Burger
Архитектурный ликбез. 12 старинных казанских храмов
опубликовано — 01.07.2019
logo

Архитектурный ликбез. 12 старинных казанских храмов

Провинциальное барокко, ретроспективизм и модерн в городских церквях и соборах

Начало XX века в Казани было временем избавления от храмовой архитектуры. По данным автора книги «Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани» Сергея Саначина, к 1932 году в Казани уничтожили 12 из 52 церквей. Среди них — Владимирский собор, Грузинская церковь, церковь Четырех Евангелистов и другие, на месте которых сейчас в основном стоят жилые дома. Некоторым старинным храмам удалось избежать грустной судьбы. В новом выпуске рубрики «Архитектурный ликбез» «Инде» попросил епархиального архитектора Степана Новикова кратко рассказать о русской православной архитектуре и выбрать 12 важных исторических казанских храмов.



Степан Новиков

казанский епархиальный архитектор, преподаватель кафедры теории и практики архитектуры КГАСУ

В Россию православная храмовая архитектура пришла вместе с православием. Русская архитектура исторически отличалась от византийской, хотя и многое из нее заимствовала. Русскую православную архитектуру можно разделить на три типологические группы — южную, среднерусскую и северорусскую, каждая из которых имела свои особенности.

Южная больше тяготела к византийской, на севере в основном строили деревянные храмы, а в средней полосе происходил синтез различных архитектурных направлений, в котором могли проявляться в том числе и языческие элементы в виде росписей и резьбы. В период правления Петра Первого в Россию начали проникать европейские архитектурные течения — барокко, классицизм, эклектика и другие.

Фасады русских храмов основаны на контрастном построении композиции. Крупные массы стен разбивали полукруглыми закомарами, украшали узкими окнами, куполами-маковками, кокошниками, резьбой и росписями. Объемно-пространственные решения применяли разные — строили трехнефные, однонефные, крестово-купольные храмы, но самой распространенной была композиция «корабль».

Старорусские храмы внешне не всегда были симметричными, из-за того что их достраивали; для них характерны звонницы, а не колокольни. Позже стали активно строить колокольни, в период барокко они, как правило, были отдельно стоящими. Сейчас же колокольню строят в основном в структуре храма.

Самым древним казанским собором считают Благовещенский, хотя православные храмы начали строить еще в Макарьевском монастыре до взятия Казани Иваном Грозным. Пик строительства храмов пришелся на середину XIX — начало XX века. По состоянию на 1917 год в городе насчитывалось более сотни церквей, включая монастырские и домовые (при учебных заведениях, тюрьмах, больницах) храмы.

В 1930-е годы Казань лишилась крупных древних храмов, которые влияли на ее силуэт и панораму. Город во многом потерял свою идентичность. Были разрушены Спасо-Преображенский монастырь в Кремле (сейчас он в руинированном состоянии), стоявший рядом трехшатровый собор Иоанно-Предтеченского монастыря. Снесены храмы вокруг Кремля, находившиеся на месте цирка, «Пирамиды» и здания Академии наук Татарстана. В Старо-Татарской слободе снесли Борисоглебскую церковь.

На месте церкви Четырех Евангелистов, которая была выстроена в стиле дворцового барокко, построили не менее помпезную сталинку; то же случилось и с территорией, освободившейся после сноса Владимирской церкви на перекрестке улиц Чернышевского и Московской. В списке утраченных также значатся церковь Кирилла и Мефодия на перекрестке Айвазовского и Лесгафта, церковь Трех Святителей Казанских на перекрестке Качалова — Шаляпина, Воскресенский собор и Федоровский монастырь, на месте которых сегодня располагаются химический корпус КФУ и НКЦ «Казань» соответственно. Сильно пострадал Кизический монастырь, главный собор которого полностью уничтожили, а также многие другие храмы в центре города и окружающих его слободах.

