Burger
Семь тусовок и фестивалей в самых необычных для этого казанских локациях
опубликовано — 13.10.2021
logo

Семь тусовок и фестивалей в самых необычных для этого казанских локациях

Рейвы в бане и на текстильном заводе, аудиовизуальное искусство в речпорту

В программе Beat Film Festival есть фильм «Чиллнобыль» про друзей, мечтающих о рейв-вечеринке в Чернобыле — так они хотят переосмыслить пространство, в котором произошла одна из самых страшных техногенных катастроф. В Казани фильм покажут 17 октября в «Смене».

Специально для «Инде» музыкант Закария Туктаров вспоминает казанские вечеринки, концерты и фестивали, которые прошли в не совсем обычных местах для этого.


Unsound Dislocation

Unsound Dislocation — мобильное подразделение краковского музыкального фестиваля аудиовизуального искусства. В Казани мероприятие организовали ЦСК «Смена» и мэрия города при поддержке Гете-института.

Unsound Dislocation Kazan прошел 9 сентября 2017 года и стал уникальным синестетическим экспериментом: промышленную зону недалеко от Казанского речного порта оживили музыканты, диджеи и художники из Германии, Польши, Швейцарии, США и России.

Запомнился фестиваль не только феерическими выступлениями, но и дождливой погодой и перебоями с электричеством, что никак не испортило одно из самых громких событий Казани 2010-х.

Mansion


Симулятор вечеринки на пейнтбольном полигоне в поселке Северном, где воссоздана в миниатюре карта Mansion из игры Counter Strike.

Не успели отдохнуть после Unsound, как 23 сентября 2017 года состоялся закрытый сход любителей техно и нойза, арт-перформанса и танцев.

«Мы в доме, перенесенном на окраину Казани из той самой CS. Мы — террористы без оружия на карте Мэншн. Всю локацию наполняют музыка, хэдшоты из прямой и ломаной бочки и заложники, настроенные испытать весь функционал рейв-интерфейса», — такое сообщение в Telegram пришло нескольким десяткам тусовщиков.

Локация выглядела как сквот для художников, где царила атмосфера праздника и свободы. Не было бара, не было коммерции: билеты были платные (300 рублей), чтобы окупить аренду оборудования.

А вот комментарий организаторов в секретном чате:

«Пришло время раскрыть пароли и явки. Адрес места — Харьковская, 222. Не близко, но на такси из центра можно уехать за 200–300 рублей, экономных в Северный отвезет автобус. Ближе к делу будет карта. У нас в голове все выглядит как совместный выезд на дачу вдали от всех, так что расстояние только усиливает эту аналогию. Круто, если у вас тоже».

Серия закрытых рейвов Mansion были предтечей чего-то большего, что надвигалось на Казань, — например, открытия клуба Werk с его духом панка и свободы. А в тот день сошлись все звезды: мы наблюдали закат под выступление экспериментатора Саши Маника, танцевали в туман под сеты Данила Анисимова, Руслана Чижова, Алены Липатовой и Винера. А ночь провели с сумасшедшим импровизационным выступлением арт-группы BWb1.

Вечеринка Secret Location

Если на Mansion были винтовки, то на серии вечеринок Secret Location выстреливали совершенно другим калибром. Сейчас мы привыкли к таким рейвам, ландшафт этот в 2021 году кажется банальным, но так было не всегда. Берлинский вайб кружил вокруг рейверов, но систематично и догматически к этому начали подходить совсем недавно.

Вагиз Хусаинов

основатель промогруппы BNF

Это было событие для нас. Мы выбрали промышленный объект на Архангельской улице — цех, куда во время войны эвакуировали военный текстильный завод. Там изготавливали шинели и прочую одежду для военных. Точное место и не вспомню, но это было между [улицами] Жуковкой и Архангельской, сейчас там фотостудии и мелкие производства мебели. Крутейшее помещение квадратов на 700 с высокими потолками, красивыми большими оконными проемами, колоннами. Мы быстренько построили бар, затащили диджейку, поставили 15 киловатт звука. Был полный отрыв: сделали два танцпола, где помимо казанских диджеев выступал наш друг из Питера, постоянный гость наших вечеринок un2un. Через несколько часов после начала вечеринки по жалобе соседки приехала полиция — нас довольно деликатно попросили убавить громкость, что мы и сделали. Но потом снова добавили. Хотим и можем!

Вечеринки Secret Location были предтечей рейв-трилогии 2015-го «Шерсть», «Лен», «Кожа» на «Фабрике Алафузова». Это классический рейв, ничем не отличающийся от манчестерского ада 1980-х и немецкого урагана 1990-х, разве что музыка была прямолинейнее и кислотнее.

Obscure mamr и сторож в бане

Obscure mamr — дружеское объединение любителей музыкальных импровизаций на советских синтезаторах и прочих инструментах. Mamr расшифровывается как minimal animal maximum rave (rave — в значении «бред»). Из этих импровизаций и самопальных вечеринок родился Love-Fine — проект Тимура Птахина, Камиля Еа и Алины Изоленты. Двое последних позже основали группу PTU.

Тимур Птахин

арт-директор бара «Соль»

В общем, в 2003–2004 годах мы решили с друзьями делать вечеринки в бане на Тукая. У нас там друг работал сторожем. Он и помог пробить помещение. График у него был сбивчивый, и мы пытались подгадать его смену и делали тематические тусы — диско, нойз, инди-поп, британская мрачная музыка, постпанк. Но к стилям особо не было привязано, просто мы были молоды и хотели тусить. Привозили звук, звали диджеев, но в основном сами играли. Народ по сарафану собирали, где-то 50–60 человек приходило точно. Помню кафель, мокрый или нет — не помню. Зал, свет, колонки и туса. Все это происходило ночью, когда никто не мочил веник.

Это стало предтечей к движению [kak?tak] — полный андеграунд. Мы были единомышленниками, и этот дух чего-то веселого и панкушного разжег в нас огонек.

«Бычий кайф» и «мужская проституция» на Подлужной

Михаил Остудин

группа «Е*ушки Воробушки»

На моей памяти множество интересных историй. Вот, например, я организовал в 2009 году «Бычий кайф» — это было что-то среднее между пьянкой и поэтическими чтениями. Было дело в клубе «Бухарест» на Баумана, 58 (бывший кинотеатр «Татарстан»). В описании в группе ВК был угар полный, лютейший: [обещали] масштабные литературные дискуссии, пьяные драки, поебаттл (если количество участников превысит 10 человек); свободный микрофон для тех, кому есть что сказать. Не помню, чем это кончилось, но было весело. Народ приходил и слушал песни, стихи, пили хорошенько.

Все это было, конечно же, не совсем законно. Можно назвать сквотированием. Участвовали совершенно разные люди — поэтессы, кандидаты наук, абсолютно отбитые чуваки.

Также, помню, был сквот на Подлужной, там жили художники. Мы там беседовали, проводили время, но любая сказка рано или поздно становится общедоступной. К нам приехали корреспонденты с телеканала «Эфир» и поняли, что особо нечего рассказывать, — а материал нужно было как-то спасать, ну мы и пустили легенду, что это подпольный бордель с услугами мужчин-проституток. «Эфир» это снял и уехал. А мы остались. Но потом уже всех выгнали, и с этого момента сквот пустует.

Фестиваль «Корм»

18 августа 2018 года прошел музыкальный фестиваль «Корм» — в адской шашлычной на улице Девятаева (если будете там, никогда не просите сделать попсу потише, иначе можно ввязаться в конфликт). Выступили там крутящийся теперь в головах романтически настроенной молодежи «Черный государь», рок-поэты «Е*ушки Воробушки», томуэйтсовские «Жыдкие гвозди» и профессиональные творцы Djinn City. Организовали фестиваль редакторы телеграм-канала про казанскую музыку «Казанализация» Михаил Остудин, Игорь Шемякин и Айдар Хуснутдинов.

Фестиваль сложно описать точнее, чем это сделали в группе события ВК:

«Привет. Меня зовут Верочка, и я живу в Казани. Сходить абсолютно некуда, везде одна *уйня. Но я была приятно удивлена, когда узнала, что группы „Черный Государь“ (интересный постмодернистский проект), „Е*ушки Воробушки“ (очень интересные тексты, хотя музыканты похожи на бомжей), Djinn City (два ботана, увлеченных этнической музыкой), „Жыдкие Гвозди“ (этих еще не слушала, но обязательно послушаю), Yana (новое на казанской сцене имя), БЛЮЭ („опора казанского арьергарда“ — так мне сказала подруга) и финские панк-трубадурши Grusenka выступят на одной сцене. „Вот это пи*дец!“ — подумала я. Еще и название смешное у фестиваля — КОРМ. А также он проходит в живописном месте на берегу Волги в легендарном кафе „Чайка“. Чтоб меня разорвало. Иду!»

Все это буйство происходило на глазах не только любителей рока, но и тех, кто любит выпить рюмаху под русский шансон. Драк не было. Но могли быть.

После этого фестиваля компания продолжила организовывать свои тусовки в совершенно разных местах, например, в гараже бани №3 или панк-концерт в маленькой кофейне возле здания ФСБ.

Существует множество других городских историй, например, про концерт на ипподроме (тогда еще аэродроме), где люди могли получить билет, собрав три крышечки популярного тогда пива. Ходят легенды про рейв-корабль в Челнах или про выставку в водонапорной башне.

Фото предоставлены собеседниками