Burger
Премьера на «Инде». Короткометражный фильм «Великий мастурбатор» Рима Шафигуллина
опубликовано — 18.09.2018
logo

Премьера на «Инде». Короткометражный фильм «Великий мастурбатор» Рима Шафигуллина

Годар, Бергман, Канье Уэст и Альфия Авзалова в фильме о грани между реальностью и фантазией в голове у 25-летнего казанца

«Инде» продолжает показывать фильмы молодых татарстанских и российских кинорежиссеров. В новом выпуске мы знакомим вас с работой казанского режиссера Рима Шафигуллина «Великий мастурбатор». Фильм — психоделический мэшап, рисующий портрет молодого казанца на грани нервного срыва. Картина участвовала в параллельной программе X Казанского Международного фестиваля молодежного кино.



В фильме присутствует нецензурная лексика. Если использование бранных слов не соотносится с вашей картиной мира, советуем почитать о национальной программе Казанского Международного фестиваля мусульманского кино.

О себе

Рим Шафигуллин

Мне 25 лет. Я работаю на татарском телеканале TMTV режиссером постпродакшена — делаю кулинарное телешоу и новости шоу-бизнеса. В кино влюбился еще в детстве, когда отец заставил посмотреть вместе с ним «Терминатор-2: Судный день». После этого я превратился в фаната боевиков и захотел стать Жаном-Клодом Ван Даммом. Потом я узнал, что героев боевиков играют обычные актеры, и решил стать актером. Но, получив в пятом классе роль капусты в школьном спектакле, я понял, что актерство тоже не мое — я заикался и долго не мог произнести свою реплику. Зрителям это показалось очень смешным.

Позже я узнал, что в кино главные — не актеры, а режиссеры, и начал мечтать об этой профессии. Повзрослев, я убедился в своем желании, прочитав фразу режиссера Билли Уайлдера: «Вы тут в Европе думаете, что в Голливуде мы катаемся на крутых тачках, живем в дорогих домах и трахаем красивых женщин. Знаете, что я вам скажу — да, вы правы». После окончания школы я заявил родителям, что пойду во ВГИК. Их — комбайнера и парикмахершу — это привело в ужас. Мы пришли к компромиссу — я пошел в КазГИК. Здесь я — человек, считавший, что «Форсаж» и «Трансформеры» — это лучшие фильмы всех времен, — пережил культурный шок. Поначалу классика мне не нравилась, исключением были фильмы французской новой волны — картины Жана-Люка Годара и Франсуа Трюффо. Я множество раз пересмотрел «Безумного Пьеро» и «Жить своей жизнью» Годара, а «Четыреста ударов» Трюффо вернули меня в детство. Потом полюбил Ингмара Бергмана, но не самые известные его фильмы (хотя люблю и «Персону», и «Девичий источник»), а первые картины, когда он еще косил под американский нуар (всем его фильмам с 1946-го по 1950-е годы я поставил на «Кинопоиске» 10 баллов). Позже я открыл для себя Квентина Тарантино. Узнав, что он был жутким киноманом и смотрел классику вперемежку с B movies, я тоже устроил себе такой постмодернистский трип. На учебу я забил еще на втором курсе, поняв, что эти тетеньки-преподаватели с ТНВ совсем не шарят. После окончания вуза я самостоятельно начал разбираться в программах для монтажа, делал видеоотчеты с вечеринок и все более укреплялся в желании снять кино.

О «Великом мастурбаторе»

Рим Шафигуллин

В 2012 году в книге о Сальвадоре Дали я увидел картину под названием «Великий мастурбатор». Название мне очень понравилось, и я решил, что так будет называться мой фильм. Только я не знал, о чем этот фильм будет. В том же году я наконец досмотрел «Бойцовский клуб» — раньше мне не удавалось это сделать, потому что второй акт фильма казался очень скучным. Увидев финал, я в прямом смысле офигел — оказывается, все действие было нереальным. После фильма я ушел в депрессию, так как осознал, что моя жизнь протекает только в мечтах, а в реальности у меня ничего нет. Из этого появилась история о парне, живущем в воображаемом мире. Осенью 2014 года я написал первый сценарий. Он был плохим, в течение года я без конца его переделывал. Так пришло время дипломного фильма. Мне никогда не нравились фильмы, которые снимали в «кульке», — все они были традиционными и с претензией на глубокомысленность. Я же хотел увидеть бунтарский фильм с наивными понтами, свойственными людям моего возраста. Но все же нужно было угодить тетенькам-преподавателям, которые с придыханием произносят слово «искусство». Название им не понравилось, до защиты фильм жил с названием «Воображаемая любовь» (в честь одноименного фильма Ксавье Долана). Времени было мало, пришлось снимать по первой версии сценария. Мне помог оператор Максим Хамзин. Монтировал кино я в ночь перед сдачей диплома, утром посмотрел результат — не понравилось. Выключил ноут и лег спать. Так я и не получил диплом.

