«Искать инвестора я не собираюсь, потому что на такой проект он сам найдется». Как видят города будущего участники Первой Российской молодежной архитектурной биеннале
С 12-го по 14 октября в Иннополисе проходила Первая Российская молодежная архитектурная биеннале. Архитекторы в возрасте до 35 лет представили на конкурс 377 заявок с идеями комфортных жилых кварталов. Жюри, в состав которого вошли Миккел Фрост (Cebra, Дания), Кристос Пассас (Zaha Hadid Architects, Великобритания), Кес Каан (Kaan Architecten, Нидерланды), российские архитекторы Юлий Борисов, Юлия Бурдова и Александр Цимайло, представители Минстроя России и правительства Татарстана, выбрали 29 финалистов биеннале. А в прошедшую субботу организаторы объявили обладателей первого, второго, третьего мест и двух спецпризов и заявили, что через два года биеннале состоится вновь. «Инде» публикует комментарии куратора, содиректора и победителей биеннале, а также семь проектов финалистов, заслуживающих внимания.
Сергей Чобан
руководитель архитектурного бюро Speech, куратор и председатель жюри Первой Российской молодежной архитектурной биеннале
Темой Первой Российской молодежной архитектурной биеннале стал многофункциональный городской квартал. Мы стремились дать участникам как можно более практическое и при этом актуальное в масштабе страны задание. Российские города активно развиваются, и вопрос «что и как строить?» выходит на первый план. Очень хотелось дать молодым архитекторам возможность высказаться о том, какую именно городскую среду они считают красивой и комфортной.
Работы произвели на меня положительное впечатление. Архитекторы не были заключены в рамки, заданные инвесторами, заказным конкурсом или экономическими параметрами. Без этих ограничений конкурсанты начинают рисовать тот город, в котором хотели бы жить сами. Сегодня проводится много конкурсов — в каких-то я участвую сам, в каких-то состою в жюри, но эта архитектурная биеннале — ни с чем не сравнимый результат, разнообразный и полный неожиданных ответов. Я активно участвую в архитектурной и градостроительной деятельности Москвы и частично Петербурга, вижу, какого рода идеи там курсируют, и ожидал определенного спектра ответов. Но я был обрадован тем, что это ожидание меня обмануло.
Все представленные на биеннале идеи, безусловно, применимы к реальной жизни, если воспринимать ее несколько шире, чем в тех, может, иногда зашоренных рамках, которые перед нами возникают или мы сами перед собой ставим. Целью биеннале как раз и было убрать эти шоры. Поэтому любая из работ в широком смысле реализуема.
Наталия Фишман
помощник президента Татарстана, содиректор Первой Российской молодежной архитектурной биеннале
Мы отдаем себе отчет в том, что первая биеннале — всегда проект еще непонятный. Для нас важно, что участники поверили, вложили творческие силы и проделали огромный объем работы. Чего мы хотим добиться? Помимо формирования среза представлений о том, какой должна стать среда городов, в которых мы будем жить, хотелось бы, чтобы биеннале стала регулярной возможностью для молодых архитекторов проявить себя. За счет программ, связанных с развитием общественных пространств в Татарстане, у наших молодых ребят есть возможность проектировать и реализовать объекты. Это достаточно уникальный кейс. На самом деле абсолютно не факт, что опытные архитекторы точно будут делать что-то лучше, чем молодежь: когда стоит задача сделать нестандартное, подчас выходит наоборот. Поэтому мы хотели бы расширить сферы, в которых у молодых архитекторов будет возможность себя реализовать.
Эффективность этого мероприятия мы поймем не завтра, не послезавтра и даже, наверное, не через год. Это покажут несколько вещей. Главная — появятся ли у участников биеннале реальные заказы. И появятся ли заказы у них дома, ведь практически половина финалистов из регионов. Нам бы очень хотелось, чтобы региональные власти обратили внимание на молодых талантливых профессионалов. И мы хотели бы видеть на территории Татарстана лучшие проекты и лучших архитекторов.
