Гид. Что смотреть на XII Казанском Международном фестивале мусульманского кино
5 сентября начинается XII Казанский Международный фестиваль мусульманского кино. На главный приз претендуют 10 фильмов — по мнению редакции «Инде», внимания заслуживают абсолютно все участники конкурса, поэтому мы попросили арт-директора КМФМК Альбину Нафигову составить гид по менее очевидным, но не менее значимым показам параллельных программ.
Альбина Нафигова
арт-директор КМФМК
1. «Человек»
режиссёр Мурад Ибрагимбеков / Азербайджан / 2016
Короткометражка «Нефть»
«Нефть» Ибрагимбекова была признана лучшим короткометражным фильмом Венецианского кинофестиваля 2003 года. В нём режиссёр показал, как поменялась жизнь в Азербайджане после начала нефтедобычи. Это первая часть трилогии, в которую также входят фильмы «Цивилизация» (2009) и «Человек» (2016), созданные на основе документальной хроники, но без голоса диктора, диалогов и игровых сцен. Режиссёр говорит только языком монтажа: парадоксально сопоставляет кадры разрушения храма Христа Спасителя с кадрами теракта 11 сентября в США, выстраивает сложный ритм с выраженными эмоциональными пиками. На фестивале зритель увидит все три фильма, причём показ «Человека» станет мировой премьерой. Программа, в которую мы включили фильм, посвящена теме мигрантов; работа Мурада Ибрагимбекова выделяется среди остальных картин глобальностью замысла и чисто кинематографическими средствами выразительности.
Программа «Человек. В мире людей»
7 сентября в 19:00
«Театр.Акт» (ул. Адмиралтейская, 3/4)
2. «Моабитская тетрадь»
режиссёр Леонид Квинихидзе / СССР / 1968
Фильм «Моабитская тетрадь»
Леонид Квинихидзе известен как режиссёр фильма «Мэри Поппинс, до свидания!». При этом в его фильмографии есть работа, напрямую связанная с Татарстаном: в 1968 году он снял картину о жизни поэта Мусы Джалиля в немецком плену. Джалиля играет Пётр Чернов. В фильме снимались татарстанские актёры — Азгат Шакиров из Камаловского театра (это его первая роль в кино) и Рафкат Бикчантаев (отец нынешнего главного режиссёра Камаловского театра Фарида Бикчантаева). «Моабитская тетрадь» — часть внеконкурсной программы КМФМК, этим фильмом мы хотим показать, как татарстанская тема звучала в большом советском кино.
Программа «Наши»
8 сентября
Центр «Эрмитаж-Казань», Казанский Кремль
3. Программа «Русский след»
Эта программа для тех, кому концептуально чужд наш конкурс. В ней мы собрали фильмы из Восточной Европы, в которых так или иначе прослеживается русская тема.
Фильм польского классика Анджея Вайды «Сибирская леди Макбет» (1961) — экранизация рассказа Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».
«Коля» — фильм чешского режиссёра Яна Сверака, где главный герой, чешский музыкант, вступает в фиктивный брак с русской женщиной. В итоге она бросает его, оставив ему своего пятилетнего сына. «Коля» — обладатель «Оскара» (1997 год) за лучший фильм на иностранном языке.
Работа венгерского классика Миклоша Янчо «Звёзды и солдаты» (1967). События ленты происходят в 1919 году, в разгар гражданской войны, герои — четыре солдата: два венгра, татарин и русский, скрывающиеся в заброшенном госпитале от отряда белых.
Явного «русского следа» нет только в закрывающей секцию картине «Сын Саула» Ласло Немеша. Это дебютный полный метр венгерского режиссёра, посвящённый теме холокоста. В 2015 году фильм получил премии «Оскар», «Золотой глобус» и Большой приз жюри на Каннском кинофестивале. За фильмом я охотилась год — у него странная дистрибуция, достать запись было очень сложно. Пришлось даже обратиться к венгерскому консулу в Казани — он обещал помочь, но в итоге я справилась сама.
11 сентября в 9:30
Точное время показа каждого фильма — на сайте кинотеатра или по телефону 8 (843) 238-25-24
Кинотеатр «Мир» (ул. Достоевского, 30)
4. Фильмы по сценариям Дениса Осокина
Трейлер фильма «Ангелы революции»
В этом году мы собрали программу фильмов, снятых по сценариям казанского писателя Дениса Осокина. Правда, «Овсянки» и «Небесные жёны луговых мари» в неё не вошли, потому что были в широком прокате. Зато будут «Одя» (реж. Эдгар Бартенев), «Шошо» (реж. Алексей Федорченко) и «Ю. Река. Яха» (реж. Влад Воробьёв) — короткометражные документальные фильмы, которые предложил сам Осокин, назвав «дорогими для себя картинами». Также покажем полнометражную работу «Ангелы революции» (реж. Алексей Федорченко). На «Кинотавре-2015» фильм получил приз киноведов и награду за лучшую режиссуру.
