Архитектурный ликбез. 10 заброшенных церквей недалеко от Казани
При общем тренде на восстановление старинных церквей и передачу их верующим в Татарстане есть более 100 храмов, находящихся в плачевном состоянии. Чаще всего они расположены в маленьких или даже уже несуществующих селах, а потому руки реставраторов до них пока не дошли. Мы пользуемся моментом, чтобы с их помощью узнать об истории и архитектуре родного края чуть больше и увидеть храмы до того, как их приведут в порядок или они будут утрачены навсегда. По просьбе «Инде» краевед Артур Тумаков рассказывает о 10 умопомрачительной красоты недействующих храмах в радиусе 100 километров от Казани.
Редакция «Инде» проверила дорогу к каждой церкви из этого материала, наши рекомендации вы найдете в разделах «Как добраться» сразу после точных координат храмов. Не пренебрегайте ими, если соберетесь за приключениями и красотой: дорога не везде очевидна и легка, испытано днищем и подвеской машины главреда.
Пожалуйста, берегите историю и чувства людей, относитесь к этим местам с уважением.
Артур Тумаков
краевед
Для каждого христианина церковь или храм является местом особого Божия присутствия. Во многом образ самой церкви, включая и внутреннее убранство, фресковую живопись, иконы и прочее, является символом Царствия Божия, запечатленным в понятном и видимом для нас способе, насколько это вообще возможно создать руками человека. Часто храмы строятся на возвышенностях, всегда украшаются куполами, тянущимися к небу, и внутри храмов алтари поднимаются на ступень выше, передавая людям, что храм — это образ Царствия Божия на земле.
Для многих красота храма — олицетворение величественности Господа, она вызывает благоговение не только на чувственном уровне, но и в духовном плане.
В разное время люди придавали церковной архитектуре особое значение, поэтому так важно сохранить и донести до нас сегодняшних ту часть прошлого, которая дает возможность узнать, как жили, молились, верили наши предки, и ту красоту, через которую они славили Господа.
С приходом христианства на территорию нашего края во второй половине XVI века стали появляться первые сельские храмы. Подавляющее большинство были деревянными, каменными строениями могли похвастаться лишь крупные города и крепости, такие как Казань и Свияжск. Каменное храмовое строительство в местные села пришло лишь в конце XVII — начале XVIII века. Среди старейших сельских храмов на территории республики, которые сохранились до наших дней, назовем Успенскую церковь 1712 года в селе Русские Алаты Высокогорского района и сильно перестроенную Никольскую церковь 1715 года в селе Державино Лаишевского района.
Расцвет пришелся на XVIII–XIX века, когда было возведено подавляющее большинство православных храмов. Большая заслуга в этом принадлежит дворянам и богатым попечителям, а также духовным епархиальным миссиям.
В архитектурном отношении сельское храмовое зодчество у нас представлено в основном тремя стилями: барокко (XVIII век), классицизм (XIX век), эклектика (конец XIX — начало XX века). Встречаются и храмы в нарышкинском, вятском, русско-византийском, псевдорусском, псевдовизантийском стилях и стиле ампир.
Часто люди считают, что все храмы закрыли в 1917–1918 годах сразу после Октябрьской революции, но это не так: храмовое строительство у нас продолжалось вплоть до второй половины 1920-х годов, а сельские и городские храмы оставались действующими. Во второй половине 1920-х началась первая волна секуляризации, которая затронула в основном городские храмы и монастыри. Следующая волна пришлась на 1930-е годы, когда было закрыто более 90 процентов как городских, так и сельских храмов, а оставшиеся закрыли лишь в 1940–1941 годах, некоторые даже в период Великой Отечественной войны. Помещения сельских культовых сооружений передавали под нужды колхозов, совхозов, а последние размещали в них дома культуры, школы, зернохранилища, склады и прочее.