Прошло три года. В начале лета 2018 года я снова наткнулся на старый файл фильма «Воображаемая любовь» и все же решил из него сделать запланированного «Великого мастурбатора». Придумал концепт — это будет фильм-автопортрет, путешествие в голову псевдоинтеллектуала из села, где перемешалось все — Трюффо и Скриптонит, Бергман и Альфия Авзалова. Я хотел смонтировать в духе Годара — с цитатами из других фильмов, с титрами на изображении, но сделать это немного иначе — как если бы Годар вдохновлялся не только фильмами, но и влогерами, инстасторис, рэп-клипами, «Твиттером», «Тамблером» и мемами. К тому же меня всегда интересовал метод сэмплинга в кино, как если бы Канье Уэст или Трэвис Скотт снимали фильмы с помощью приемов, которые они используют в своей музыке.

В то время я переживал сложное расставание с девушкой, она регулярно присылала обидные голосовые сообщения — их я решил использовать в звуковой дорожке фильма. Также в ход пошли куски моей невыпущенной видеоработы «Саида», которую мы сняли в 2016 году с оператором Русланом Косенко и моделью Саидой Валиевой. В итоге фильм стал своеобразной арт-терапией и очень круто поменял мою жизнь. Не стоит искать в нем конкретный месседж — это просто мой автопортрет на момент начала лета 2018 года.

О планах на будущее

Рим Шафигуллин

Хочу снять полнометражный фильм под названием «Солидол». Это будет брутальный вестерн о комбайнере-моднике, вдохновленный музыкой Скриптонита, южнокорейским жанровым кино 2000-х, классическими вестернами Джона Форда и Говарда Хоукса, бадди-муви 1990-х и одеждой Гоши Рубчинского. По задумке, должна получиться татарская смесь из «Белого солнца пустыни» и «Безумного Макса». «Солидол» — история о дизайнере стритвир-одежды Адиле, который после провала стартапа возвращается в свою деревню и становится комбайнером-отшельником, непринужденно обрабатывающим гречишное поле. Но он случайно заезжает на конопляное поле цыгана-драгдилера Кизару, уничтожает его посадку и втягивается в разборки с ним. Параллельно герой решает проблемы общения с бывшими коллегами и своим отцом — между ними за годы отсутствия Адиля выросла стена непонимания. За сценарий этого фильма я получил 100 баллов на вступительных экзаменах во ВГИК, но меня слили в третьем туре отбора без объяснения причин.

В октябре я планирую приступить к съемкам нового короткого метра — «******» [все очень плохо]. Это история о парне, у которого из-под носа украли закладку с травой. История вдохновлена телеграм-каналами, где наркоманы делятся своими историями про походы за закладкой, и мемным видосом с ютуба (я забыл, как он называется). Сейчас я дорабатываю сценарий и ищу более или менее профессиональных актеров, с которыми, как выяснилось, в Казани проблема. Этот короткий метр станет проектом движения ОПГ, который мы в скором времени запустим с товарищами из Москвы. ОПГ — это объединение кинематографистов наподобие YungRussia (ныне не существующее объединение рэперов, в которое входили Pharaoh, Boulevard Depo и другие. — Прим. «Инде») — такой наивный бунт против сложившейся системы в российской киноиндустрии. Мы хотим войти в киноиндустрию, игнорируя все привычные пути с киношколами и фестивалями, и набрать аудиторию в интернете, как это сделали чуваки из YungRussia в обход лейблов. Мы хотим снимать фильмы для наших сверстников и о наших сверстниках, потому что ребята из киношкол, кажется, запираются в гетто невероятно умных фильмов с глубокими смыслами.