Burger
Праксиноскоп и «волшебный фонарь». Что можно узнать об истории анимации на выставке «До кино»
опубликовано — 09.04.2019
logo

Праксиноскоп и «волшебный фонарь». Что можно узнать об истории анимации на выставке «До кино»

Кого обошли братья Люмьер, почему театр теней — тупиковая ветвь развития анимации и кто придумал первую 3D-технологию

До 2 июня в центре «Эрмитаж-Казань» проходит бесплатная выставка об истории анимации «До кино». В экспозицию включены игрушки с оптическими иллюзиями, проекционное оборудование и стереоскопы XIX−XX веков. «Инде» побывал на выставке и рассказывает о восьми наиболее интересных экспонатах, представленных в экспозиции.



Максим Васильев

коллекционер, руководитель творческого центра «Мастерская братьев Васильевых», организатор выставки

О выставке

Это моя частная коллекция, которую я собирал более пяти лет. Началось все с того, что мы пригласили в Казань Московский музей анимации и провели выставку. Именно там я приобрел первые игрушки. С тех пор я нахожусь в постоянном поиске новых экспонатов. Ищу везде — от барахолок и интернет-ресурсов до частных коллекций. Я внимательно отношусь к покупкам, стараюсь приобретать качественные экспонаты по приемлемым ценам. Сейчас в моей коллекции более 300 предметов.

Мировое сообщество коллекционеров довольно узкое, поэтому я знаком с фанатами анимации из других стран. Например, я познакомился с французом Франсуа Бенетри — обладателем самой большой в мире частной коллекции анимационных игрушек. Непосредственно перед выставкой я поехал в Париж и купил у него несколько экспонатов с очень хорошей скидкой. В России я знаю только одного коллекционера кроме меня. Большинство экспонатов, связанных с анимацией, хранится в Политехническом музее и Московском музее анимации. Нашей коллекции достаточно, чтобы открыть подобный музей анимации в Казани, но пока сделать это не получилось (сейчас я собираю подписи за его открытие на Change.org).

Экспонаты я купил на личные деньги, но организовать выставку получилось благодаря финансовой поддержке Фонда президентских грантов. По условиям гранта выставка должна быть некоммерческой, поэтому у нас свободный вход.

Наша выставка — это первый в России интерактивный проект, посвященный истории анимации. На выставке представлено более 100 анимационных и оптических игрушек XIX−XX веков. Экспозиция поделена на три зала. В первом представлены игрушки, предшествующие появлению первой анимации. Во втором зале вы увидите важнейшие анимационные изобретения и иллюзии. Третий зал посвящен стереографии и проекции.

На нашей выставке мы концентрируемся на произведениях эпохи «пресинема». Этим термином историки кино обычно называют оптические игрушки и изобретения, предшествовавшие кинематографу. Тема очень интересная, но в России о ней знают мало. Эта культура существовала в основном в Англии, Франции и Германии — именно в передовых в то время странах выпускались эти игрушки. Поэтому в Европе многие хорошо знакомы с историей этих изобретений. У нас же люди смотрят на праксиноскоп и спрашивают: «Ух ты, а что это такое? Никогда об этом не слышал». Зоотроп обычно вспоминают по фильму «Женщина в черном», тауматроп видели в «Сонной лощине». Все где-то видели эти предметы, но не осознавали, что это часть истории анимации.

Кроме того, у нас выставлено 16 интерактивных экспонатов. Это увеличенные копии оригинальных игрушек: их можно потрогать и изучить принцип работы.

На что нужно обратить внимание

Домашний теневой театр, конец XIX века

Эта оптическая иллюзия состоит из нескольких теневых фаз. Два изображения поделены на мелкие полоски, при сдвиге экрана они приходят в движение и тем самым создают визуальный эффект. С точки зрения современной анимации это тупиковая ветвь развития — рассматривать анимацию через полоски неудобно. Сейчас такие иллюзии называют сканимацией и выпускают в качестве сувениров. На выставке есть и более современные экземпляры, например 1970−1980-х годов, и сканимация, выпущенная «Студией Артемия Лебедева».

Тауматроп, 1880 год

Данный экспонат принято считать первой анимационной игрушкой. История тауматропа берет начало в XIX веке с открытием явления персистенции, или инерции зрения. Благодаря ему мы способны видеть не отдельные кадры, а размазанное, но цельное изображение — анимацию. Тауматроп — это диск с рисунками на обеих сторонах и ниточками по бокам. При быстром вращении картинки диска визуально объединяются в динамичную картинку. Самый старинный из представленных здесь тауматропов был выпущен английским врачом Джоном Пэрисом в 1880 году. Именно его считают одним из возможных изобретателей этой иллюзии. На этой игрушке изображена лошадь в двух фазах движения. При вращении диска мы видим, как она скачет.

