Ясно-понятно. Что происходит с домами культуры в Казани?
В апреле в городе открылись сразу два обновленных дома культуры — реконструированный КЦ «Московский» (бывший ДК Урицкого) и отреставрированный ДК Ленина. В ДК Ленина уже прошел форум «Время кино», в «Московском» — шоукейс Yummy Music и премьера спектакля «Шамаиль», 9 июня здесь пройдет вечерняя программа фестиваля новой культуры Kursiv. «Инде» поговорил с Азатом Абзаловым, начальником управления культуры исполкома Казани, о том, какие задачи стоят перед обновленными пространствами, и узнал у директора одного из самых успешных реконструированных домов культуры в Москве — КЦ ЗИЛ Елены Мелвиль об их опыте изменения культурной институции.
Азат Абзалов
начальник управления культуры исполнительного комитета Казани
Когда в республике в 2015 году началась программа реконструкции парков и скверов, а затем, в 2016 году, — общественных пространств, возник вопрос о реновации домов культуры. В 2016 году мы сделали ремонт в ДК им. Урицкого (сейчас культурный центр «Московский») и реставрацию в ДК им. Ленина, и решили, что это хорошая возможность трансформировать ДК в современные центры культуры содержательно. Мероприятия, которые проходили в парках в 2015–2016 годах, показали, что горожане ищут места для активного и интеллектуального досуга. В то же время дома культуры в том виде, в котором они существуют с конца 1990-х, отвечают на запросы только части горожан. Как правило, в них сосредоточены разнообразные детские кружки (танцы, хор, лепка, подготовка к школе). Большой пласт потенциальной аудитории — молодежь, родители тех самых детей, которые посещают кружки, пенсионеры и ветераны — остается неохваченным.
Приступая к ремонту и реновации домов культуры, мы поставили перед собой задачу создать для активных горожан место, где им было бы комфортно находиться, где они могли бы заниматься творчеством в любом возрасте, развивать свои проекты и создавать культурный продукт, который можно продвигать и за пределами республики. Яркий пример — певица Дина Гарипова, которая занималась вокалом в Доме культуры в Зеленодольске и прославилась на всю страну. Современные ДК претендуют на то, чтобы стать «третьим местом» для горожан — пространством, куда человек будет заходить, чтобы разнообразить маршрут дом — работа — дом.
Мы разбили решение этой задачи на три составляющие.
Первая: инфраструктура. В современном центре культуры должно быть приятно находиться — на это работают современный ремонт, оборудованный гардероб, отремонтированные санузлы, бесплатный вай-фай, эргономичная мебель, кафе, библиотека, оборудованные студии и залы для досуговых занятий. Таким образом, жизнь в ДК сконцентрирована не только вокруг кружковой деятельности — в них можно хорошо провести время и в ожидании. Мы продумали дополнительные условия для работы и бизнеса — появились коворкинги, творческие резиденции (например студия лейбла Yummy Music в КЦ «Московский»).
ДК не замыкается в своих четырех стенах, а кооперируется с парком, рядом с которым расположен, — администрации ДК и парка проводят совместные мероприятия. Например, прошлым летом это были культурные среды и кинопоказы в парке Урицкого. Во внутренних дворах ДК могут проходить джазовые вечера, кинопоказы на открытом воздухе, творческие встречи.
Вторая составляющая: мероприятия. Обновленная инфраструктура помогает разнообразить их — ДК станут не только местом для подготовки праздничных мероприятий и занятий кружков, но и площадкой для досуга.
Наш опыт показывает, что, имея площадку, казанцы сами создают культурный продукт. Яркий пример — движение «Жизнелюбы», которое собирает вокруг себя горожан в возрасте от 55 лет. Мы предоставляем им место, но они сами организуют и модерируют встречи, приглашают на них тех, кого им интересно послушать. Другой пример — садоводы, которые тоже ищут площадку для лектория. В КЦ «Московский» собираются селекционеры фиалок, в ДК «Мирный» — те, кто интересуется растениеводством и сбором целебных растений.
Площадь у ДК им. Ленина, СССР
Третья составляющая — кадры. В домах культуры или культурных центрах должны работать не только руководители кружков и методисты, но и те, кто будет взаимодействовать со всеми посетителями (в том числе с теми, кто зашел случайно). Например, это фронт-менеджер, который проведет экскурсию по зданию, расскажет о кружках и мероприятиях, даст расписание, ответит на все вопросы.