По данным, которые я собрал, на территории Республики Татарстан сейчас насчитывается около 120 православных храмов, находящихся в состоянии запущенности и разрухи. 70 из них — деревянные. Чуть более 60 православных храмов начали выводить из аварийного состояния, но об их полном восстановлении говорить еще рано. Каждый год ситуация меняется в лучшую сторону, но чем больше проходит времени, тем сложнее становится процесс восстановления, и всегда есть риск потерять десятки храмов. Особенно это касается деревянных объектов — мы под угрозой утраты 45 церквей. Главная проблема здесь в том, что у нас нет специалистов в сфере реставрации объектов деревянного зодчества, да и сами храмы находятся в очень запущенном состоянии.
С каменными храмами ситуация чуть лучше, но общий процент аварийных зданий пока остается достаточно высоким. Проблемные моменты здесь, прежде всего, в больших объемах восстановительных работ при малом количестве прихожан (если ранее храмы рассчитаны были на 400 и более прихожан, то сейчас столько живет далеко не в каждом селе), а также в отсутствии поддержки с различных сторон.
Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы
Год постройки:
1743
Архитектор:
неизвестен
Расположение:
село Хохлово, Высокогорский район
Координаты:
56.031134,49.386612
Как добраться:
Никаких сложностей — через Дербышки и Высокую Гору до Усад, в Усадах направо и прямо, пока не упретесь в Хохлово.
Первый православный храм в Хохлово появился во второй половине XVII века, когда владельцами населенного пункта были Хохловы. Они выстроили деревянную церковь, которую чуть менее 100 лет спустя заменила каменная, сохранившаяся до наших дней. До конца 2010-х годов дата ее постройки оставалась неопределенной: ее относили и к 1704 году, и к концу XVIII века, но архитектурные особенности Введенской церкви (оформление наличников, характерных для эпохи барокко, наличие угловых пилястров с капителями) не позволяют отнести ее к храмам этих времен. Мне удалось найти упоминание в церковных документах начала XIX века о том, что храм построили в 1743 году — и это дата, более приближенная к действительности.
Церковь имела как престольный храм, так и придельный: престольный посвятили Введению во Храм Пресвятой Богородицы, а придельный — Святителю и Чудотворцу Николаю. В престольном храме служили в летнее время, а в придельном — в зимнее. До 1826 года Никольский придел примыкал к храму с правой стороны, но по ветхости был разобран и возобновлен в трапезной части храма. Более 100 лет назад планировали разобрать старую колокольню и даже разработали проект, но в дело вмешалась Императорская археологическая комиссия, которая своим решением постановила колокольню сохранить ввиду ее ценности как архитектурного памятника XVIII века. На храмовом куполе и на колокольне сохранились подлинные кресты XIX века.
В советское время храм на основании постановления Президиума Верховного Совета ТАССР 1939 года закрыли, а здание передали под зернохранилище. С конца 1980-х годов находится в запустении, местные жители стараются своими силами поддерживать порядок внутри храма, а из соседней деревни Садилово несколько раз в месяц приезжает мужчина, который возжигает свечи и читает молитвы.
Церковь Казанской иконы Божией Матери
Год постройки:
1810
Архитектор:
неизвестен
Расположение:
село Шапши, Высокогорский район
Координаты:
55.949487,49.495441
Как добраться:
Через Дербышки и Высокую Гору в сторону Арска. Не доезжая до Чепчугов, сверните направо. Приключений на маршруте не ожидается.
Первый православный храм в Шапшах появился в первой половине XVII века; в 1703 году новые владельцы — дворяне Левашовы — заменили его вновь деревянным строением. Ныне существующий каменный храм заложили 100 лет спустя, в 1803 году, на средства местной помещицы Марии Яковлевны Депрейс (Левашовой). Строительство завершили в 1809 году, а освятили престольный храм 4 июня (по старому стилю) 1810 года. Храм трехпрестольный: главный — в честь Казанской иконы Божией Матери, приделы с правой и левой сторон — во имена Святого благоверного князя Александра Невского и Преподобного Макария Желтоводского, Унженского. С 1810-го по 1821 год богослужения в храме совершались круглогодично, а с возведением рядом каменного Никольского храма — только летом.
