Маршрутный лист. Три идеи для экскурсии по Старо-Татарской слободе
После череды реставраций Старо-Татарская слобода получила туристический поток и инстаспоты, в ней до сих пор сочетаются аляповатая красота обновленных гражданских построек, уникальные по истории и виду мечети и множество пустот на месте снесенных домов. При этом «Старотатарка» остается тем местом, в котором творилась история казанских татар — купцов, мулл, поэтов, журналистов, мещан, рабочих. «Инде» предлагает три маршрута для путешествия — по мечетям, по точкам притяжения интеллигенции и по улице Тукая.
Маршрут № 1. «Исторические мечети»
Мечеть Марджани
ул. К. Насыри, 17
Она же Әфәнделәр (Господская), она же Йонысовлар (Юнусовская). Построена после красивого жеста Екатерины II: во время визита в Казань в 1767 году она разрешила мусульманам построить две каменные мечети, первые в нашей истории. Тогда Сенат упразднил Новокрещенскую контору, христианскую миссию для нерусских народов Поволжья, и территория у озера Кабан, отведенная под церковь и кладбище, освободилась.
Деньги на мечеть собирали всем миром. Длина здания приблизительно равна его общей высоте, включая минарет. Напротив и сейчас стоит медресе, а на Насыри, 10а — дом имама и просветителя Шигабутдина Марджани.
Апанаевская мечеть
ул. К. Насыри, 27
Эту мечеть построили на средства купца Ибрагима Султанаева в 1768–1771 годах — в то же время, что и Марджани, и поэтому Апанаевская спорит за право называться первой каменной мечетью Казани. Названий ей народ давал немало, к примеру, Байлар мәчете (Байская, по контингенту посетителей). Мечети тогда были не только молельными домами, но и общественными центрами, в которых собирались местные жители. А обитали вокруг люди состоятельные.
Интересно, что внутри ковры для молитв не «смотрят» на нишу-михраб — при строительстве выяснилось, что мечеть не ориентирована на Мекку, так что пришлось корректировать направление молитвы ковриками.
Казаковская мечеть (снесена)
угол ул. Заводской и Татарстан
Купец Мухаметзян Казаков сделал состояние на чае, рыбе, бакалее. Его дом и сейчас стоит по адресу: Каюма Насыри, 3. Мечеть появилась неподалеку в 1876 году, проектировал ее Петр Романов (он же в это время перестраивал Апанаевскую), а землю выкупил купец Мухамметзян Аитов. Мечеть с восьмигранным минаретом выстояла и в 1930-е, когда почти всех ее соседок обезглавили, и была внезапно снесена в 1977-м (тогда же уничтожили дом Крупенникова, усадьбу Бронникова, часть домов на Ульянова-Ленина, горел Александровский пассаж, а комиссия из ЦК КПСС порекомендовала разработать охранную зону Казани).
Сеннобазарная мечеть
ул. Московская, 74/15
Сейчас ее продолжают называть Нурулла — в честь благодетеля из 1990-х, который помог отреставрировать мечеть. Это своеобразное продолжение традиций, когда в народе за храмом закреплялось имя его главного спонсора. Построена купцом Габдуллой Юнусовым для того, чтобы работники базара всегда могли успеть на молитву, — постройки, тянущиеся от минарета по обеим улицам, раньше были лавками. Губернский архитектор Александр Песке (уроженец города Могилева) учел многие пожелания заказчика. Минарет повторяет мечеть в Булгаре, купол цитирует османскую архитектуру XVI−XVII веков. В 1896 году ко входу мечети пристроили чугунный зонт на колоннах, в начале XX века его заменила мавританская подковообразная арка. В слободе Кураиш, которая существовала здесь до Старо-Татарской, стояла ханская мечеть Утыз, так что и архитектура, и место для Сеннобазарной выбраны особенные. Сто лет назад имамом тут был Хузиахмат Музафаров — отец композитора Мансура Музафарова.
Галеевская мечеть
ул. Г. Тукая, 40
Типичная для начала XIX века казанская мечеть с минаретом на крыше. Построил ее Мухаметзян Галеев, а имамом служил Галимзян Галеев, он же Баруди (псевдоним обозначает происхождение из Пороховой слободы, возле одноименного завода). Он же — учредитель медресе «Мухаммадия», о котором мы поговорим позже. В 1882-м и 1897 годах мечеть пристраивали, и она стала больше в два раза, тогда же появилась восьмигранная башенка над южным пристроем. В советское время в мечети работали гостиница, Дом колхозника и коммунальные службы. Это нехарактерно для татарских мечетей, но комната омовения Галеевской находится в отдельном помещении.
