Burger
Старинный дом в центре Казани покрасили в темно-серый цвет. А что, можно было?
опубликовано — 13.08.2018
logo

Старинный дом в центре Казани покрасили в темно-серый цвет. А что, можно было?

Разбираемся с фасадом бара Brew Barrel и смотрим на другие смелые примеры современной реставрации

Месяц назад в «Фейсбуке» разгорелся спор по поводу облика здания бара Brew Barrel по адресу: Островского, 12. Темно-серый цвет старинного фасада не устроил помощницу президента РТ Олесю Балтусову, и ее поддержали (по крайней мере в соцсетях) многие любители казанской старины. Владелец заведения Константин Иванов парировал, что без его вложений здание бы давно развалилось. Выслушав позиции обеих сторон, «Инде» решил разобраться, до какой степени реставраторы могут нарушить изначальный облик здания и какие цвета свойственны российской архитектуре, а заодно попросил экспертов привести примеры удачной реставрации.



Что произошло со зданием Brew Barrel


Здание бара построено в начале ХХ века. До революции в нем находилось торговое помещение, в советское время оно использовалось для хозяйственных нужд ТЮЗа. Непосредственно перед открытием бара в здании находился гараж. По словам владельца бара Константина Иванова, перед тем, как открыть заведение, в него пришлось прилично вложиться: фасад не красили много лет, крыша протекала, не было водоотвода и вентиляции — в результате дом плесневел и рушился. «Мы сделали обследование фундамента. Вместо пола там была яма для обслуживания машин — до этого тут был гараж коммунальных служб», — рассказал он «Бизнес Online». По его словам, при ремонте он сохранил исторический облик здания и «вложил в него душу». Идея покрасить стены в темный цвет показалась ему удачной, к тому же он счел, что этот оттенок будет сочетаться с алюминиевыми рамами входной группы. «Когда предварительно согласовывали с властями рекламную вывеску, приходили в соответствующие органы, показывали цвет фасада, нам никаких замечаний не сделали», — говорит он.

Пресс-служба исполкома Казани сообщила, что здание на Островского, 12 не является объектом культурного наследия, а относится к категории исторически ценной градоформирующей застройки. Соответствующее положение закреплено постановлением Кабмина РТ, в котором утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия Казани и требования к использованию земель в этих зонах. В соответствии с постановлением, в отделке фасадов можно использовать натуральные (либо имитирующие натуральные) отделочные материалы неярких пастельных оттенков. Запрещено воспроизводить на фасадах рисунки, возводить орнамент, барельеф, мозаику. Чтобы согласовать проект реконструкции, нужно подать заявку в управление архитектуры исполкома. В ведомстве заявили, что владелец бара фасадное решение не согласовывал.

Источник: «Бизнес Online»

Марсель Искандаров

архитектор, преподаватель КГАСУ

Brew Barrel расположился в небольшой хозяйственной постройке. Этот тип зданий был очень распространен в Казани до революции. До наших дней таких уцелело совсем немного, а примеров возвращения к жизни и того меньше, поэтому отраден сам факт приспособления этого дома под современные нужды. Нужно отдать должное владельцу: насколько я знаю эту историю, у него было желание сохранить здание в прежних объемах и формах и не нарушить его первоначальный вид. Что касается колористического решения, это непростой и неоднозначный вопрос. Черный цвет распространен в Скандинавии и Северной Европе (вспомним резиденцию премьер-министров Великобритании на Даунинг-стрит, 10). Я думаю, владелец бара таким ходом хотел придать строению европейский вид.

Темно-серые цвета использовали и в Казани, хотя и не повсеместно. Но нужно учитывать состав тогдашних красок — скорее всего, оттенок был другим, потому что раньше черный цвет делался на основе сажи. Еще дома (тут скорее речь про Европу) чернели от отопления углем — на домах появлялся нагар. Облик этого бара нам кажется непривычным и не соответствующим истории города, но часто мы не представляем, какими на самом деле были наши города в прошлом, и воспринимаем возрождение чего-то исторического как революционное.

Этот дом — эксперимент для города. Насколько удачным он оказался, будут судить горожане. Лично мне цвет кажется уместным, разве что на фасаде не хватает элементов наружной рекламы: до революции такой цвет служил фоном для трафаретной рекламы, когда надписи наносили прямо на стену. Отмечу, что архитекторы прошлого имели крайне ограниченный цветовой ресурс, поэтому я считаю, что не всегда следует делать только так, как было раньше. Дома существуют на протяжении веков, каждая эпоха оставляет на них свои следы. Нельзя лишать такого права и нас, иначе получается, что мы уважаем всех, кроме самих себя. Но я не хочу сказать, что всем нужно бежать перестраивать и перекрашивать исторические дома, — в этом случае лучше недосолить, чем пересолить. Просто в целом цветовой тренд в историческом центре Казани хороший — появляется разнообразие.



Павел Гнилорыбов

создатель telegram-канала «Архитектурные излишества»

Такие скандинавские цвета городам России в XVIII−XIX веках свойственны не были. Россияне предпочитали нежно-розовый, персиковый, лазоревый и цвет морской волны. В городах часто можно было встретить желтый, и это был цвет власти (читаем у Мандельштама: «Над желтизной правительственных зданий...»).

Эксперимент с казанским баром мне кажется приемлемым, хотя бы потому, что цвет легко поменять. Русские постоянно что-то красят и перекрашивают, это заметил еще французский писатель и путешественник XIX века Теофиль Готье, называя наш народ самыми великими малярами в мире (с иронией, конечно). Темный цвет — не трагедия, но городским властям стоит задуматься над колористическими паспортами, которые в идеале должны быть у каждого столетнего дома. Без них владельцам и арендаторам исторических домов часто приходится гадать об изначальном цвете строения. На мой взгляд, в этом примере большее кощунство — это дешевые пластиковые двери: они напрягают сильнее цвета, лишают дом солидности и гармонии.

