Burger
Обновленное место. Белоснежные залы и VR-фильмы в Галерее современного искусства ГМИИ РТ
опубликовано — 07.12.2018
logo

Обновленное место. Белоснежные залы и VR-фильмы в Галерее современного искусства ГМИИ РТ

Как капитальный ремонт здания изменил концепцию ГСИ

7 декабря в Казани после реконструкции открылась Галерея современного искусства ГМИИ РТ. На капитальный ремонт здания, построенного в 1980 году, из республиканского бюджета потратили 343 миллиона рублей. Обновился не только внешний вид выставочного пространства, но и концептуальная составляющая галереи. Заведующая ГСИ и искусствовед Дина Ахметова провела для «Инде» экскурсию по пространству и рассказала, что ждет галерею в будущем, кто разработал новый логотип ГСИ и почему для ее открытия выбрали выставку работ художника Игоря Вулоха.

Концепция «Белый куб» и новый логотип

О реконструкции галереи заговорили почти два года назад, когда президент республики Рустам Минниханов поддержал идею директора ГМИИ РТ Розалии Нургалеевой обновить культурное пространство. К ремонту здания приступили в ноябре прошлого года. По словам Дины Ахметовой, раньше ГСИ была мало востребована у горожан и туристов. В галерее проходили неконцептуализированные выставки работ местных художников, отчего место напоминало картинную лавку. Впрочем, иногда здесь устраивали достойные выставки и события — к примеру, экспозицию художественной фотографии Валерия Михайлова или мультимедиа-перформансы создателя спецэффектов для фильма «Матрица» Эндри Куинна и электроакустического композитора Николая Попова.

Ситуацию усугубляло и состояние здания.

— Здесь было некомфортно находиться: протекала крыша, скрипели полы. Летом в помещении было очень жарко, а зимой отовсюду дул холодный ветер. Возникали проблемы, связанные с состоянием фундамента и водопровода. Пространство устарело. Во время реконструкции в здании все поменяли — остались только стены: укрепили фундамент, полностью заменили кровлю и инженерные коммуникации, установили автоматизированный климат-контроль, — рассказывает Ахметова.

Картины выставлены в залах с концепцией «Белый куб»: экспонаты размещают в белом пространстве, чтобы интерьер не перетягивал на себя внимание с выставки. Такой подход популярен среди европейских галерей современного искусства. Пример — White Cube в Лондоне, которым вдохновлялась команда ГМИИ РТ, занятая в реконструкции. Световым оформлением занимались специалисты из Москвы и Санкт-Петербурга, которые работали над освещением сцены Мариинского театра. Светильники в ГСИ — это подвижные конструкции: направление света ламп или их количество можно менять в зависимости от выставки и творческих взглядов кураторов.

— В галерее появились технологические решения — например мультимедийная система прожекторов в большом зале на первом этаже. Благодаря ей выставки можно будет дополнять проекциями. Художник Дмитрий Грецкий решил добавить к своим пятиметровым картинам (они висят в большом зале ГСИ, где проходит выставка «Россия. Реализм. XXI век». — Прим. «Инде») и деревянной конструкции проекции американских горок, — рассказывает заведующая. — В других залах установили проекторы, для каждой выставки мы будем искать документальные снимки и видео. Мультимедийные стенды расскажут о биографиях художников, чьи работы будут выставляться в ГСИ, и их вкладе в развитие современного искусства.

8 декабря в ГСИ заработает зал с VR-шлемами, названный «Центром перемещения во времени». Сперва для просмотра будет доступен фильм об истории российского флота, в будущем добавится еще два. Попасть в этот зал можно по отдельному билету по цене 600 рублей для взрослых и 400 рублей для детей.

Помимо капитального ремонта и новой концепции ГСИ получила логотип — красный круг, из которого, как звуковые волны из рупора, в схематичном представлении выносится аббревиатура галереи. Логотип придумала команда ГСИ.

— Я поклонница Александра Родченко, он некоторое время жил в Казани, его ранние работы хранятся в фондах государственного музея Изо. Поэтому посчитала, что в качестве центрального элемента логотипа нужен рупор (Родченко — автор знаменитого снимка Лили Брик для рекламного плаката 1925 года. — Прим. «Инде»). Схематичный вариант нарисовала моя дочь, а потом, обсудив с коллегами, наш дизайнер Галия Шайхутдинова сделала окончательный вариант логотипа, — рассказывает Ахметова.

Первые выставки и будущее лектория о современном искусстве

До 31 января в галерее будут работать три выставки — «Игорь Вулох. Эволюция белого», «Россия. Реализм. XXI» и «Андрей Тарковский. Художник пространства». Экспозиция фотографий Тарковского и его коллег проходит в зале выставочного центра Русского музея, который на время переехал в ГСИ; в будущем его перенесут в здание магистрата на Баумана, 3, которое сейчас находится на реставрации.