Бурнаевская мечеть
ул. Ахтямова, 7
В конце XVII века купец Салих Мустафин на этом месте построил деревянную мечеть. Когда первая сгорела, в 1872 году новую стройку спонсировал текстильный фабрикант Садык Бурнаев. Нынешняя, третья, относит нас к псевдовизантийскому стилю, вероятно, потому, что минарет 1895 года проектировали первый епархиальный архитектор Казанской губернии Федор Малиновский и губернский инженер Казанской губернии Лев Хрщонович. А может, потому, что она очень похожа на стоявшую рядом, ныне снесенную церковь Бориса и Глеба.
Что еще?
Султановская мечеть (ул. Тукая, 14/15) в некотором смысле обозначает границу Татарской слободы. Она и впрямь напоминает минаретом дозорную башню, цитируя аналогичные постройки в Болгаре и Касимове. Возвели мечеть в 1867 году на деньги купца Усманова. А первый намаз в ней прочитал Шигабутдин Марджани.
Голубая мечеть (ул. Нариманова, 98). Ранее улица называлась Большой Мещанской, так что спонсорам на строительство взяться было неоткуда — на первую деревянную версию мечети пришлось собирать средства всем миром. Мечеть вернули верующим еще в 1993 году, но минарет восстановили только в 2009-м.
Маршрут № 2. «Татарская интеллигенция»
Типография братьев Каримовых
ул. Парижской Коммуны, 18−20
Шарифзян, Мухаметзян и Хасан Каримовы — вероятно, самые успешные казанские книготорговцы. Они прибыли в город из Симбирской губернии, причем двое старших учились у Шигабутдина Марджани. В 1898 году появился «Торговый дом братьев Каримовых», а через два года — типография и словолитня, которая успела до революции издать 1700 книг на татарском языке общим тиражом 19 647 076 экземпляров. На улице Тукая Каримовы сначала купили у купца Апанаева дом под номером 37 и пристроили к нему двухэтажный магазин (ул. Парижской Коммуны, 20), а после — еще и трехэтажный кирпичный корпус типографии. Здесь работала первая мусульманская библиотека «Китапхани исламия» на 150 мест. Братья выпускали ежедневную газету «Кояш», в которой активно печатался Фатих Амирхан.
Номера «Булгар»
ул. Татарстан, 14
Купец Ибрагим Аппаков построил здесь дом в 1866 году. В 1897 году его наследница Биби-Марьям-Бану Апакова-Шамиль, о жизни которой, похоже, пора написать роман, продала дом торговцу Ахмету Хусаинову. Тот хотел подарить здание медресе «Хусаиния» в родном Оренбурге, чтобы оно получало доход, но внезапно в 1907 году передал его купцу Мухамет-Шакуру Казакову (кстати, прадеду революционера Мулланура Вахитова по материнской линии). К тому времени место было известно тем, что некий Фаткулла Ахмадуллин открыл в ней гостиницу «Булгар». С 1907 года почти до самой смерти здесь жил Габдулла Тукай. И жил, и работал, и стихи писал. Тут же находились издательство «Магариф», редакция газеты «Эль-Ислах» Фатиха Амирхана, редакция газеты «Юлдуз» Ахметхади Максуди, открылся Восточный клуб, в котором татары могли ставить спектакли и читать лекции. Кроме Тукая в номерах обитали, к примеру, поэт Сагит Рамиев и будущий глава Комиссариата по делам мусульман Внутренней России Мулланур Вахитов.
В 2008 году архитектурный памятник снесли, совершив, наверное, самую нелепую ошибку в истории новой Казани. И построили вместо него новодел с дополнительными стеклянными этажами — так называемый ЖК «Татарстан».
Номера «Амур»
ул. Московская, 70
В кирпичном здании в редком для Казани стиле модерн располагался доходный дом, построенный в 1864 году по проекту Петра Аникина. Сначала им владели купцы Юнусовы, Ибрагим и Исхак, в 1912 году дом сдали в аренду купцу Мубаракше Рамазанову под номера гостиницы «Амур», и он стал трехэтажным. Здесь последние дни провел Габдулла Тукай, жили актеры Габдулла Кариев и Сахибджамал Гизатуллина-Волжская. В 1912–1913 годах здесь жил писатель и публицист Фатих Амирхан, работавший секретарем газеты «Кояш», редакция которой также размещалась в этом здании на первом этаже.
Казанская учительская инородческая семинария
ул. Марджани, 26
В построенной на месте храма Захария и Елизаветы семинарии с 1872 года готовили учителей из крещеных марийцев, эрзи, мокшей, удмуртов, чувашей, татар. Кроме педагогики учили переводческому ремеслу, церковному пению (на родном языке!), переплетному мастерству, готовили кузнецов, столяров, слесарей. В СССР на этом месте работал техникум легкой промышленности: здесь учились будущие работники меховых фабрик со всей страны.