Когда мы думали о содержательном наполнении культурных центров, поняли, что ДК Ленина может стать местом для занятий Молодежного симфонического оркестра РТ. Большой зал с отличной акустикой даст им ощущение масштабной сцены (пока оркестр базируется в музыкальной школе № 5). Я уверен, что из этой площадки получится сделать академическую сцену: зал вмещает 780 зрителей. Это больше, чем в Тинчуринском театре, Большом концертном зале, театре Камала, и сравнимо с Качаловским театром. Сцена хорошо оборудована (ее размер позволяет ставить спектакли), есть оркестровая яма. Рядом с ДК Ленина станция метро — сюда удобно добираться. Сейчас мы обсуждаем гастрольный график (в том числе и для антрепризных постановок), представляем ДК как хорошую концертную площадку, достойного конкурента другим популярным местам. Уже намечена серия фестивалей, а в мае открылся кинотеатр.
КЦ «Московский» привлекает молодых людей. Там уже разместились лейбл Yummy Music, фонд культурных инициатив «Творческая среда», прошла премьера спектакля «Шамаиль» с участием обладателя премии «Золотая маска» Нурбека Батуллы. Кроме этого мы видим центр как одну из площадок для классической музыки. Уже договорились с оркестром La Primavera, чтобы они дали серию концертов в «Московском».
В Казани 15 домов культуры
Средний возраст — около 60 лет
800 миллионов рублей выделили в 2017 году на реновацию учреждений культуры, которые не ремонтировались с момента строительства
В зависимости от состояния здания и его статуса мы занимаемся реконструкцией или реставрацией. ДК Ленина — объект культурного наследия. Особое внимание при реставрации уделяли люстре, радиаторным решеткам, паркету. КЦ «Московский» таким объектом не является, но, например, на его фасаде есть уникальное панно, выполненное в стиле графитас, — конечно, мы его сохранили. ДК Саид-Галеева, который мы планируем обновить в этом году, относится к той же категории, что и ДК Ленина, — это яркий образец сталинского ампира, его будут реставрировать. Сейчас ведутся предпроектные работы по культурному центру Сайдашева (бывший ДК строителей), мы ищем возможность сохранить советские витражи-панно из разноцветного стекла с видовыми изображениями Казани, сделать их интерьерной доминантой. Еще надо продумать внутренние логистические решения — как обустроить концертный зал, рекреационные зоны, где расположить кафе. Также запланирована реновация культурного центра «Чулпан» на проспекте Победы — он станет концертной площадкой и базой школы народного танца при ансамбле «Казань». Сейчас ведутся проектные работы, рассчитываем, что начнем ремонт этим летом.
Часть знаковых для города домов культуры находятся не в нашем управлении, а относятся к крупным компаниям — это ДК химиков, ДК железнодорожников в Юдино. В ДК химиков проходят концерты школы искусств, находится база симфоджаз-оркестра — наследников творчества советского джазмена Олега Лундстрема. В ДК железнодорожников работает множество кружков. Удивительно, но руководство смогло пережить непростое время минимального финансирования и остаться в рамках профильной деятельности, не уходя в условную выставку-продажу шуб.
Елена Мельвиль
директор культурного центра ЗИЛ, Москва
СПРАВКА:
КЦ ЗИЛ образовался на месте бывшего Дворца культуры автозавода им. Лихачева — одного из первых и крупнейших ДК в Москве. Здание построили в 1930−1937 годах по проекту архитекторов братьев Весниных, с которым они победили в открытом конкурсе.
До 2008 года Дворец культуры ЗИЛ принадлежал АМО «Завод им. И.А. Лихачева», в 2012 его передали Департаменту культуры Москвы. Здание относится к памятникам культурного наследия регионального значения.