В советское время внутри храма разместили инкубатор для выращивания цыплят, позднее — свинарник. Весной 2020 года в стенах храма впервые за 80 лет прозвучал молебен, возможно, скоро начнется восстановление.
Церковь Святителя Николая Чудотворца
Год постройки:
1821
Архитектор:
неизвестен
Расположение:
село Шапши, Высокогорский район
Координаты:
55.949226,49.491537
Как добраться:
Эта церковь находится в паре сотен метров от предыдущей. Даже карта не понадобится.
Уникальный феномен на территории республики: в одном сельском поселении сохранились два каменных храма, и оба — в состоянии запустения и разрухи. Однопрестольный каменный храм в честь Святителя Николая Чудотворца построили в 1821 году, он служил зимней церковью прихода села Шапши.
Деньги на храм, как и на предыдущий, дали помещица Мария Яковлевна и ее сын Петр Исаевич. Его возвели на месте могилы супруга и отца Исайи Исаевича Депрейса. Еще до недавнего времени в этом храме сохранялся фамильный склеп Депрейсов: в нем был похоронен и сын Исайи Исаевича, Николай, видный казанский общественный деятель, губернский предводитель дворянства, крупный коннозаводчик, купивший в 1840 году село Шапши у брата Петра. В советские времена здание использовалось как склад и зернохранилище.
Церковь Рождества Христова
Год постройки:
1735
Архитектор:
неизвестен
Расположение:
село Шуран, Лаишевский район
Координаты:
55.364157,49.829210
Как добраться:
Выезжайте из Казани по Оренбургскому тракту и двигайтесь по дороге Р-239 до поворота направо на Шуран. Через несколько километров вы въедете в село и увидите храм, не доезжая до Камы. Дорога везде отличная.
На правом берегу Камы, на вершине отвесного холма возвышается силуэт каменного храма села Шуран. Первый деревянный православный храм здесь появился в конце XVII — начале XVIII века. В конце 1720-х годов на средства местного помещика Иакова (Якова) Кудрявцова было начато строительство каменного трехпрестольного храма: главный (престольный) холодный в честь Рождества Христова и теплые приделы. С правой стороны — во имя Преподобного Сергия Радонежского, с левой — во имя Святителя Николая Чудотворца. Освятили его в 1735 году. На противоположном берегу Камы, почти напротив Шурана, находится село Балахчино, где в 1736 году появилась похожая церковь. Не исключено, что строили оба этих храма по одному проекту и один архитектор. Внутри престольного храма находился пятиярусный иконостас, а в приделах — двухъярусные. На храмовом куполе и на колокольне сохранились подлинные кресты XVIII−XIX веков.
Храм в Шуране закрыли в конце 1936 года, а здание передали под нужды колхоза — устроили в нем зернохранилище и склад. В начале текущего столетия силами местных жителей храм расчистили от завалов и мусора, но на этом дело остановилось.
Церковь Смоленской иконы Божией Матери
Год постройки:
1747
Архитектор:
неизвестен
Расположение:
село Чирпы, Лаишевский район
Координаты:
55.446330,49.717886
Как добраться:
Выезжайте из города по Оренбургскому тракту, двигайтесь по трассе Р-239 в сторону Чистополя и поверните налево в село Чирпы.
Каменный храм, посвященный Смоленской иконе Божией Матери, возвели в Чирпах на средства землевладельца Андрея Ивановича Змиева в 1747 году. С левой стороны от престольного храма тогда же выстроили придел во имя Преподобного Сергия, Чудотворца Радонежского. С западной стороны к храму примыкает трехъярусная колокольня того же века, которая имеет заметный наклон на одну сторону. В 1889 году храм перестроили, расширив трапезную часть и Сергиевский придел, и оштукатурили снаружи. В конце 1930-х годов храм закрыли и использовали как складское помещение. С конца 1980-х годов не используется вообще.
