Burger
Хоррор из Индии без песен и прививка от страха. Как прошло открытие Bollywood Film Festival
опубликовано — 12.03.2020
logo

Хоррор из Индии без песен и прививка от страха. Как прошло открытие Bollywood Film Festival


В Казани стартовал фестиваль индийского кино Bollywood Film Festival. Мы отправили нашего автора на открытие в Москву и выяснили, на что похож индийский хоррор без танцев и песен, в чем российское кино пытается подражать Болливуду (без шуток) и при чем тут вездесущий коронавирус.



Кровь, танцы и песни

В кинотеатре «Октябрь» вечером во вторник людно. Гости фестиваля делятся на три категории: измученные зимним авитаминозом, но счастливые фанаты индийского кино, настороженно настроенные журналисты и мирно разговаривающие между собой индийцы в ярких национальных костюмах.

На стенах афиши картин, которые покажут на фестивале. Среди них «Тьма» — индийский фильм ужасов, который должен открыть Bollywood Film Festival. Компания девушек проходит мимо афиши, шутят:

— Индийцам нас точно не напугать. Мы от ужасов «привиты» коронавирусом. Коронавирус — спонсор идеального психического здоровья.

Потом, перед показом фильма, эту мысль отчасти повторит посол Индии Датла Бала Венкатеш Варма. Он скажет:

— Из всех жителей Москвы вы самые смелые, потому что вы не боитесь не только коронавируса, но и ужасов.

Перед афишей «Тьмы» стоит пара мрачных репортеров. Один из них вполголоса замечает:

— Я вообще эти хорроры не люблю. А уж индийский хоррор... Не удивлюсь, если там все поют. И умирают, танцуя.

Втайне я тоже боюсь, что сейчас нам покажут индийский фильм в традициях «Зиты и Гиты», где кровь и кишки будут разлетаться во все стороны под зажигательные песни. Оглядываюсь: на импровизированной сцене танцуют девушки, неподалеку стоит молодая женщина с бело-розовыми волосами.

Олеся — так зовут мою новую знакомую — улыбается. Она уже пять лет учит хинди и занимается индийскими танцами. На Bollywood Film Festival Олеся тоже не первый раз. Я спрашиваю ее, что она думает о фильме открытия и не боится ли разочароваться.

— Я не очень люблю хорроры, — отвечает Олеся. — И есть мнение, что для Индии это нетипичный жанр, но фильмы ужасов там тоже есть.

Подумав, она добавляет:

— Есть стереотип, что кино из Индии — это нечто поверхностное, но на самом деле это не так. Для меня индийские фильмы — это радость и краски, которых тут очень не хватает. Иногда кажется, что такое кино нереально, но мне оно поднимает настроение. И иногда у меня создается впечатление, что некоторые российские мелодрамы пытаются быть похожими на индийские фильмы.

Охотники за призраками, ведьмы и удушье

Как выяснилось, Олеся была права: стереотип о типичном индийском кино с эпатажными трюками и суперменами на коврах-самолетах не имеет никакого отношения к фильму открытия. «Тьма» — не тот Болливуд, к которому мы привыкли. Строго говоря, это не стопроцентный хоррор, а мокьюментари — то есть игровой фильм, снятый в стиле документального кино.

«Тьма» — наследница малобюджетного американского фильма ужасов «Ведьма из Блэр» про отчаянную компанию друзей, решивших снять на камеру таинственную колдунью в лесу и поплатившихся за это жизнью. Так что никаких танцев и театральных любовных сцен в «Тьме» нет. Все герои одеты в треники и кроссовки, пользуются мобильными телефонами, ссорятся, шутят и в целом ведут себя так, как будто на самом деле снимают документальное кино на телефоны и ручные камеры.

Сюжет фильма отчасти напоминает классический голливудский хоррор. Нам рассказывают о четырех друзьях, которые якобы исследуют паранормальные явления. Они снимают поддельные видео про призраков и размещают их в соцсетях. По закону жанра друзья не верят во все это и настроены довольно цинично: они хотят просто заработать как можно больше денег и стать известными блогерами.

Однажды к «охотникам за призраками» обращается богатый человек. Он рассказывает, что его жена умерла в их загородном доме при странных обстоятельствах. За несколько минут до смерти она позвонила и с ужасом сообщила, что рядом с ней кто-то есть. Когда муж приехал, женщина была уже мертва. Казалось, она покончила с собой. Но ее убитый горем супруг отказывается в это верить и поручает четырем друзьям разобраться, что случилось.

Как и в любом фильме ужасов, ребята не воспринимают угрозу всерьез и совершенно спокойно едут в чужой дом. По условиям договора, чтобы получить оплату — 300 тысяч долларов, им нужно провести там три дня. Они устанавливают повсюду камеры, чтобы снять «призрака», и неожиданно для самих себя действительно обнаруживают нечто странное.

Стулья двигаются сами по себе, время от времени раздаются жутковатые звуки — то ли плач, то ли хрип, — и друзей охватывает ужас. Несколько раз они порываются уехать, но жадность берет верх. Молодые люди принимают решение уехать в положенный срок. Естественно, это решение оказывается роковым.

Сценарий фильма, как сейчас обычно и бывает, появился благодаря реальной истории. 7 июля 2016 года погиб актер и основатель Индийского паранормального общества Гурав Тивари. Смерть была странной: утром он, как обычно, пошел в ванную, а потом оттуда стали раздаваться пугающие звуки. Когда семья актера смогла взломать дверь, они увидели Гурава лежащим на полу с темной полосой на шее. В больнице он умер от удушья. Что случилось с Гуравом, неясно до сих пор.

Вместо нудного эпилога

Во время показа то и дело раздаются нервные смешки. Сначала трясущаяся камера и нарочито плохое качество съемки вызывают раздражение, но постепенно к стилю «Тьмы» привыкаешь — и как будто становишься частью истории про загадочного призрака, убивающего всякого, кто заходит на его территорию.

Сеанс заканчивается поздно: на часах почти 22:30. Зрители выходят в ночную прохладу, ежась от холода и обсуждая фильм.

— Это самый необычный фильм ужасов. И они ни разу не станцевали! — шутит одна из гостей фестиваля, когда проходит мимо меня.

Я иду к метро и думаю о фильме — и о том, что во время церемонии открытия нас то и дело в шутку хвалили за смелость: «Спасибо, что пришли, несмотря на коронавирус».

Видимо, фильмы ужасов и тяжелые потрясения действительно играют роль вакцины от страха и скепсиса. И помогают по-новому взглянуть на то, что казалось привычным и знакомым, — например на индийское кино.

Фото: Indian Films