Михаил Бейлин
Условия конкурса предполагали демонстрацию своего видения жилой застройки. Для нас с моим коллегой Даниилом Никишиным словосочетание «свое видение» стало ключевым, и мы решили, что сделаем проект, в котором нам хотелось бы жить.
Вдохновения на стороне мы не искали и исходили из собственных представлений о комфортности жилых районов. Некоторые архитектурные решения были взяты из советской застройки 1960-х годов, потому что, на наш взгляд, это теплые по своей атмосфере жилые дома. А, например, центральная площадь сделана в тех же габаритах, что и рыночная площадь в Брюсселе — уютность которой сложно оспорить.
Главная особенность проекта заключается в объединении элементов, характерных для пригорода и центра города. Каждая зона имеет свою степень приватности — от закрытого от посторонних сегмента малоэтажного строительства до публичной площади в центре. Нам кажется, что городские районы не должны застраиваться гигантскими однообразными домами, поэтому в своем проекте мы варьируем не только типы строений, но и взаимодействия между городом, отдельным двором и человеком.
Это универсальный проект, и, видимо, это и стало причиной, почему помимо золотого приза мы получили и специальный приз от Министерства строительства России. Жюри увидело потенциал для российского жилого строительства. Нам ничего пока не обещали, но если все-таки к нам обратятся, то мы будем рады сотрудничать
Надежда Корнева
Я представила на суд жюри не только проект, а еще и стратегию и подход для проектирования и развития адаптивной жилой среды. Над концептуальным содержанием проекта я работаю уже давно в рамках разных теоретических исследований. Проект квартала разрабатывался мной как попытка протестировать предложенную стратегию.
Самое интересное всегда как раз самое трудное. И самой большой трудностью, с которой я столкнулась, была графическая подача концептуальных положений. Как донести проект так, чтобы за планами и 3D-картинками можно было увидеть глубину концепции? На этот вопрос я до сих пор ищу ответ, но, видимо, иду в правильном направлении.
Воплощение в России проекта возможно, но могут помешать устаревшие нормативы. Думаю, что в будущем эти препятствия можно будет преодолеть. Специально искать инвестора я не собираюсь, потому что на такой проект он сам найдется.
Вдохновлялся я природой, поэтому все детали и элементы застройки разные по форме — одинаковых практически нет. Главная идея — в реализации творческого потенциала жителей района. Для этого сделана разнообразная типология: для семейного проживания, апартаменты для тех, кто предпочитает путешествовать и не привязан к одному месту, и кохаузинг для студентов и представителей творческих профессий
Вторая тема — это разнообразие архитектуры. Городские виллы — это традиционный подход к архитектуре: низкоэтажная застройка и каменный фасад. Апартаменты — это высотный акцент, по форме похожий на крыло птицы, скалу, утес, и отдельно подвешенные капсулы для проживания в любое время года, которые создают дополнительную визуальную вибрацию и сложность этой формы. Кохаузинг — это два берега или два ущелья, поверх которых перекинуты переходы. Разнообразие форм и деталей создает ощущение правильной среды, как это было, например, в средневековье и эпоху Ренессанса, когда люди любовались домами.
Также есть общественный центр с культурно-просветительской функцией. Там располагаются концертный зал, выставочное пространство, мастерские, кружки для детей, библиотека — в общем, все, что может понадобиться людям, чтобы реализовать свой творческий потенциал и проводить свой досуг в пешей доступности от места проживания.
Я считаю, что именно такую архитектуру сложно реализовать повсеместно, но идею можно воплотить везде. Большинство новых районов одинаковые: застройщики не хотят экспериментировать, хотят понятный бизнес-план, понятный материал. И, к сожалению, в России не так много культурных центров, за исключением исторических районов. Вот в них можно сходить на выставку, концерт, а в новых районах такого места нет.
Я как руководитель архитектурной мастерской буду эту идею развивать. Она родилась не только в этом проекте, у нас уже есть организованный бульвар в Петербурге, и там отчасти есть эти идеи. Сам проект мы будем выставлять в Эрмитаже — 1 ноября там откроется архитектурная выставка.
