Провинциальные стадионы и панельки за березами. Почему надо идти на выставку «Новый пейзаж»
23 августа в Галерее современного искусства открывается выставка «Новый пейзаж» — в ней семь фотопроектов о современной российской действительности. Среди них, например, Grassroots о жизни низового отечественного футбола и «Меньше единицы», автор которого снимает пустынные, чуть ли не заброшенные города. «Инде» поговорил с кураторами и участниками выставки Петром Антоновым и Анастасией Цайдер и рассказывает, чего от нее ждать.
Новый пейзаж — это пейзаж постсоветской действительности
В контексте выставки у этого термина двойное значение. С одной стороны, это пейзаж, который начал формироваться в России после развала Советского Союза. А с другой стороны, это новый способ работы с такой фотографией.
Анастасия Цайдер
Нам, авторам и кураторам, новый пейзаж интересен как нечто, возникшее на базе советского ландшафта — очень правильного, логичного и структурированного. Это пейзаж новой экономической реальности. Надо понимать, что с появлением частной собственности на землю пейзаж стал хаотичным и незапланированным. Все семь проектов на выставке фиксируют эти изменения. Выставка — это некий смотр того, что случилось за эти годы с документальной фотографией, которая работает с жанром пейзажа, измененного человеком.
Авторы выставки сохраняют нейтральный взгляд
Художники намеренно выбирают отстраненный стиль съемки. Они не пытаются направлять зрителя и заранее закладывать в изображение какой-то смысл — по мнению авторов, такой подход позволяет зрителю увидеть больше на фотографии.
Петр Антонов
Каждый художник через свое отстранение показывает окружающую нас среду и дает возможность рассмотреть ее. Фотография как документ фиксирует те детали, которых мы не замечаем: она делает четырехмерный поток пространства-времени двухмерным и статичным. В каждом городе, где показывали эту выставку, посетители говорят, что с ее помощью смогли осмыслить окружающую их ежедневную реальность. Но чего на выставке точно нет, так это намеренной эстетизации пейзажа — ведь это означает приукрашивание.
Почему отстраненность — это актуально
Петр Антонов
Очень важно понимать контекст. Такая отстраненная фотография появляется в 1960-е годы в Штатах, когда общество было пресыщено изображениями, а язык фотографии в плане приемов — предельно разработан. В западной визуальной культуре экспрессивное изображение начинает ассоциироваться с рекламой, которая пытается что-то тебе впарить. В конце концов, даже журналистские фотографии так или иначе ангажированы. И в качестве ответа на эти процессы и возникает «нейтральная» фотография. В России этот процесс логичным образом начался только после 1991 года, но зато развивался во много раз быстрее, благодаря всем этим рекламам и глянцевым журналам конца 1990-х — начала 2000-х. И у нас также есть запрос на безоценочное изображение. Такая фотография появляется вместе с новой средой. Художники видят ее и ищут новый визуальный язык для работы, несколько опережая общественный интерес к среде.
Какие проекты будут на выставке
«Поверхность Сибири»
Лиза Фактор
Куратор и соучредитель агентства Photographer Лиза Фактор не очень известна в России как фотограф. Но, по словам создателей выставки, она была одной из первых, кто стал взаимодействовать с пейзажем именно с помощью отстраненной, нейтральной фотографии. В проекте «Поверхность Сибири» Фактор показывает пейзаж без человека.
«Меньше единицы»
Александр Гронский
Александр Гронский (обладатель главной премии в области фотожурналистики World Press Photo) снимает российские населенные пункты, в которых плотность населения меньше одного человека на квадратный километр, создавая образ пустоты.
«Документы природы»
Валерий Нистратов
Свой проект Валерий Нистратов (фотограф, куратор мастерской документальной фотографии в Школе Родченко) снимал в 2008–2011 годах в Подмосковье. В этой работе он сталкивает как бы нетронутую природу (которая на самом деле является результатом многовековой хозяйственной деятельности человека) с дикой фантазией капитализма.
Grassroots
Сергей Новиков
C 2012 года Сергей Новиков (фотограф и фоторедактор Colta и Forbes) объездил всю Россию от Калининграда до Владивостока, снимая низовые футбольные лиги, которые не имеют доступа к профессиональному спорту, но отчаянно копируют его проявления: униформы, афиши, программки и другие атрибуты. На выставке «Новый пейзаж» представлена часть большого проекта Новикова Grassroots: фотографии матчей на фоне гор, монастырей и индустриальных территорий. Фотографии экспонируются в лайтбоксах, которые служат своеобразными телевизорами — единственный «телеэфир», доступный этим командам.
«Деревья, автомобили, фигуры людей и различные типы ограждений»
Петр Антонов
Петр Антонов (номинант премий Prix Pictet, Paul Huf, PDN30) задается целью «снять любой город России в Москве». Запечатлевая самые обычные ситуации по принципу их «узнавания», Петр перечисляет изображенные на фотографии объекты в названии работ, чтобы «тавтологически удвоить демонстрацию этих предметов для зрителя». Таким образом зритель получает возможность пристальнее взглянуть и детально рассмотреть свою повседневность.
«Палимпсесты»
Максим Шер
Фотограф Максим Шер (номинант премии KLM Paul Huf Award, финалист премии Cord Prize) ставит перед собой задачу, противоположную задаче Антонова: он каталогизирует разные города постсоветского пространства, чтобы снять один усредненный город. В его коллекции более 80 населенных пунктов. Фотографии Шера экспонируются без подписей (они собраны вместе чуть поодаль), чтобы не давать подсказок зрителю и создать в его впечатлении один гигантский город-ассорти.
«Аркадия»
Анастасия Цайдер
Анастасия Цайдер (фотограф, финалист премии Кандинского в номинации «Молодой художник») в своем проекте следит за изменениями кварталов Тольятти, которые в 1960-е были построены для сотрудников ВАЗа и должны были стать «городом-садом». С тех пор зелень отбилась от рук и начала буквально захватывать панельки, вызывая ассоциации с джунглями.
Открытие выставки «Новый пейзаж»:
Когда:
23 августа в 18:00
Вход:
свободный
ул. К. Маркса, 57