10 сентября в 16:00
Точное время показа каждого фильма — на сайте кинотеатра или по телефону 8 (843) 238-25-24
Кинотеатр «Мир» (ул. Достоевского, 30)
5. «Светлячок»
режиссёр Наталья Назарова / Россия / 2016
Трейлер фильма «Светлячок»
В программу «Россия молодая» мы берём дебютные работы или фильмы, посвящённые теме молодости. Это могут быть первые режиссёрские опыты состоявшихся профессионалов из других сфер кино — актёров, сценаристов, операторов. Наталья Назарова, например, — успешный и разносторонний сценарист («Измена» (реж. Кирилл Серебренников), сериал «Ранетки»). Главная героиня «Светлячка» — девочка с ДЦП, которая отчаянно ищет любовь. Её блестяще играет Мария Смольникова, знакомая зрителям по главной роли в «Сталинграде» Фёдора Бондарчука. В рамках фестиваля Наталья Назарова также проведёт в кинотеатре «Мир» мастер-класс по сценарному мастерству.
Программа «Россия молодая»
9 сентября в 16:00
Кинотеатр «Мир» (ул. Достоевского, 30)
6. «Антигона»
режиссёр Олег Хамоков / Россия / 2015
Олег Хамоков — выпускник режиссёрской мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете. В «Антигоне» он проецирует события трагедии Софокла на быт кабардино-балкарской деревни. Я хотела взять этот фильм в конкурсную короткометражную программу, но «Антигона» — молчаливое чёрно-белое кино с ярким характером, которое сильно выделялось бы среди «гладких» конкурсных работ.
Программа «Россия молодая»
6 сентября в 16:00
Кинотеатр «Мир» (ул. Достоевского, 30)
7. «Осаждённый хлеб»
режиссёр Судад Каан / Сирия / 2015
Трейлер короткометражки «Осаждённый хлеб»
На КМФМК часто присылают фильмы из горячих точек — Сирии, Афганистана и Ирака. Режиссёры из этих стран тонко передают банальную, в общем-то, идею об ужасе войны. Они не встают на позицию жертвы, не давят на жалость и не выдвигают обвинений, а с холодной отстранённостью снимают события, свидетелями которых зачастую сами и являются. «Осаждённый хлеб» — именно такой случай.
Конкурсная программа короткометражных игровых фильмов
7 сентября в 10:00
Кинотеатр «Родина» (ул. Баумана, 44/8)
8. «Васкат»
режиссёр Саед Шахабутдин / Афганистан / 2015
Кадр из фильма «Васкат»
В этом году у нас было много заявок из Афганистана. «Васкат» — неожиданная картина для этой страны, мы взяли её в короткометражный конкурс не задумываясь. Это убойная чёрная комедия: главный герой грабит такси, притворяясь террористом с муляжом «пояса шахида», но однажды натыкается на реального террориста. Видимо, смеяться над этой темой могут только те, кто регулярно сталкивается с ней в обычной жизни.
Конкурсная программа короткометражных игровых фильмов
7 сентября в 13:45
Кинотеатр «Родина» (ул. Баумана, 44/8)
9. Ретроспектива режиссёра Александра Прошкина
Трейлер фильма «Охрана»
Александр Прошкин будет председателем жюри фестиваля. Мы покажем его последние три фильма: «Искупление» (2011), «Райские кущи» (2015) и «Охрана» (2015). Выбор пал именно на эти работы, потому что у них высокий зрительский потенциал и в них участвуют наши земляки: в «Искуплении» главную роль играет Риналь Мухаметов (Д’Артаньян из «Трёх мушкетёров» Сергея Жигунова), а в «Райских кущах» снимается Чулпан Хаматова. «Охрана», к сожалению, была только в ограниченном прокате, поэтому наш фестиваль — дополнительная возможность увидеть этот фильм. Хотелось показать и ранние работы режиссёра, но они распространяются только на плёнке, а в кинотеатре «Родина» нет нужного оборудования.
«Искупление»: 8 сентября в 17:00
«Райские кущи»: 9 сентября в 17:30
«Охрана»: 10 сентября в 17:20
Кинотеатр «Родина» (ул. Баумана, 44/8)
10. Ретроспектива режиссёра Сиддика Бармака
Трейлер фильма «Усама»
Сиддик Бармак — режиссёр из Афганистана, выпускник ВГИКа. За фильм «Усама» (2004) он получил «Золотой глобус» и приз Каннского кинофестиваля в номинации «Лучший дебют». После «Усамы» Бармак снял только один полнометражный фильм — «Опиумная война» (2008). В обеих работах речь идёт о жизни в Афганистане в период правления талибов. Работы Сиддика Бармака — пример локального кинематографа, который пробивается на главные международные кинофестивали. При этом его нельзя обвинять в тенденциозности и спекуляции на тяжёлых темах. В фильме «Усама» мы видим повседневную жизнь вдовы, которая вынуждена переодевать дочь мужчиной, чтобы иметь возможность работать (во времена талибов женщины не могли выходить на улицу без сопровождения мужчин). У картины ровная интонация, в ней нет нарочитых шокирующих сцен жестокостей исламского режима.
«Усама»: 9 сентября в 15:30
«Опиумная война»: 10 сентября в 13:40
Кинотеатр «Родина» (ул. Баумана, 44/8)