«Эра промышленных зон прошла, а после нее остались руины». Как участники Второй Российской молодежной архитектурной биеннале представляют будущее казанских промзон
Тема биеннале этого года — переосмысление промышленных пространств. 30 финалистов из 13 городов представили проекты возможного развития казанского портового элеватора и территории завода «Сантехприбор» в Адмиралтейской слободе. Оценивали работы члены жюри, среди которых основательница первой независимой международной архитектурной галереи Aedes Кристин Файрайз, сопредседатель Центра технологий искусственной среды Вашингтонского университета Филипп Юань, основатель и партнер бюро Neutelings Riedijk Architects Михил Ридайк.
«Инде» побывал на биеннале и публикует проекты победителей, а также комментарии директора, куратора и члена жюри.
Номинация «Портовый элеватор», золотой приз — архитектурное бюро «Лето», Москва
По проекту элеватор становится пространством для обмена знаниями и их производства. В нем появляются музей, блок с мастерскими и медиатека. С одной стороны, окружающая сеть улиц проникает во внутреннее пространство первого этажа элеватора, получая свое продолжение в интерьере. С другой стороны, каждая функция элеватора раскрывается на прилегающую площадь. Таким образом, объект максимально интегрируется с окружающей застройкой и образует плавный переход между улицей и интерьером, внутренним наполнением и пространством площадей. Высокая проницаемость территории и ее связь с набережной обеспечиваются за счет ортогональной сетки улиц в сочетании с системой кварталов. В рабочие часы компактные пространства между этими основными функциями используются как офисные дворы, а в утренние и вечерние — как пространства для местных жителей.
Павел Култышев
Когда мы приступили к проекту, сразу поняли, что работать нужно не с одним только элеватором — потому что он стоит, грубо говоря, в поле, — но и с площадями вокруг него. Чтобы он стал активным и живым, нужно создать для него контекст. Только в этом случае элеватор станет символом этого места и сможет развить территорию в будущем.
Дмитрий Приходько
Главная особенность проекта — включение элеватора в ткань города. Мы попытались добиться этого за счет организации пространства пяти площадей: по одной с каждой из четырех сторон и на крыше элеватора, где происходит контакт между новой застройкой, локальным центром, который мы создаем на месте элеватора, и его функциональным наполнением.
Мы исследовали несколько городов с исторической застройкой. Часто символом и центром города было культовое сооружение, вокруг которого, в зависимости от масштаба, находилась одна или несколько площадей. С помощью современных инструментов мы попытались воссоздать историческую застройку на месте элеватора, то есть близкую к ней по плотности и функциональности.
Номинация «Портовый элеватор», серебряный приз — архитектурное бюро Megabudka, Москва
Концепция заключается в минимальном вмешательстве в общую атмосферу элеватора: проект сохраняет исходные пропорции, экспериментирует с пространством, образованном цилиндрами, и бережно относится к композиции объекта, подчеркивая ее монументальность. По периметру береговой косы спроектирована беспрепятственная набережная, на мысе — большой полукруглый парк. Чтобы обеспечить транспортную доступность, архитекторы предлагают сделать трамвайное кольцо непосредственно у северо-восточного фасада здания.
Кирилл Гудков
Самое главное — открыть набережную Волги, сейчас доступа к реке нет. Провести набережную к элеватору, а от него уже начать ревитализацию остальной промзоны. Сам элеватор можно минимальными средствами переделать под новые функции — жилье или офисы, например. Целесообразно делать такой проект экономично; строить что-то жесткое не получится — денег не хватит.
В проекте мы только обеспечили инсталляцию вокруг. Само здание оставили как есть — разве что окна в нем прорезали. И сделали набережную, чтобы можно было гулять. Наш проект отличается от других тем, что он довольно-таки реалистичен — его вполне можно реализовать, как минимум в части благоустройства.
Номинация «Территория бывшего завода „Сантехприбор“», золотой приз — Александр Аляев, Москва
Концепция территории предполагает пористую структуру с высокой степенью проницаемости, использования и активности, что способствует насыщению участка разнообразными пространствами и экономической привлекательностью. Территория завода «Сантехприбор» разбита на два квартала: один из них жилой, второй — креативно-производственный.
Александр Аляев
Главная особенность проекта — в проницаемости структуры, предлагаемой для участка. «Сантехприбор» находится в центре Адмиралтейской слободы и служит узлом для пешеходных и смысловых связей. В проекте это подчеркивается за счет создания системы публичных пространств, пронизывающих участок и повышающих интенсивность его использования.
Одна из важных черт проекта — его архитектурная многослойность. Наслоения разных периодов и образов формируют облик современных городов. Сам город Казань, где это соседство выделяется особенно ярко, стал вдохновением для проекта. Также вдохновением стало актуальное понимание того, как нужно ревитализировать территории ржавого пояса в архитектурном сообществе.
Номинация «Территория бывшего завода „Сантехприбор“», серебряный приз — архитектурное бюро «КБ 11», Уфа
Территорию бывшего завода «Сантехприбор» предлагают переделать под площадку с объектами для компаний в сфере рекламы, менеджмента и маркетинга. Визуальная и эмоциональная идеология пространства отсылает к символике «Сталкера». Двойственность противоположных территорий — метафоричного мира Зоны (территории «Сантехприбора») и объектного мира (маркетологического кластера) — соотносится с противоположностью концепций реального и идеального.