Как еще можно реставрировать исторические объекты

Фрагмент фундамента стены Белого города на Хохловской площади в Москве

Фото: mosprogulka.ru

Белгородская стена — одна из крепостных стен Москвы, окружавшая Белый город (историческая местность, включавшая районы Занеглименье, Кучково поле и Кулишки) в XVI−XVIII веках. Руина белокаменного основания длиной около 50 метров и шириной 4,5 метра — самый большой из обнаруженных в Москве фрагментов этой стены, наиболее сохранный и единственный доступный горожанам и туристам. В 2017 году при благоустройстве территории руину фундамента решили сохранить, она стала центральным экспонатом археологического парка под открытым небом — Хохловской площади.

Лофт «1890» в Волгограде

Фото: loft1890.ru

Здание лофта — одна из немногих сохранившихся дореволюционных построек Волгограда. В конце XIX века на месте лофта стояло 11 подобных зданий, составлявших комплекс Жигулевских пивных складов. В здании нынешнего лофта располагалась контора Царицынского склада Жигулевского пивоваренного завода. После Великой Отечественной войны в его подвалах был продовольственный склад. Реставрацию объекта выполнила компания «Интер-Термогаз». Работы завершили в 2018 году.

«Если невозможно установить цвет, то желательно добираться до истинной фактуры камня или кирпича. Кирпич очень благородно стареет, поэтому чаще всего это выглядит хорошо. В этом плане образцовой работой я бы назвал лофт „1890“, владелец которого даже выезжал для покупки старого кирпича и материалов в соседние регионы», — говорит Павел Гнилорыбов.

Депо «Подмосковная» в Москве

Фото: rzd-expo.ru

На станции (2-й Амбулаторный проезд, недалеко от метро «Сокол») сохранились деревянное здание вокзала и комплекс деповских построек: водонапорная башня, здание паровозного депо веерного типа с поворотным кругом, административное здание и дом для персонала, обслуживающего башню. Все здания построены в 1901 году в стиле модерн и составляют единый архитектурный ансамбль — последний уцелевший на линии Московско-Виндавской железной дороги. Все остальные ее станции были частично или полностью разрушены в годы Великой Отечественной войны. В 2015 году реставрацию депо провела компания «РЖД».

Исторический центр Енисейска

Фото: usk-sibiryak.ru

«Город Енисейск в Красноярском крае под свое 400-летие (отметят в 2019 году) получил хорошие деньги на реставрацию исторических объектов и сейчас активно работает над обликом далекого сибирского города, который только откроют туристы большой России», — говорит Павел Гнилорыбов. В рамках федеральной программы «Енисейск-400» восстановят 23 памятника архитектуры регионального, федерального и мирового значения. Енисейск — пример комплексной работы по восстановлению городской среды. Исторический центр города занесен в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Асеевский дворец в Рассказово (Тамбовская область)

Фото: lifetambov.ru

Загородный дом сибирского промышленника Василия Асеева построен в 1901 году. После 1917 года советская власть национализировала строение, до 1990-го тут располагался детский приют, потом оно пустовало и разграблялось вандалами. В руинированном состоянии главный усадебный дом простоял около 20 лет, реставрация началась лишь в 2011-м. Пример Асеевского дворца показывает, что можно восстановить даже безнадежные руины: инвестор отреставрировал внешний облик и воссоздал интерьеры и парк вокруг дома. Работы продолжаются до сих пор.

Дом Шарова в Казани

Марсель Искандаров

Долгое время этот дом 1843 года постройки существовал в бледно-бежевом цвете, но при реставрации его покрасили в терракотовый, почти бордовый цвет. Я не знаю, какого цвета было это здание изначально, но новый цвет — абсолютно приемлемый ход для дома в стиле ампир. Недопустимым в архитектуре я бы назвал только ультрасиний цвет, в который часто окрашивают листы профнастила. Этот цвет своей яркостью взрывает и городской ландшафт, и природный (если используется в загородных домах, к примеру). Такой оттенок в природе практически не встречается, поэтому травмирует восприятие.

Марсель Искандаров

Реставрация ДК Ленина — это во многом революционное событие, обозначившее (я надеюсь) новый тренд в восстановлении построек советского времени. Специалисты не просто провели ремонт и привели фасады в более или менее ухоженный вид, а воссоздали первоначальный замысел архитектора, вернув на фасад утраченные ранее боковые вазоны. Так к памятникам советского классицизма не относились никогда. Мы сейчас не представляем уровня и качества этой архитектуры: долгие годы из-за утилитарных и идеологических причин многие декоративные элементы удалялись и разрушались.

Жилой дом по адресу: Вознесенский переулок, 6/3 в Москве

Марсель Искандаров

В идеале восстановление исторического дома — это не только ремонт, но и возвращение в него первоначальной функции, потому что здание существует не в виде стен, а в виде всей совокупности социальных процессов, происходящих внутри и вокруг него. В Казани памятники архитектуры после реставрации, как правило, наделяются общественной функцией — превращаются в офис, магазин, гостиницу. Особенно странно это выглядит, когда такая функция загоняется в изначально жилое здание: после этого дом перестает быть самим собой. Из-за этого, в частности, в Казани буксует процесс возвращения жизни в центр города. Московский дом в Вознесенском переулке — пример того, как в историческом особняке до сих пор может сохраняться жизнь. В Казани такого практически не происходит, хотя возвращение жителей в старые особняки положительно влияет как на облик здания, так и на городскую среду вокруг него.