Флипбуки и игрушечный синематограф, конец XIX века

Флипбук — это небольшая книжка с изображениями; при перелистывании появляется эффект движения. Первые версии флипбука были с рисунками, но бум их популярности случился уже после появления кинематографа, когда люди научились перепечатывать на бумагу изображения с уже отснятой пленки. Таким образом их стало намного проще и дешевле изготавливать (до этого рисунки рисовали вручную). Самый ценный экспонат, представленный на выставке, был выпущен примерно в 1898 году.

В конце XIX века появились и первые игрушечные синематографы — устройства в виде коробки со специальным механизмом, который двигал встроенные внутри листочки с иллюстрациями. Работает эта игрушка по тому же принципу, что и флипбук, с той лишь разницей, что картинки двигаются с помощью ручки на поверхности коробки. Так создается эффект анимации. В нашей коллекции представлен оригинал игрушечного синематографа конца XIX века, выпущенный во Франции.

Зоотроп, 1870 год

В 1833 году британский математик Джордж Горнер изобрел первый зоотроп. Это устройство в виде барабана, предназначенного для демонстрации движущихся рисунков сквозь специальные щели на боковой грани. Рисунки для анимации были изображены на ленте из тонкого картона, которую считают прототипом кинопленки.

Праксиноскоп, 1880 год

Это самый ценный экспонат нашей выставки. Я купил его в Париже за 750 евро, и это большая удача — его цена может достигать 2500 евро! Придумал эту игрушку французский изобретатель Эмиль Рейно. Праксиноскоп — это цилиндр, на боковых стенках которого расположены ленты с иллюстрациями, а в центре — зеркальная призма. Каждое отдельное изображение ленты отражается на определенной грани призмы. При вращении стенок отражения рисунков плавно перетекают с одной грани на другую, создавая эффект анимации. В нашей коллекции представлен аппарат конца 1870-х годов. С появлением первых проекционных аппаратов — «волшебных фонарей» — Рейно научился проецировать движущиеся изображения на экран. Простейшая анимация со временем переросла в небольшие анимационные фильмы. В 1895 году появился более дешевый, с точки зрения производства, кинематограф братьев Люмьер, с которой анимация Эмиля Рейно конкурировать не смогла. Изобретатель разорился и в депрессии уничтожил десятки своих мультфильмов. Сохранилось всего два его мультфильма, один из которых вы можете увидеть на нашей выставке. Этот анимационный фильм называется «Бедный Пьеро». В центре сюжета — призрак, который поселился в доме возлюбленной Пьеро. Полупрозрачный миражный персонаж всячески подшучивает над бедным героем и пытается его напугать.

«Волшебные фонари», конец XIX века

Именно так в XIX веке называли первые проекторы. Работали они так: слайд с изображением вставлялся в слот, при прокрутке ручки проецируемое изображение двигалось. Позже эта же технология легла в основу кинематографа.

Стереоскоп, середина XIX века

Стереоскоп — устройство для просмотра трехмерного изображения. Стереоскоп, представленный на выставке, придумал английский физик Дэвид Брюстер. Он поместил в прибор с линзами две фотографии, изображения на них были зафиксированы на небольшом расстоянии друг от друга. При просмотре две плоские картинки объединялись в одно 3D-изображение. По этому же принципу работают современные VR-очки. Вскоре после изобретения устройства Лондонская стереоскопическая компания начала массовый выпуск приборов по невысоким ценам в рамках рекламной кампании «Ни единого дома без стереоскопа». В 1856 году только в Англии было продано более миллиона стереоскопов Брюстера.

Также у нас выставлена самая популярная модификация стереоскопа, которую создал американский врач Оливер Холмс в 1861 году. Если предыдущий стереоскоп имеет форму коробки, то этот напоминает очки с держателем (что намного удобнее). Оливер Холмс намеренно не запатентовал этот стереоскоп, поэтому такие приборы выпускались по всему миру в огромных масштабах.

Выставка «До кино»

Где:

центр «Эрмитаж-Казань», Казанский Кремль

Когда:

до 2 июня 2019 года

График работы:

вт—чт, сб, вс — с 10:00 до 18:00, пт — с 11:00 до 20:00, пн — выходной

Вход:

свободный