В 1990-е годы в городе начался ренессанс. На Сафиуллина по проекту Андрея Спориуса построили церковь Серафима Саровского, храмы возвели на Адоратского, Чистопольской, в Ягодной слободе. Старых действующих церквей оставалось мало, их начали реставрировать и восстанавливать. Из действующих сегодня исторических храмов можно выделить Петропавловский собор и Богоявленскую церковь на Баумана. В 2015 году завершилась реставрация Духосошественской церкви, где раньше находился театр кукол. Сегодня в городе никак не обозначены места, где когда-то стояли храмы, вероятно, это можно сделать с помощью мемориальных досок и стилизованных арт-объектов.

Что до стилей, то в Казани представлены объекты периода барокко (Духосошественская церковь, Петропавловский собор), эклектики (церковь Святого Варсонофия), классицизма (Богородицкий монастырь). Есть примеры русско-византийского стиля (Варваринская церковь) и историзма с элементами модерна (старообрядческая церковь). В период модерна, ретроспективизма и активных архитектурных стилизаций строили много интересных культовых объектов. Но в 1917 году развитие культовой архитектуры прекратилось. Кто знает, если бы этого не случилось, как сегодня выглядели бы храмы. К сожалению, сейчас мы не можем скакнуть в ультрасовременную архитектуру. Поэтому нужно вернуться на 100 лет назад, посмотреть, на чем мы остановились, и продолжать развиваться в том же направлении. Сейчас же храмы — увы, не лучшие пародии прошлых лет и результаты попыток скопировать историческую архитектуру.

Петропавловский собор

Адрес:

ул. Джалиля, 21

Годы постройки:

1723–1726

Архитектор:

неизвестен

Один из самых красивых храмов Казани построили на месте одноименной деревянной церкви по инициативе купца Ивана Михляева, чей дом находится неподалеку, на улице Мусы Джалиля. Перед персидским походом в мае 1722 года там остановился Петр Первый. В память об этом событии Михляев и решил возвести двухэтажный каменный собор. От закладки до освящения храма прошло три года. В 1726-м Петропавловский собор обзавелся шестиярусной колокольней, под которой находится фамильный склеп Михляевых. В разные годы собор посещали Екатерина II, Александр Пушкин и другие известные люди.

«С одной стороны, это образец русского барокко, а с другой — многие элементы композиции и детали декора не характерны ни для какого архитектурного стиля и отражают эстетические пристрастия Михляева и строителей собора. Значимость памятника весьма велика и потому, что он дошел до нас практически в первоначальном виде — благодаря грамотной реконструкции 1888−1890 годов», — пишут авторы книги «Республика Татарстан: православные памятники».

За свою историю Петропавловский собор пережил четыре пожара, в 1774 году его разграбили пугачевцы. В конце XIX века у храма обрушился фундамент, оказались повреждены элементы декора. Сохранить собор помогла реконструкция в конце 1880-х годов по проекту архитектора Казанского университета Михаила Литвинова, тогда же на колокольне установили часы. Храм продолжал работать по назначению до 1939 года, затем, в 1950−1980-е, здесь располагался планетарий. Петропавловский собор вернули церкви в 1989 году.

Храм Сошествия Святого Духа

Адрес:

ул. Луковского, 21

Годы постройки:

1731–1735

Архитектор:

неизвестен, расширение — Павел Аникин (1869), Федор Малиновский (1900)

Построенный для работников суконной мануфактуры храм — пример провинциального барокко. Средства на его возведение пожертвовала Евдокия Дряблова-Михляева, супруга купца Ивана Михляева.

«Крупная церковь представляла собой композицию из примыкающих друг к другу самостоятельных объемов. Высокий четверик храма перекрыт куполом с небольшой главкой на круглом барабане. Более низкая по высоте трапезная соединяла его с ярусной колокольней на притворе. Колокольня также венчалась куполом с маленькой главкой», — описывал здание краевед Анатолий Елдашев.

Храм Сошествия Святого Духа перестраивали и расширяли неоднократно — из-за большого количества прихожан: в 1840, 1869, 1889, 1895, 1900 годах. В 1895 году рядом с ним построили часовню в псевдорусском стиле, где в 1930-е работала мужская парикмахерская. Сегодня она утрачена, но в ближайшее время, по словам Степана Новикова, ее планируют воссоздать.

После закрытия в 1931 году в церкви работали школа бальных танцев и кинотеатр, а затем театр кукол. С 1950-х до 1970-х на первом этаже располагались квартиры.

В 2012 году здание передали Русской православной церкви. Здесь провели реконструкцию, восстановили утраченную колокольню. В июне 2015 года на нее водрузили 12 новых колоколов, в декабре храм освятили.

Храм Ярославских Чудотворцев

Адрес:

ул. Ершова, 25, корпус 1

Годы постройки:

1796–1844

Архитектор:

неизвестен

Церковь на Арском кладбище, которая предназначалась для отпевания православных христиан, построили на средства городского общества. Она — единственная в городе, которая не закрывалась в советское время. Изначально двухпрестольный храм в первой половине XIX века перестраивался. Он обзавелся левым приделом и колокольней, спроектированной архитектором домов купцов Щетинкина и Пискунова Фомой Петонди. В 1925 году кладбищенская церковь стала приходской. Это связано с тем, что Благовещенский собор, к которому был приписан храм, закрыли. В 1930-е годы в храме Ярославских Чудотворцев хранили святыни из закрытых в то же десятилетие церквей — иконы великомученицы Варвары, преподобного Сергия Радонежского и другие.

Храм в честь великомученицы Варвары

Адрес:

ул. К. Маркса, 67

Год постройки:

конец XVIII века

Архитектор:

неизвестен, реконструкция — Федор Малиновский (1900)

В Варваринской церкви в разные годы бывали Николай Чернышевский, Александр Герцен и Александр Радищев, подростком здесь пел Федор Шаляпин. По некоторым данным, храм в XVIII веке перестроили из загородного дома казанского вице-губернатора для нужд Арского кладбища. После постройки церкви во имя Ярославских Чудотворцев Варваринский храм стал самостоятельным. Здание, которое стоит и по сей день, возвели в начале XX века по проекту епархиального архитектора Федора Малиновского вместо обветшавшего главного храма.


Как и многие другие городские храмы, Варваринскую церковь закрыли в 1930 году. Внутри организовали клуб для рабочих трамвайного парка, позже здесь работали кинотеатр, лаборатория и кафедра КНИТУ-КХТИ. В 1994 году здание вернули Русской православной церкви.

Богоявленский собор

Адрес:

ул. Баумана, 78

Годы постройки:

1731–1756

Архитектор:

неизвестен

Богоявленский собор, где в 1873 году крестили Федора Шаляпина, завершает главную пешеходную улицу Казани. В конце XVI века на том же месте стояла одноименная деревянная церковь. Спустя 200 лет там сформировался архитектурный комплекс. Он состоял из главного храма, церкви во имя Андрея Первозванного, двухъярусной колокольни, причтового и еще одного церковного дома. Однако на сегодняшний день все объекты, кроме главного храма и дома причта, утрачены. В 1897 году по проекту архитектора Михаила Михайлова (также существует мнение, что автором проекта был Генрих Руш) возвели новую колокольню Богоявленской церкви высотой 74 метра, на втором этаже которой находился храм в честь Обретения Честной Главы Иоанна Предтечи.

По данным сайта Татарстанской митрополии, приход Богоявленской церкви до революции был одним из самых больших в городе. До закрытия в 1939 году храм считался кафедральным собором. В советское время церковь занимал спортзал Казанского университета, из-за чего здание сильно пострадало — декор заштукатурили, а главы снесли. В 1997 году Богоявленскую церковь вернули общине. Колокольня сегодня — популярная смотровая площадка.

Храм Нерукотворенного Образа Спасителя (Евдокиевская церковь)

Адрес:

ул. Федосеевская, 46

Год постройки:

1734

Архитектор:

неизвестен

Двухпрестольный кирпичный храм, спрятанный между улицами Федосеевской и Япеева, — пример провинциального барокко, который сохранился почти в первоначальном виде: ходили сюда небогатые горожане, поэтому средств на перестройку церкви не было. Название церкви связывают с именем Евдокии Дрябловой-Михляевой — жены купца Ивана Михляева, которая пожертвовала деньги на храм Сошествия Святого Духа. Однако документального подтверждения этому нет. Евдокиевская церковь была открыта до 1932 года. Затем здание передали в пользование органам внутренних дел. По данным книги «Республика Татарстан: православные памятники», в 1930-е годы здесь содержали арестованных и расстреливали людей. Храм вернули Русской православной церкви лишь в 1998-м.

Храм в честь святого Варсонофия

Адрес:

ул. Толстого, 4/47

Годы постройки:

1896–1901

Архитектор:

Константин Быковский (по книге «Республика Татарстан: православные памятники»)

Храм построили на средства Ивана Алафузова в комплексе больничных зданий. Хотя изначально речь шла о строительстве небольшой церкви, благодаря пожертвованиям купца было принято решение возвести и оборудовать «солидный каменный храм». В облике одноглавого храма в честь святого Варсонофия угадываются стилизованные формы древнерусской церковной архитектуры — закомары, килевидные окна, многослойные карнизы. Сочетание красного кирпича и серой штукатурки нехарактерно для Казани начала XX века — оно появилось благодаря московскому архитектору. Большинство икон для храма написал один из создателей казанской художественной школы Григорий Медведев, однако они, как и росписи и утварь, были утрачены.

Церковь закрыли спустя 17 лет после основания. Затем помещение приспособили под склад, архив, кабинет УЗИ. Здание передали Казанской епархии лишь в 2010 году — тогда же там провели первое почти за 100 лет богослужение.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы

Адрес:

ул. Ульянова-Ленина, 11 / Старообрядческая, 17

Год постройки:

1909

Архитектор:

неизвестен, реконструкция — Федор Малиновский

«Потребность в полноценном кафедральном храме у общины оформилась во второй половине XIX века, когда была основана Казанская и Вятская епархия. Само ее учреждение свидетельствовало о весомом положении старообрядцев в стране, хотя до начала XX века их положение не было узаконено и получить право на строительство кафедрального епархиального храма общине удалось только в 1905 году», — писал краевед-любитель Григорий Князев в материале для «Инде» о соборе Покрова Пресвятой Богородицы.

Пятиглавый храм с колокольней над входом и черными куполами — главный действующий приход Русской православной старообрядческой церкви в Казани. Здание — пример псевдорусского стиля. Средства на строительство церкви начали собирать осенью 1906-го, работы начались спустя год. Храм расположился на участке, принадлежавшем купцам-старообрядцам, где сначала возвели «складочное место» — оно и стало основным объемом церкви.

В 1930 году собор, как и многие другие храмы, закрыли, а здание передали под нужды Центрального государственного архива ТАССР. В 1996 году церковь вернули старообрядцам, а позже началась ее реставрация. В 2016 году напротив Покровского собора благоустроили сквер и установили памятник митрополиту Русской православной старообрядческой церкви Андриану.

Никольский кафедральный собор

Адрес:

ул. Баумана, 5

Годы постройки:

1883–1885

Архитектор:

неизвестен

Комплекс Никольского собора, состоящий из Покровской и Николо-Низской церквей, колокольни и нескольких административных зданий, открывает улицу Баумана.

История храма началась со строительства двухпрестольной Николо-Низской церкви, которую возвели на месте деревянной церкви Николы Боровского в конце XVII века. Примерно в то же время построили каменную Покровскую церковь, а в первой половине XVIII столетия — 30-метровую колокольню в стиле русского барокко. В конце XIX века Николо-Низскую церковь снесли и выстроили заново на средства купцов Павла Щетинкина, Василия Заусайлова, Александра Свешникова и Григория Горинова, а Покровскую обновили и сделали пятиглавой. По данным сайта Татарстанской митрополии, цвет фасада Никольского храма напоминает о весне (отсылка к празднику святителя Николая Чудотворца — 22 мая), а Покровского — о золотой осени (отсылка к Покрову Пресвятой Богородицы — 14 октября).

Благовещенский собор Казанского Кремля

Адрес:

Кремль, стр. 2

Годы постройки:

1556–1562

Архитекторы:

Постник Яковлев, Иван Ширяй, расширение — Фома Петонди

Благовещенский собор — самый древний из сохранившихся памятников архитектуры в Казани. По одной из версий, каменное здание построили на месте деревянной церкви, основанной в 1552 году по приказу Ивана Грозного. По другой версии, собор расположен на месте, где раньше находилась соборная мечеть Кул-Шариф.

В работах в общей сложности участвовали 80 мастеров из Пскова. В конце XVI — начале XVII века рядом с собором построили зимнюю церковь, трапезную и шестиярусную колокольню высотой почти с башню Сююмбике, которая не раз подвергалась реконструкции. Под ней располагался храм в честь святой мученицы Ирины, а на нижнем ярусе — самый большой казанский колокол весом почти в 25 тонн. Колокольню демонтировали в 1922 году.

Собор горел пять раз и особенно сильно пострадал в 1815 году. По распоряжению Николая I, который посещал храм в 1836 году, архитектор Фома Петонди создал проект расширения Благовещенского собора. В начале XX века внутри храма провели капитальную реконструкцию по проекту Федора Малиновского: тогда обновили роспись, провели паровое отопление и электрическое освещение.

Храм закрыли в 1918 году, а ценности, находившиеся внутри, разграбили. Оставшиеся иконы и книги из библиотеки собора сегодня хранятся в музее Изо и библиотеке Казанского университета. Спустя три года Благовещенский собор открыли вновь и снова закрыли в 1929-м. До передачи храма музею-заповеднику «Казанский Кремль» в 1996 году в здании располагались помещения республиканского архива, что помогло сохранить в хорошем состоянии росписи и узорчатые полы.

В 2005 году храм освятили и открыли после реставрационных работ.

Церковь Воздвижения Креста Господня

Адрес:

ул. Большая Красная, 5

Годы постройки:

1882–1887

Архитектор:

неизвестен

Здание в стиле классицизма относится к комплексу Богородицкого монастыря. В подвале располагались пекарня и квасная; на первом и втором этажах — больница, трапезная, живописная мастерская, ризница, комнаты сирот; на купольном этаже — церковь. В 1929 году церковь закрыли, ее имущество передали в Госфонд, а помещение — городскому коммунальному хозяйству. Некоторое время здание занимал филологический факультет педагогического института, пока в 2004 году его не вернули Казанско-Богородицкому монастырю.

Храм Московских Чудотворцев Петра, Алексия, Филиппа и Ермогена

Адрес:

ул. Московская, 39

Год постройки:

1739

Архитектор:

неизвестен

Храм — образец нарышкинского барокко возвели на месте деревянной церкви, построенной во второй половине XVII века. К комплексу также относят часовню в память Александра III и здание причта. Из-за небольшого размера здания и контингента местных жителей (в основном мусульман) приход был маленьким. В 1929 году церковь закрыли, затем здание отдали под склад Союзхлеба, а в 1933 году и вовсе разрушили. Иная судьба у пятиярусной колокольни в стиле московского барокко, которую удалось сохранить.

Фото: Лев Переулков