт этому спектаклю. Потому что он очень умный, трезвый и отчаянный. Вот прямо отчаянный. Показывает, что мы не смеем говорить с властью, которая нам должна. Она нам должна, а мы немеем. Почему? Это загадка нашей ментальности. Фарид Бикчантаев поставил спектакль про нашу ментальность, а она у нас в России у всех общая...».

Камаловцы в этом спектакле не столько играют увлекательную историю из жизни мудреца Ходжи Насретдина, сколько демонстрируют нелицеприятную правду о природе человека.

«Ваш слон скоро сожрёт всех нас!» — хором репетируют жители слободки свою жалобу хану, готовясь прийти к нему на приём. А на приёме вдруг начинают по своей воле и от своего же страха вразнобой тараторить: «Вашего слона мы очень любим!», «Пусть все города и посёлки заполнятся слонами!», «Мы очень любим вашего слона!».

Среди блестящих актёрских работ роль Фаниса Зиганши (Ходжа Насретдин), конечно же, выделяется. Но совсем не потому, что она — заглавная. Зиганша так убедителен в образе увлечённого жизнью, а не игрой в жизнь странника, так спокоен и по-хорошему тих, что с ним и его осликом хочется дружить.

Фото: kamalteatr.ru


Читайте также: