На что живут казанцы. Аниматор, певец, художница по телу и циркач, которые работают на Баумана
Казань ежегодно (2019-й не исключение) входит в списки самых популярных городов России, а улица Баумана — непременный чек-ин для любого туриста, который не боится шума, гама и пестроты. Одним из главных ее атрибутов можно считать уличных артистов, которые встречаются здесь буквально каждые несколько метров. «Инде» поговорил с четырьмя людьми, которые зарабатывают на Баумана, об их доходах и расходах, злых людях и отношении близких к их работе.
Цирковой артист
32
О себе
По образованию я юрист. После окончания университета пытался работать по специальности, но мне не понравилось, поэтому решил уйти в сферу шоу-бизнеса, начал работать с огнем. Сейчас я работаю в Московском цирке на воде, набираюсь опыта, чтобы открыть свою цирковую студию. На Баумана пошел работать из-за долгого перерыва в работе с огнем. Мой друг долгое время играл на Баумана как музыкант, и мы решили выступать вместе. Семья изначально настроилась плохо, но они успокоились, когда увидели, что я счастлив.
Работаем с мая по октябрь. Выходим в восемь вечера и выступаем до десяти. Обычно нас человек шесть, но однажды было 19. В плохую погоду не выходим, но если выступаем в дождь, то смотреть на наше представление забавно — вода и огонь.
Однажды была драка. Какие-то гопники пытались забрать у нас заработок, вмешалась охрана кафе, от которого мы подключаемся. С полицией проблем не возникает, так как у меня есть четкие правила: все выступающие трезвые, обязательно есть огнетушители и коридор безопасности между артистами и зрителями. А когда проходят международные мероприятия, полиция просит нас не выступать — слишком опасно в толпе.
Огонь, в отличие от музыки, привлекает внимание сам по себе. Нам работать легче, чем музыкантам, потому что конкуренция не так высока. Кроме меня на Баумана работает еще одна команда с огнем, но мы не пересекаемся. На нашей точке — около Казанского кота и бара «Гадкий койот» — днем стоят музыканты, но когда мы приходим, они уходят.
Доходы
С мая по октябрь выступления на Баумана — основной источник моих доходов. Максимум получилось 27 тысяч на семь человек за вечер выступления. Бывали дни, когда я уходил в минус: я же вкладываюсь в керосин, в реквизиты. У нас выходит от 500 до 2000 рублей на человека за один день.
У нас есть «аскер» — человек, который носит шапку и просит прохожих «донатить». Кидают разные люди — и пенсионеры, и молодежь. Довольно прибыльные выходят дни, когда в городе много туристов.
Прохожие часто просят сдачу: например, кидают пятитысячную купюру и просят остаток. В таких случаях мы отказываемся от пожертвования. Внутри команды шутим, что нам пора бы завести терминал для безналичной оплаты. Сейчас около пяти процентов всех денег приходит мне на карту. Один парень как-то просто отдал 5000 рублей. У нас есть небольшая постановка, как сказка; она собирает немного больше, рублей на 500. Сам я жертвую другим артистам мелочь, которая лежит в кармане, в основном музыкантам. Иногда нам предлагают выступить на мероприятиях со своим шоу.
У нас есть почитатели. Они знают, что в пятницу-субботу мы выступаем, и специально приезжают из других районов. Одна девочка очень долго проходила мимо, а потом начала приносить нам конфеты. Но самый большой подарок для меня — это моя любимая девушка. Она была просто зрительницей, а сейчас мы уже три года живем вместе и вдвоем выступаем в цирке.
Расходы
Я не считаю доходы и расходы в месяц. И всегда знаю, что если мне нужны будут деньги, я просто выйду и заработаю. Когда нет возможности выступать, беру шабашки — работаю модератором, копирайтером.
Из постоянных и основных трат есть квартплата и кредит, это около 5000–7000 в месяц. Периодически большие суммы я отдаю на реквизиты, развитие своего театра света и огня. За один вечер выступлений мы сжигаем керосина больше чем на 1000 рублей.
Художница хной по телу
21 год
О себе
На Баумана работаю лет с 15–16. Хотелось хоть немного своих денег, тем более что способности к рисованию были. Близкие отнеслись скептически — это же работа на улице. Родители и сейчас хотят, чтобы я работала полный день и в помещении.
Работаю с апреля по октябрь. Зимой редко, но если позовут в кафе, на девичник или вечеринки, то рисую там. Плохую погоду переношу в пяти кофтах и зимней куртке, в дождь стараюсь не выходить. Грубияны встречаются — парни пристают, отпускают сальные шуточки, хватают за руки. Мне с ними сложно справиться, но всегда рядом оказываются те, кто отгоняет хулиганов. Бывают конфликты с коллегами, например: я решила попозже выйти, а на мое место кто-то уже сел. Но большую часть близких друзей я приобрела именно здесь.
Часто взрослые отговаривают своих детей от татуировок при мне. Аргументы одинаковые: она смоется. Еще приписывают всякие мистические значения. Некоторые люди считают, что любой рисунок луны должны носить только мусульмане. Самые популярные рисунки: перо, бесконечность, птицы, надписи. Есть постоянные клиенты, они каждый год приходят, рисуют себе что-нибудь и даже приносят шоколадки.
Постепенно я взрослею и остываю к самой культуре рисования хной по телу. Заработок тоже становится меньше: прошла популярность, людям уже не в новинку. Скорее всего, скоро я вообще перестану выходить на Баумана.