Что еще?
Типография «Милләт» (ул. Нариманова, 62). В 1908 году Галимджану Баруди стало мало медресе «Мухаммадия», и он вместе с купцом Ибрагимом Идрисовым открыл словолитню, чтобы публиковать учебники и прочую образовательную литературу.
Усадьба Сабитова (ул. Марджани, 8). Здание, где ныне находится ресторан «Татарская усадьба», построил купец Хамит Сабитов. Продавал он мануфактуру и головные уборы. В 1908–1910 годах тут располагался Восточный клуб, перебравшись из номеров «Булгар».
Восточный клуб (ул. Татарстан, 8). В 1910 году клуб наконец надолго воцарился в этом доме Карима Апанаева — со зрительным залом на 150 человек и библиотекой. Впрочем, казанцы попроще любили ходить сюда просто играть в лото.
Дом Фукса (ул. Московская, 58/5). Карл Федорович Фукс, родившийся в Германии в 1776-м (татарам в это время Екатерина II разрешила строить каменные мечети) и окончивший Геттингенский и Марбургский университеты, в Казани был профессором естественной истории и ботаники, деканом медицинского отделения, а потом и ректором Казанского университета. Две его самые известные книги — «Краткая история города Казани» и «Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях» — важны для любого местного краеведа. 7 сентября 1833 года здесь был Пушкин, изучавший историю пугачевского восстания.
Маршрут № 3. «Улица Тукая»
Медресе «Мухаммадия»
ул. Г. Тукая, 34
Названа в честь Мухаметзяна Галеева, который сначала построил Галеевскую мечеть, а потом сын, Галимджан Баруди, убедил его соорудить и медресе. Сначала одно-, а потом и трехэтажное, к которому в 1901 году пристроили еще одно здание. Особенность «Мухаммадии» была в том, что здесь учились читать, не заучивая слова полностью, а по буквам, не сидя за партами, а отдыхая в кроватях. Среди предметов нашлось место математике, географии, природоведению, русскому языку. Также здесь готовили преподавателей. Обучение длилось 14 лет: пять лет «Ибтидаия» — начальное образование, шесть лет «Санавия» — среднее, три года «Галия» — высший курс, плюс один год подготовительных курсов. И сейчас это медресе считается самым крутым среди тех, кто хочет стать муллой.
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери
ул. Г. Тукая, 17а
Этот православный храм построили во второй половине XVII века. Средства от прихожан и паломников, приходивших поклониться Тихвинской иконе Божией Матери, позволили в конце XIX века провести реконструкцию — таким мы храм видим и сейчас. С 1997 года церковь служит общине кряшен, так что это единственное место, где можно услышать, как ведутся службы на татарском языке, и почитать надписи на иконах на кряшенском. Также стоит сходить в музей истории и культуры кряшен по соседству.
Юнусовская площадь
Если и делать экскурсию, на которой не надо никуда ходить, но хочется много говорить, лучше места не найти. Сама площадь была разделена на четыре сада — Любви, Майдан, Танцев и Печали. Танцевали у кинотеатра «Чаткы», который потом стал имени Тукая, а позже на его месте построили «Бәхетле». Напротив супермаркета, между домами № 57 и 65, до 1991 года стоял дом Габдел-Шакура Аппакова, где располагались редакции журналов «Эль-Ислах» и «Ялт-Йолт». Планировалось, что в нем разместят небольшой музей, но теперь на этом месте — шлагбаум. На улице Фатиха Карима мы видим дом с 200-летней историей, который очень богатый купец Ибрагим Юнусов продал другому сверхобеспеченному купцу Мухаммадбадретдину Апанаеву. Дом Беркутова, покрашенный на фестивале «Том Сойер Фест», стоит напротив — ранее зеленый, а теперь голубой, с восстановленным парапетом. В последнее время у краеведов возникли сомнения, мог ли позволить себе такой дом врач Беркутов, но пока что его название сохраняется.
Следом за ним на площади стоял утраченный дом купца Алкина (ул. Тукая, 71). А в доме № 73, принадлежавшем надворному советнику Якову Бутягину, с 1876-го по 1917 год работала татарская учительская школа. Сам Шигабутдин Марджани преподавал в этой школе вероучение. У арендатора здание выкупили только в 1914 году за 62 тысячи рублей. К тому времени здесь ежегодно выпускалось до 90 человек. Среди них — писатель Гаяз Исхаки (выпускал с подпольным кружком газету «Тарраки»), депутат Госдумы Садри Максуди, поэт Сагит Сунчелей, создатель первой татарской театральной труппы «Сайяр» Ильясбек Кудашев-Ашказарский, революционеры Мирсаид Султан-Галеев и Хусаин Ямашев. В советское время в школе открылся Дом пионеров и школьников, сейчас здесь Медико-фармацевтический колледж КГМУ.