ЗИЛ стал флагманским Домом культуры в рамках реновации и реконструкции ДК, чем в начале 2010-х озаботился тогдашний Департамент культуры Москвы под управлением Сергея Капкова. В то время правительство города начинало работать с городской средой, им был важен плотный контакт с городскими сообществами. Это был некий эксперимент в сфере городского управления культуры, потому что на проект пригласили людей, которые до этого совсем не работали с государством. В ЗИЛ пришла команда Елены Зеленцовой (сейчас — вице-президент фонда «Сколково» по развитию городской среды. — Прим. «Инде»), в нее влились студенты ведущих вузов страны, где обучают социокультурному проектированию. Мы понимали, что не являемся экспертами по тем направлениям деятельности, которые уже были в ДК, поэтому создавали экспертные советы по направлениям. Пригласили специалистов по современному танцу Елену Тупысеву, Светлану Романову, Александра Пепеляева и Александра Любашина, художника, куратора, теоретика, преподавателя Николая Селиванова. Мы принципиально решили не убирать ту кружковую и студийную деятельность, что велась в этих стенах до нас, и просто добавляли к ней новое.
Для создания архитектурного пространства мы привлекли арт-директора Zolotogroup Игоря Гуровича и архитектора и преподавателя Британской Высшей школы дизайна Николаса Чампкинса. Студенты и выпускники Британки помогали в создании архитектурно-планировочных решений, которые изменили восприятие места в целом. Они создали тот язык визуальной коммуникации (дизайн, графику, навигацию), с которого посетители сразу считывали код изменения пространства.
Традиционная аудитория домов культуры — дети до 12 лет и старшее поколение. Мы изучили предложения в сфере так называемого «тематического присмотра» для дошкольников и младших школьников. Выяснилось, что конкуренция огромная, от школ до торговых центров. Поэтому мы сориентировались на подростков, для которых программ было намного меньше, и молодежную аудиторию от 15 до 25 лет. В полную силу культурный центр заработал в первом полугодии 2013 года — к этому времени наши посетители, которые побывали на ряде программ, начали рассказывать о ЗИЛе своим знакомым. Сработало сарафанное радио, и к нам пошел поток. Если в предыдущие годы внебюджетные доходы в ДК были 33−34 миллиона рублей, то 2013 год принес 54 миллиона. Люди проголосовали рублем. Пришла та аудитория, на которую мы и рассчитывали, — подростки. Родители, которые за них платят, видят практическое применение знаний и навыков, которые здесь получают их дети, и готовы инвестировать в будущее. Сейчас мы разработали уже третью концепцию развития кружковой деятельности (две другие реализовали) — она связана с новыми индустриями и профессиями будущего: программирование, цифровые технологии, и в том числе цифровое искусство, сочетание art & science — в общем, то, что сейчас отовсюду транслируется.
За последнее время ЗИЛ укрепил свою позицию как районный Дом культуры — к нам стало приходить больше местных жителей. Мы провели исследование и создали «тепловую карту», чтобы увидеть, кто к нам едет и из каких районов города. Основная аудитория — это те, кто живет в пределах 20-минутной езды до культурного центра. Однако на события, которые выходят на общегородской масштаб (камерные концерты классической музыки, киноклуб с интересными спикерами, лекции о биткоине и криптовалютах, биоинформатике, генетике), приезжают со всей Москвы. Это наше уникальное предложение — в городе подобных мероприятий не так много.
В ЗИЛе работает довольно много молодых специалистов. Оплата труда здесь не самая высокая, если сравнивать со сферой образования, но, как показывают опросы, для них важнее самореализация. В культуре этого добиться проще — мы меньше зарегламентированы стандартами, чем сфера образования. Ты можешь делать все, что не противоречит закону, реализовывать любую идею.
С самого начала мы работали со спонсорами, но у нас ничего не получалось. Это миф, что каждый успешный бизнесмен хочет стать меценатом. Пока не нарастили потоки людей, мы им были мало интересны. Но сейчас мы легко находим партнеров на знаковые проекты. Например, уже пять лет проводим мероприятие «Подиум зрелой красоты». Сначала мы делали его полностью за свой счет, теперь не тратим ничего, только предоставляем площадку. В этом году проект выходит на Гостиный двор, а это главная подиумная площадка Москвы.
Еще есть пример Yamaha. Когда они увидели высокое качество наших мероприятий и аудиторию, которая их интересовала, безвозмездно предоставили нам дорогой качественный рояль. Наше обязательство — давать концерты не реже раза в две недели, в итоге мы проводим их два раза в неделю, потому что они востребованы.
Фото: Антон Малышев, www.zilcc.ru, vk.com/zilcc, YouTube, TatCenter.ru