Еще семь проектов, заслуживающих внимания
Жилой квартал занимает участок в форме трапеции, потому что в современных городах сложно найти прямоугольную площадку под застройку. Он состоит из зданий переменной этажности с разнонаклоненными кровлями — шести-, семи- и десятиэтажных. В стилобатах и на первых этажах домов расположены магазины, аптеки, детские сады, спортклубы, библиотеки. Некоторые из них, по задумке архитекторов, работают допоздна или круглосуточно, что делает жилой район безопаснее. В центре квартала — пешеходная аллея с зелеными зонами, беговыми и велодорожками, искусственными водоемами и летними кафе. Дворы же по проекту, напротив, являются тихими зонами отдыха для жильцов ближайших домов.
По проекту квартал состоит из трех зон: «традиционной» жилой, «активной» жилой и общественно-рекреационной, которые соединяет сквер. Схема застройки помогает условно разделить квартал на несколько «подкварталов» с собственными камерными дворами. Первые этажи домов занимают коммерческие помещения и коворкинг. Главная особенность жилых зданий — двухуровневые граундхаусы на нижних этажах с приквартирными участками и террасами. Въезд автомобилей, кроме спецтехники, на территорию квартала запрещен. Припарковать машину можно только по внешнему периметру.
Научно-фантастический проект жилой среды для цивилизации, сделавшей шаг к синтезу биологической и антропогенной материй. По задумке архитекторов, жилая ячейка становится третьей, после кожи и одежды, оболочкой человека и представляет собой адаптивную капсулу со своим микроклиматом, способную автономно перемещаться на магнитной подушке. Среда обитания, ее расположение и функциональный состав задаются человеком. В зависимости от потребностей жителя в ландшафте возникают парки, архипелаги (горизонтально соседствующие капсулы) или вертикальные «муравейники». Новый же город — это собрание природных фактур и состояний (ущелье, река, горы, леса, поля, сады, саванны, равнины), скрывающих в своей структуре общественные пространства и институции.
Прообраз проекта — сложенный в несколько стопок брус. Квартал состоит из одного жилого здания, включающего четыре корпуса на едином стилобате. На кровле стилобата каждого из корпусов расположены дворы, соединенные между собой системой переходов. У каждого своя специфика: в первом находится шахматный клуб, во втором — детская площадка, в третьем — спортивное поле, в четвертом — зона барбекю. Оттуда по пандусам можно спуститься на одну из четырех пешеходных площадей, расположенных по внешнему периметру квартала. Архитекторы предлагают придать им разный функционал — от медиалектория под открытым небом до рынка выходного дня.
Квартал состоит из шести многосекционных корпусов разной длины, этажности и формы, расположенных по его периметру. Внутри — общественное пространство. Двор разделен на зоны с помощью искусственного рельефа и включает в себя амфитеатры, велопарковки, технические помещения, выходы с подземной парковки. Магазины, кафе, сервисы и творческие мастерские располагаются на первых этажах жилых домов.
Квартал состоит из шести разомкнутых блоков, что позволяет создать непрерывное общественное пространство для прогулок и отдыха. Кроме семиэтажных жилых домов застройка включает одну или две высотные доминанты высотой 14 этажей. Центральная ось квартала — широкая пешеходная улица, разделенная на зоны активного и спокойного отдыха с многофункциональным общественным павильоном, искусственным прудом и подземной парковкой.
Дома средней этажности формируют кластеры с собственными дворами и минимальным набором общественных функций на первых этажах. Каждый из них включает жилье разных типов — таунхаусы, типовое секционное и со свободной планировкой. Доминанта квартала — башня молодежного комплекса высотой 14 этажей с центром детского творчества, библиотекой и арендным жильем для молодых семей. Фасады зданий выполняют функцию музея под открытым небом и рассказывают об исторических стилях и национальных строительных традициях.
Фотографии предоставлены пресс-службой биеннале