Напротив бывшей школы — дом Шамиля. Дочь Ибрагима Аппакова, ранее упомянутая Биби-Марьям-Бану окончила женскую гимназию, по городу ездила в экипаже с французскими фонарями и кучером в ливрее и цилиндре. Модницу в 18 лет выдали за сына шейха Шамиля аль-Гали — генерал-майора в отставке Мухамет-Шафи Шамиля. В приданое Биби получила одноэтажное здание, которое после смерти отца перестроила с помощью архитекторов Генриха Руша и Федора Амлонга, и народ его прозвал «Домом Шамиля». Кроме этого госпоже Шамиль принадлежала часть острова Маркиз (ныне скрытого под водами Волги у порта) и другие дома в Казани. Чета разъезжала по Европе, после смерти супруга Биби-Марьям-Бану перебралась в Петербург, на Суворовский проспект.
ДК меховщиков
ул. Г. Тукая, 91
Первоначальное место для культурного досуга работников меховой фабрики располагалось неподалеку от производства, в здании 11-й мечети (ул. Кызыл-Татарстан, 20). Но потом под эти нужды решили построить отдельное здание — на месте снесенной Екатерино-Борисоглебской церкви. В числе архитекторов, которые проектировали ДК, есть и автор театра оперы и балета Исмагил Гайнутдинов. В возведенном в 1932–1937 годах доме во время войны располагался госпиталь.
Завод Петцольда
ул. Г. Тукая, 97
Карл-Вильгельм-Эдуард-Гейнрих Петцольд открыл первый пивной завод в Казани в 1867 году. Местное пиво высоко котировалось в России, получало призы во Флоренции, Лондоне, Париже, Брюсселе, Амстердаме и Бордо. Часть производства затем выкупил купец Иван Александров, к тому времени уже успешно спаивавший Вятскую губернию. Когда в 1914 году Николай II ввел сухой закон, Александров начал варить безалкогольный «солодовый напиток». Потом и вовсе уехал за границу, а Александровский пивоваренный завод стал «Красным Востоком».
Завод братьев Крестовниковых
ул. Г. Тукая, 113
От старых зданий завода, после его превращения в химкомбинат имени Вахитова, а потом в «Нэфис Косметикс», мало что осталось. Мы надеемся, что удастся сохранить хотя бы этот дом.
В 1854 году Крестовниковы, приехавшие из Москвы, взялись за строительство завода в Казани, изучали перспективное стеариновое производство. В частности, один из братьев, Иосиф, узнал о дистилляционном способе обработки сала, который позволил снизить себестоимость стеариновых свечей. Свечной завод открылся в 1855 году. Позже, чтобы использовать остатки свечного сала и олеиновой кислоты, Крестовниковы начали варить мыло, причем такое, которое могло стирать в холодной воде.
Помимо работы времени хватало и на катание на лодках по Кабану, балы, учреждение купеческого клуба, биржи, общества взаимной помощи приказчиков, газеты «Казанский биржевой листок». Дом Крестовниковых и сейчас стоит на улице Тукая, 126.
Когда во время Первой мировой войны Россия была отрезана от поставок такого товара, как аспирин, на заводе смогли наладить его производство — руководил работами профессор Александр Арбузов. В 1919 году завод перешел государству, а в 1992-м стал первым в Татарстане приватизированным предприятием.
Что еще?
Дом Шакир-солдата (ул. Тукая, 16). Романтичное здание словно из какой-нибудь Андалусии, стоящее у Султановской мечети, раньше было лишь частью усадьбы: у мещанина Шакирзяна Шамсутдинова (в прошлом военного), разумеется, были и конюшня, и каретник, и баня, и флигель для прислуги.
Мусульманский детский приют (ул. Тукая, 89). Ибрагим и Исхак Юнусовы — владельцы пяти каменных домов, двух заводов, 48 каменных и 12 деревянных лавок (и это только в Казани, не считая земли, мельниц, фабрик, заводов за пределами) — в 1844 году открыли приют, в котором могло жить около 30 мальчиков. Это заведение тратило на детей больше, чем аналогичные Николаевский и Александровский приюты, включая бесплатное образование и медицинское обслуживание.
Фото: Даша Самойлова; Денис Волков; pastvu.com