Изначально сотрудники галереи планировали открыть пространство с постоянной экспозицией русского авангарда. Но из-за переноса сроков запуска ГСИ начнет работу с выставки работ Игоря Вулоха.

— Игорь Вулох — уроженец Казани и один из лучших выпускников художественного училища имени Фешина. Мы собирали его картины из разных галерей и частных коллекций и выставили исчерпывающее собрание. Меня лично это очень радует, — делится заведующая.

Отказываться от идеи постоянной выставки русского авангарда в ГСИ не планируют. По словам Дины Ахметовой, в фондах ГМИИ РТ хранится приличная коллекция работ этого периода — в том числе картины Василия Кандинского, Александра Родченко, Петра Кончаловского, Роберта Фалька и Михаила Ларионова. Казанцы могли увидеть их в галерее «Хазинэ» летом этого года.

— Самое главное, что помимо работ признанных художников-авангардистов мы выставим работы казанцев. Сейчас у нас на хранении находятся картины Константина Чеботарева, Александры Платуновой и Веры Вильковиской, а также графический альманах казанского творческого объединения «Всадник». Мне кажется, важная задача обновленного ГСИ — рассказывать о региональном аспекте современного искусства. Сейчас этим почти никто не занимается, — объясняет Ахметова. — Когда закончится выставка Игоря Вулоха, ее место как раз займут работы авангардистов.

Свою миссию команда ГСИ видит в том, чтобы сформировать новое сообщество молодых художников. Сейчас же в Казани мало живописцев, которые могут работать в рамках актуального современного искусства — по мнению Дины Ахметовой, им не хватает понимания сути совриска. Чтобы исправить эту ситуацию, сотрудники ГСИ разрабатывают план творческой резиденции на базе обновленной галереи. Предварительно мастерскую посвятят 100-летию образования ТАССР, которое республика отпразднует в следующем году. Сейчас Ахметова ищет финансирование для этого проекта.

— Мы продолжим проводить лекции о современном искусстве. Для этого в ГСИ есть просторный зал с большим экраном. Оказалось, казанцам интересно ходить на лекции, поэтому до конца года у нас точно выступят искусствовед Илона Лебедева (она расскажет об Игоре Вулохе) и теоретик кино Олег Аронсон, — обещает Дина Ахметова. — На этом дополнительная программа не заканчивается. Сейчас команда артистов из театрального училища и театра «Угол» готовит сценарии иммерсивного перформанса — показать его планируем до конца года. Все эти события будут проходить регулярно.

Детский центр и сувенирная лавка с кофейным автоматом

На первом этаже здания помимо выставочного зала есть гардероб, сувенирная лавка и центр детского творчества. Последний работает под руководством музейного педагога Маргариты Обшивалкиной. Она и до реконструкции занималась с детьми в галерее.

— Я провожу в казанских школах музейные уроки — рассказываю о художниках и направлениях в живописи, а также вожу детей в музеи. Когда мы доходили до современного искусства, я проводила экскурсию по ГСИ, после которой мы садились на пол в холле и обсуждали увиденное, — вспоминает педагог. — Нам нужно было пространство, где после просмотра картин дети могли бы рисовать и развивать творческое воображение. В дальнейшем я планирую открыть программу семейного творчества, чтобы дети рисовали вместе со своими родителями. А еще это творческое пространство для «музейных детей». Так музейщики называют подростков, которые часто приходят на выставки, мы знаем их лично. Сюда они смогут просто прийти, подумать, почитать книги и поделиться своими мыслями о современном искусстве.

Напротив центра детского творчества — стеклянный куб, в котором разместилась сувенирная лавка. Например, там можно купить посуду со «Спортсменами» Казимира Малевича, а также магниты, календари и открытки с изображением картин из коллекций ГМИИ РТ. Внутри лавки также стоят два небольших столика и стулья. Пока здесь нет кафе, об открытии которого заявляли в начале реконструкции, — только кофемашина с растворимым кофе. Здесь же будут продавать книги о современном искусстве.

Где:

Адрес:

ул. К. Маркса, 57

Телефон:

+7 (843) 236-69-31

Сайт


Соцсети:

«ВКонтакте»

Instagram

Facebook

График работы:

7 декабря — 15:00−19:00;
с 8 декабря — вторник — воскресенье 12:00−21:00

Вход:

7 декабря — 150 ₽;
с 8 декабря — 300 ₽ для взрослых, 150 ₽ для студентов и пенсионеров, 100 ₽ для школьников, детям до семи лет вход бесплатный