Екатерина Андреева
Когда мы узнали, что нам досталась территория «Сантехприбора», мы восприняли эту новость как возможность поработать не только с контекстом Адмиралтейской слободы, но и с контекстом города. Мы старались ответить на вопрос: какой результат оставляет после себя прогресс? Завод «Сантехприбор» был одним из передовых в советское время и занимал значительную территорию, но эра промышленных зон прошла, а после нее остались руины. Человечество платит за прогресс разрушением и приумножением количества мусора и отходов. Мы вдохновлялись европейским опытом адаптации промышленных территорий, но быстро поняли, что все уже давным-давно придумано.
Столкнулись с ключевой развилкой: предлагать что-то новое или идти проторенным путем, полагаясь на мировой опыт? Выбрали второе, но все же предложили новое видение, основанное на наших ощущениях. В аналогах по адаптации промышленных зон можно встретить огромный вариатив функций. Мы не хотели интегрировать чужеродные идеи в эту территорию, поэтому пошли путем максимального сохранения существующего.
Наталия Фишман-Бекмамбетова
помощник президента Татарстана, директор биеннале
Биеннале показывает, что это одна из самых эффективных площадок для развития молодого профессионального сообщества. Мы начинали ее в некотором смысле как самоуверенную инициативу — не было очевидно, что это оправданно. Но за две биеннале мы получили более 1000 заявок. И теперь мы располагаем одним из наиболее объективных представлений о том, из кого состоит сегодняшняя молодая архитектура России.
Безусловно, биеннале — не столько выставка, сколько образовательная программа. Мы предлагаем молодым архитекторам решать задачи, которые им вряд ли предложили бы заказчики в ближайшее время. Два года назад Сергей [Чобан — архитектор, куратор биеннале] выбрал тему жилой застройки — сегодня это 70 процентов строительства. Обычно здания проектируют гиганты, а тут по итогам первой биеннале мы получили 12 заказов для наших молодых команд на проекты реальных жилых территорий — это один из наших главных результатов. Необходимость решать такие задачи и есть образование, потому что в сегодняшнем мире образование в меньшей степени академическое и в большей степени практическое. Я уверена, что участники биеннале приобрели много новых и важных навыков.
Для Казани этот проект также очень важен. Мы решили схитрить и выбрали свои объекты для того, чтобы попросить коллег дать предложения. Это реальные территории в Казани, которые в генплане города заложены как точки роста и развития. Пока у нас нет конкретного видения, как они должны быть устроены. Поэтому надеемся, что вместе с собственниками этих территорий мы сможем почерпнуть для себя большое количество свежих идей и вдохновения и определиться со стратегией развития этих (и не только этих) территорий.
В России большая часть строительства так или иначе заказывается государством. И мне кажется крайне важным создавать правильные человеческие каналы взаимодействия власти с профессиональным сообществом. Архитектура создается надолго. Хочется повлиять на то, в каких городах мы будем жить в следующие 50–70 лет. Мне кажется, что 300 пространств, построенных молодыми архитекторами за пять лет, дают Республике Татарстан возможность аргументированно утверждать, что молодые архитекторы способны создавать качественные объекты и пространства. Самое главное — научиться с ними работать, растить их и находиться с ними в постоянном диалоге. Очень часто я слышу, что у людей мало опыта. Это все неправда. Правда в том, что нет недостатка молодых архитекторов — есть проблема с грамотными квалифицированными заказчиками, и она стоит намного острее.
Сергей Чобан
архитектор, руководитель архитектурного бюро Speech, куратор и председатель жюри биеннале
Когда биеннале впервые проходила два года назад, мы хотели, чтобы она повторилась и стала регулярным событием. Но мы не знали, насколько это будет возможно. Сегодня есть все основания думать, что биеннале станет важным регулярным событием в архитектурной жизни России и не только — работы участников покажут, например, в Берлине.
Профессия архитектора — одна из самых возрастных. Танцор балета старый уже в 35 лет, а мы в этом возрасте все еще молоды. Даже в 80 мы все еще молоды. Жизнь архитектора длинная, и самая главная задача биеннале — постараться привлечь молодых архитекторов в эту чрезвычайно длинную жизнь. Дать им возможность почувствовать реалии жизни и профессии, дать шанс поработать, найти и определить, кто лучший — не только в городе, но и в регионах, у нас большая страна.
Техническое задание для участников биеннале сформулировано исходя из моего практического опыта. Мне всегда казалось, что излишне фантазийного, оторванного от реальности проектирования быть не должно. Наоборот, нужно давать задачу, которая вполне могла бы быть реализована. Шанс реализации зависит не только от интересного идейного импульса, но и от того, насколько вообще реальна постановка задачи. Поэтому мы с самого начала ставили перед участниками биеннале задачу делать на этих территориях равновесное количество жилой, общественной, культурной функции и общественных пространств. Но с ударением на то, что этот объект может быть реализован, и важна коммерческая часть, которая может приносить прибыль.
Михил Ридайк
основатель и партнер бюро Neutelings Riedijk Architects, профессор Делфтского технического университета, член жюри биеннале
Молодежь — наше будущее. Вторая Российская молодежная архитектурная биеннале поддерживает развитие будущих голосов в нашей сфере. В профессиональном развитии важно соревноваться. Если бы не было конкуренции, мы не смогли бы выражать свое видение архитектуры.
Темы второй биеннале очень важны. Что мы делаем со старыми заброшенными промышленными объектами? Мы проходим через невероятную трансформацию, которая касается устойчивого развития производства и диверсификации нашей экономики. И задание, которое получают молодые архитекторы, состоит в том, чтобы решать проблемы конкретно — это дает определенные перспективы для будущего.
Читайте также:
Фотографии предоставлены Фондом развития городов Татарстана