Церковь Вознесения Господня
Год постройки:
1760
Архитектор:
неизвестен
Расположение:
урочище Елагино, Пестречинский район
Координаты:
55.876791,49.841692
Как добраться:
Приключения начинаются! Езжайте по Мамадышскому тракту прямо до Татарского Ходяшева и за ним поверните налево в сторону села Белкино. Незадолго до Белкино, когда в лесопосадке вдоль полей появится брешь, съезжайте прямо в поле, на условно существующую дорогу — колею в траве. Не волнуйтесь, как бы она ни выглядела, по ней вы спокойно доберетесь почти до места. Выйдите из машины чуть пораньше, чтобы насладиться видами по пути к храму.
В глубинке Пестречинского района находится удивительная каменная церковь во имя Вознесения Господня с приделом во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Возвел этот храм помещик и землевладелец деревни Русское Ходяшево Нефед (Мефодий) Никитич Кудрявцов в 1760 году. Колокольню построили в середине XIX века на средства прихожан и церковного причта. Аналогичный храм в первоначальном виде можно увидеть в селе Астраханка Лаишевского района. В храме находился особо чтимый образ пророка и крестителя Иоанна Предтечи, который, по преданию, даровал сам царь Иоанн Васильевич Грозный с тем, чтобы здесь основать монастырь. По неизвестной причине замысел царя не был осуществлен, а икона стала местной святыней. Внутри престольного храма находился четырехъярусный иконостас, а в придельном храме — двухъярусный. На храмовом куполе сохранился подлинный крест XIX века.
Стены внутренних помещений храма украшала живопись, от которой сохранилось лишь одно изображение на своде прохода царских врат. Храм закрыли в конце 1930-х годов и передали для колхозных нужд. В 1970-х годах люди из Елагино стали уезжать, село пришло в упадок и со временем вообще перестало существовать. О том, что раньше здесь жили люди, напоминает лишь величественный силуэт храма среди обширной равнины и лесов.
Церковь Казанской иконы Божией Матери
Год постройки:
1741
Архитектор:
неизвестен
Расположение:
село Черемышево, Пестречинский район
Координаты:
55.841822,49.665714
Как добраться:
По Мамадышскому тракту прямо, прямо и прямо. В селе Салкын-Чишма не пропустите поворот под острым углом в Черемышево. Нервы слегка пощекочет только узкий мостик без ограждений через речку. Внутрь церкви попасть не получится — на двери висит замок.
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом во имя Святителя и Чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Его возвели в 1741 году на средства черемышевского помещика Константина Никитича Кропоткина и его супруги Анисьи Ивановны Кропоткиной. В общем-то это простой сельский храм, но он имеет общероссийское значение благодаря событию, произошедшему в его стенах: 25 августа 1863 года в этой церкви состоялось венчание Ильи Николаевича Ульянова и Марии Александровны Бланк — родителей Владимира Ильича Ульянова (Ленина). Закрытый и поруганный храм в 1930-е годы пережил и склады, и свинарник, но при этом неплохо сохранился, потому что, как ни удивительно, его подновили в 1969-м и 1985 годах в связи с юбилейными датами из жизни В.И. Ленина и семьи Ульяновых. Несколько лет назад была предпринята попытка начать возрождение храма, но работы остановились. Весной 2020 года мощным порывом ветра сорвало частично кровлю с колокольни, трапезной и алтарной частей храма, из-за чего в скором времени он может прийти в аварийное состояние.
