Новогодний поп-арт: как выглядит закулисье Cirque du Soleil
C 19-го по 22 декабря на «Татнефть Арене» проходят представления шоу Crystal. Это первая постановка на льду канадской цирковой корпорации Cirque du Soleil (мы уже рассказывали, зачем на нее идти). На этот раз «Инде» побывал за кулисами за три часа до казанской премьеры и рассказывает, как происходит подготовка к шоу.
Подготовка
Как рассказывает пресс-секретарь шоу Жанни Мале, идея сделать ледовое шоу, которое объединит фигуристов и акробатов, возникла несколько лет назад. Первым этапом был сценарий, над которым работала американская сценаристка Иса Дэвис. Сюжет напоминает «Алису в Стране чудес», но в то же время это оригинальная история, не повторяющая известных сказок. Кристал — девочка-подросток, живущая в мире своих грез. Однажды она проваливается под лед и попадает в собственную фантазию, которой можно управлять с помощью письма. Кристал пишет историю своей жизни и переосмысливает реальный мир. Фантастические существа ледяного мира при этом управляют фантомами из «верхнего» мира: семьей девочки, одетой в мультяшные костюмы, и несколькими ипостасями самой Кристал.
Год ушел на воркшоп: разработку образов персонажей, постановку номеров, кастинг, пошив костюмов. Плотная работа с труппой заняла четыре месяца. В труппе 43 человека: 19 фигуристов и фристайлеров, 20 акробатов, один клоун и три музыканта. Для Crystal артистам пришлось учиться мастерству друг у друга: фигуристы учились акробатическим трюкам, акробаты учились кататься на коньках. Над постановкой работали звезды хореографии и фигурного катания — Курт Браунинг, Бенджамин Агосто, Себастьян Солдевилья и Шена Кэролл. Но в тур ездит только минимальный состав из артистов, технических специалистов и менеджеров (хотя и это уже немало).
Организация
Почти все, что нужно для шоу, от микрофонов до стиральных машин, труппа возит с собой в нескольких фурах (их видно на парковке «Татнефть Арены»). Оборудование помещается в разноцветные кофры на колесиках. Каждый цвет обозначает зону, в которую нужно поместить содержимое кофра, поэтому сборка занимает всего около трех часов. За кулисами вешаются цветные указатели для команды: это важно, потому что площадка выступлений меняется каждую неделю.
Там же оборудуются тренажерный зал (тренажеры гастролируют вместе с труппой) и «обогревочная зона» с тепловыми пушками: на ледовой сцене жарко не бывает, а переохлаждаться артистам нельзя. Сразу за сценой находится «зона синих матов», где участники разминаются непосредственно перед выступлением.
Костюмы и обувь для всех постановок Cirque du Soleil создаются в мастерских в Монреале. Руководство цирка подчеркивает эксклюзивность: с головы каждого артиста снимается слепок для персональных грима и париков, костюмы и обувь шьются вручную по индивидуальной мерке артиста. Все этапы — от покраски тканей и нанесения принтов до причесывания париков — осуществляются самой компанией, в том числе и в туре. Для разъездного костюмерного цеха работают шесть стиральных машин и сушильные пушки: их команда тоже возит с собой.
Во время шоу каждый артист меняет образ около пяти раз, поэтому кроме гримерок за кулисами есть стенды-кармашки с обувью, подписанные именами хозяев, и общий бокс для быстрой смены образа: парики, очки, реквизит. Иногда у артиста есть всего пара минут на переодевание.
Обувь можно разделить на две группы: коньки и не-коньки. Первых используется несколько видов: фигурные, хоккейные, конькобежные. Акробатические трюки на льду выполняются в специальной обуви: на всех подошвах — шипы и кошки разной формы, чтобы гимнасты были в безопасности. Большинство трюков в Cirque du Soleil выполняется без страховки.
Перед каждым выступлением коньки для всей труппы точит один из ее участников — русский фигурист Дмитрий Семыкин. Всего в Crystal четыре русскоговорящих артиста, и Дмитрий — один из них. Он выступал на российских и европейских соревнованиях в СССР, в 1990-е его спортивная карьера завершилась, и Дмитрий перешел в ледовые шоу. «Честно говоря, я давно ждал, когда цирк дю Солей доберется до льда. Здесь организация на высшем уровне, поэтому очень приятно работать. Самым сложным для меня было взаимодействие с другими артистами: в отличие от фигурного катания, здесь у меня постоянно разные партнеры, многие из них — акробаты, у них другая техника, и они не владеют коньками, как фигуристы. Но мы друг под друга подстраиваемся. А коньки — их тут никто точить не умеет, поэтому я занимаюсь».
Музыка во время шоу исполняется вживую. Музыкантов всего трое, но они периодически меняют инструменты, самый эффектный из которых — пианино с двойной клавиатурой. Во время некоторых номеров они выходят на сцену, в остальное время играют в «оркестровой яме» из аппаратуры. Внутри несколько экранов, чтобы музыканты видели, что происходит на сцене.
Другая важная часть постановки — световые эффекты. Героиня чертит коньками узор, и на льду появляется ее отражение, лед используется и как экран. Проектор наводится автоматически: в костюмы артистов вставляются светодиоды, на которые реагирует проектор. Для некоторых номеров в коньки помещаются микрофоны (не будем спойлерить: вы точно услышите).
Оформление
Создатели шоу Crystal вдохновлялись культурой поп-арта: декорации и реквизит очень яркие, много красного и желтого, на костюмах принты из графических символов (главная героиня меняет свой мир с помощью пера). Стилистика поп-арт — это мир фантазий главной героини. Такое оформление отличается от русских новогодних шоу на льду: в нем мало традиционных «ледяных» цветов, рождественской символики. Но зимние развлечения будут: акробаты жонглируют не только мячами, но и снежками. И иногда снежки летят в зрителей, а из VIP-зоны их можно даже запустить на сцену. Для каждого выступления делается около 300 снежков, и Cirque du Soleil возит с собой снегомашину: в нее загружают снег, а она выдает крупные ровные снежки.
Гвоздем программы стал номер в несуществующей технике — экстремальное катание. Для этого в шоу пригласили фристайлеров, а на лед поставили трамплины. Постановка объединила несколько стилей — agressive rollerblading (агрессивное катание на роликовых коньках) и crashed eyes — скоростной спуск на коньках по ледяному желобу. Номер придуман артистами, представляющими эти дисциплины, специально для Crystal — они спускаются с трамплинов, делают перевороты и сальто, и все это на коньках.
Постановка универсальная для каждой площадки в туре, но иногда в ней появляется «актуалочка» для конкретного места. На этот раз будет отсылка к хоккейному клубу «Ак Барс» — маленькая, но приятная.
Фото: Елизавета Батанина