Доход
Зависит от погоды и количества туристов: от 0 до 1000 рублей в день. Бывает, что человеку не нравится то, что я сделала, — делаю скидку, но полную сумму не возвращаю. Не могу позволить себе работать в минус. Однажды я закончила свою работу, а клиент мне говорит: «Вот, это все, что у меня есть, я пошел», — и протягивает 100 рублей. За столько лет работы привыкаешь к таким выходкам.
Расходы
Полученные деньги у меня уходят на квартиру, которую я снимаю вместе с молодым человеком: это 6500 рублей с меня. А остальное трачу на еду и инструменты для работы. Краска стоит 2000, ее хватает примерно на год. Кисти стоят от 100 до 500 рублей, их меняю по мере необходимости.
В этом месяце я все сбережения, накопленные за лето, потратила на поступление в театральное — кисти, холсты и краски. Вышло около 5000.
Певец
25 лет
О себе
Еще с учебы в театральном училище я увлечен Цоем и его песнями. У меня в «Театре на Булаке» даже моноспектакль есть — «Цой». Он о жизни артиста, его переживаниях и песнях.
На Баумана выступаю с 2014 года, друзья помогали и помогают мне с выступлениями. Мы берем две большие колонки, пульт, микрофон и поем в среднем три часа. Всегда стоим на одной точке — около бара IQ и «Кофеина», к ним и подключаемся. Если кто-то стоит на нашей точке — сразу уходит, как только мы приходим. Если мы звучим громче всех — убавляем звук, чтобы было слышно и остальных артистов. Мы уважаем других музыкантов, в нашей среде так принято.
Конкретной цели заработать нет: я делаю это для души. Мне нравится, когда люди начинают подпевать и заряжаются энергией рока, энергией песен Цоя. Это великий, замечательный человек, и я рад, что помогаю сохранить память о нем. Но работа на улице Баумана — это хороший пиар. Люди слушают, им нравится, и они просят меня где-то выступить, приглашают на мероприятия.
Люди попадаются разные, бывают и агрессивные. Стараюсь не реагировать жестко, не обращать внимания на конфликтные ситуации во время выступлений. Была смешная история, когда два подвыпивших парня демонстративно показали мне купюру 5000, положили ее в коробку и отошли послушать выступление. Постояли, послушали и забрали свою купюру обратно.
Доходы
За выступление в будний день мы собираем 5000–6000 рублей. По выходным — около 9000, один раз собрали 13 тысяч. Заработанные деньги мы поровну делим со звукооператором. Иногда беру себе больше, потому что работаю больше. Я и моя команда против того, чтобы ходить с шапкой и просить положить туда денег: мне кажется это унизительным для артиста. Мы ставим коробку, и каждый на свое усмотрение кидает деньги. Самая прибыльная песня — это «Кукушка» Цоя. За вечер я могу исполнить ее несколько раз. Люди просят — я не могу отказать.
Расходы
Полученные на Баумана деньги я трачу на подарки, еду, одежду и развлечения. Изредка на костюмы или инструменты. Для выступлений на улице специальные костюмы не нужны.
Аниматор
Попросил не указывать возраст
О себе
Я учусь на дизайнера, а сюда пришел по приглашению знакомого. Работаю пока меньше недели. Мы приходим каждый день, выбираем себе костюм и выходим на Баумана. Точной локации у нас нет, но моя любимая — бар Top Hop. Во-первых, там много взрослых, а во-вторых, с ними можно пошло и остро шутить. У нас есть определенный регламент шуток, некий путеводитель по тому, как себя вести. Но часто мы генерируем шутки самостоятельно — рифмы к именам, ситуативные приколы.
Первое время мне было стремно. Потом я вошел во вкус, ведь в этом костюме никто меня не узнает. Это даже приятно, потому что ты много шутишь с людьми, веселишь их и сам от этого становишься чуть счастливее. Мне нравится в костюме общаться с девушками. Ты в костюме, тебя не видно, поэтому можешь предстать перед ними во всей красе. Не смущаясь и не краснея. Иногда с виду неприступные девушки оказываются очень милыми и доброжелательными.
Откровенно неадекватных, злых или недоброжелательных людей я не встречал. Если людям неинтересно, они сразу предупреждают: «Парень, я тороплюсь». К таким мы и не пристаем, нам это не нужно. Работа аниматором помогает выработать в себе настырность. Читал в интернете про китайца, который у всех просил что-нибудь. Бесплатный гамбургер в «Макдоналдсе», например. «Если много просить, то когда-нибудь тебе что-нибудь дадут» — вот главный вывод его эксперимента. Этой психологией я начал проникаться, работая на Баумана. Если отказывает один, ты просто просишь у другого. Если отказывают слишком часто, кто-нибудь все равно потом согласится.
Из отрицательных сторон работы аниматором на улице: сильно садится голос к концу дня. Костюмы воняют потом, твоим и чужим, в жару в них тоже некомфортно, зато в холод тепло.
Доходы
Я не хочу называть точную сумму: от 500 до 1000 рублей за выход. Рядом с нами ходит парень с шапкой, и в конце дня вся выручка распределяется между компанией.
Расходы
Я вышел поработать для того, чтобы в следующем году поехать по программе Work & Travel в США. Какую-то часть оплатят родители, а что-то я сам. Планирую около 100 тысяч рублей внести сам. Мне легче, я не переживаю из-за быта и условий для выживания — меня обеспечивают родители.
Читайте также:
Иллюстрации: Соня Лигостаева