Церковь Параскевы Иконийской (Пятницы)
Год постройки:
1896
Архитектор:
неизвестен
Расположение:
село Русское Ходяшево, Пестречинский район
Координаты:
55.808998,49.811285
Как добраться:
Езжайте прямо по Мамадышскому тракту и поворачивайте направо в Татарском Ходяшево. Через какое-то время дорога кончится и начнется поле, но это ничего, будьте смелыми — поле ровное и красивое. Единственный совет: запоминайте развилки на поле, чтобы потом вернуться на дорогу, не плутая. Возле церкви вас ждет чистая «тарковщина».
Деревянный храм во имя Параскевы Иконийской возвели в 1896 году на месте другого деревянного храма. На куполе колокольни сохранился подлинный крест конца XIX века. Храм закрыли в 1941 году, и, к большому и горькому сожалению, спасти и восстановить его уже не удастся: церковь находится в аварийном состоянии, в селе отсутствует постоянный приход (здесь проживает всего 10 семей).
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи
Год постройки:
1763
Архитектор:
неизвестен
Расположение:
село Селенгуши, Пестречинский район
Координаты:
55.743255,49.819146
Как добраться:
Не верьте навигатору. То есть верьте, но не до конца. Проезжайте Пестрецы и сверните налево не там, где говорит навигатор, а раньше примерно на 1800 метров, к Альвидино. Тогда вы доберетесь до места хоть и в объезд, но по асфальтовой дороге. Можно послушать искусственный разум, но в этом случае вам придется оставить машину прямо на съезде с трассы и 1300 метров грести в плохо определяемом направлении в траве по пояс, а местами и по плечи. Обратно, разумеется, так же. Редакция так и сделала во время съемок — собрала обильный урожай репейника.
Каменный храм построили в 1763 году на средства местной помещицы Марии Георгиевны Шамшевой. Изначально церковь была трехпрестольной: главный холодный — во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, теплые приделы с правой и левой сторон — во имя Святителя Николая Чудотворца и иконы Божией Матери «Знамение» (позднее упраздненный). В 1911 году планировалось произвести расширение храма, но планам помешала Первая мировая война. Храм, как и все описанные ранее, закрыли в конце 1930-х годов. На куполах и колокольне сохранились подлинные кресты XVIII–XIX веков. Сейчас храм находится в запустении и в аварийном состоянии.
Церковь Трех святителей Казанских: Гурия, Германа, Варсонофия
Год постройки:
1889
Архитектор:
неизвестен
Расположение:
село Люткино, Пестречинский район
Координаты:
55.646290,49.598480
Как добраться:
С Мамадышского тракта сверните направо на трассу Е-22, езжайте прямо, пока навигатор не предложит вам съехать с дороги в поле. Вдохните поглубже — и вперед, пять километров в один конец по очень плохому проселку однозначно окупятся и видами за селом, где стоит церковь, и самой деревянной покосившейся церковью, и чарующей росписью, местами сохранившейся внутри. Нам кажется, что это одно из самых красивых мест Татарстана. Но не советуем ехать во время или после дождя, как и на машине с дорожным просветом меньше 150 мм: изредка было больно даже при 165.
История храма началась в 1880 году, когда на сельском сходе в Люткино решили построить молитвенный дом. А в 1886 году на другом сельском сходе — заменить его на храм. Проект составляли при участии Казанской духовной консистории и строительного отделения Казанского губернского правления. В 1887 году храм заложили, а уже в 1889-м освятили. Деньги пожертвовал казанский купец Михаил Иванович Попов, особую заботу по возведению оказал священник Благовещенского кафедрального собора Казани Николай Павлович Боков. До обрушения купола основного объема в 2001 году храм имел завершение из одного центрального купола и четырех небольших маковок. Венчал его типовой чугунный восьмиконечный крест, сохранившийся до наших дней. Внутри он был богато украшен фресковой живописью и резным деревянным фигурным иконостасом. Особую ценность представляет живопись притвора со сценой Страшного суда. В октябре 2019 года внутренние помещения храмов расчистили от завалов, планируются дальнейшие работы по консервации.
Фото: Даша Самойлова