![Гид. Фестиваль современной хореографии «Площадь свободы»](/i/posts/30663/8bb5315725ac8805fced4470d6b493dc.gif)
![Гид. Фестиваль современной хореографии «Площадь свободы»](/i/posts/30663/8bb5315725ac8805fced4470d6b493dc.gif)
Гид. Фестиваль современной хореографии «Площадь свободы»
С 18-го по 23 августа в Казани в шестой раз пройдет фестиваль современной хореографии, организованный казанскими хореографами Венерой Галимовой и Ильдаром Алекбаевым. «Инде» рассказывает, зачем идти на фестиваль, даже если вы не танцуете и не разбираетесь в современном танце.
«Площадь свободы» создана, чтобы развивать современный и экспериментальный танец в Казани: приглашенные хореографы проводят лабораторию для независимых танцоров, для зрителей проходят лекции и мастер-классы. Например, в прошлом году Нурбек Батулла проводил мастер-класс по пластической импровизации, а режиссер и хореограф Александр Андрияшкин учил телесным практикам. В этом году гость фестиваля — московский хореограф Анна Дельцова, участница команды уличного танца Jack's Garret.
С 18-го по 22 августа Анна с десятью казанскими танцорами и командами создаст эскиз пластического спектакля. 19-го и 20 августа в 19:00 пройдет ее мастер-класс по экспериментальному танцу: участники познакомятся с разными телесными концепциями, которые можно использовать как инструменты для импровизации и создания собственной хореографии (зарегистрироваться на мастер-класс можно здесь). А 23 августа в 18:00 в сквере Аксенова будет вечер современной хореографии — покажут эскиз спектакля, созданный в лаборатории Анны Дельцовой, и постановки молодых казанских хореографов: Инны Олейник и Марины Белашовой, Оксаны Антоновой, Марселя и Марии Нуриевых, Русланы Шайметовой (Virtus Crew), Алессандро Кагеджи, Дмитрия Феклина (Level Up Crew) и творческой коллаборации «В последний момент». Вход на вечер свободный.
![](/i/people/85897/s40da0306d50809c8702e6ef72143d6da.jpg)
арт-директор фестиваля
Каждый фестиваль имеет свою тему. Самое интересное, что заранее мы ее не определяем. Она всегда появляется в процессе подготовки. В этом году фестиваль соберет на одной площадке представителей нескольких танцевальных направлений. Мы впервые создадим спектакль, участниками которого стали 11 независимых танцовщиков. Нам кажется, нужно уходить от делений на стили и направления. Танец должен объединять!
Мы стараемся следить за тем, что происходит в мире танца. Сейчас, благодаря соцсетям, это намного легче, чем пять лет назад. Ищем интересных и самобытных танцовщиков, советуемся с коллегами из других городов. Но всегда приглашаем тех, чьи мастер-классы мы прошли сами и чьи спектакли видели вживую.
Аня Дельцова — создатель собственного узнаваемого танцевального языка. Я слежу за ее творчеством уже десять лет, и мне всегда импонировали ее видение танца, формы, которые она создает при помощи хореографии. Ане одинаково хорошо удается быть и танцовщицей, и хореографом, и педагогом. Это большая редкость.
Эскиз спектакля — чистой воды эксперимент: что получится в итоге, никто не знает. Все танцовщики имеют разный опыт и в подобном проекте участвуют впервые. Тему участники будут прорабатывать вместе с Аней в процессе лаборатории.
Во время карантина мы все работали, занимались, танцевали онлайн, и наш фестиваль станет первым за долгое время событием, где можно будет выступить на живую аудиторию. В этом году мы решили не ограничивать участников, поэтому на фестивале будут показаны абсолютно разные по форме и содержанию работы, зрители увидят разные подходы к танцу. Я думаю, смотреть на танец других людей — не меньшее удовольствие, нежели танцевать самому. Это важно, потому что через искусство ты не только узнаешь что-то новое, знакомишься с людьми, но в первую очередь это путь познания себя.
![](/i/people/85898/s2384c214357c5ee62698c46c60960ada.jpg)
исполнительный директор фестиваля
Мы не ставим, как правило, задачу, чтобы фестивали отличались друг от друга. Но так выходит само собой, что все шесть фестивалей имеют свою идею и направленность. Например, на прошлой «Площади свободы» хедлайнерами были только соло-работы и акцент был на перформативность. Идеей позапрошлого, летнего фестиваля стал «Танец без границ», физических и географических. Совместно с инклюзивной театральной школой «Инклюзион», фондом поддержки современного искусства «Живой город» и творческой лабораторией «Угол» мы провели лабораторию, где участвовали люди с ограниченными возможностями здоровья. За это время фестиваль расширил свои географические границы и вышел на международный уровень. В качестве хедлайнеров приезжали ведущие хореографы Европы Roser Espinosa Lopez и Magi Serra Foraste (Испания), которые показали спектакль Hand to Hand.
В этом году нам захотелось создать танцевальный продукт в виде эскиза спектакля, в котором примут участие танцовщики разных направлений — contemporary / hip-hop / break dance / vogue / dancehall. Выбор пал на Аню Дельцову, потому что она работает на стыке разных стилей.
Аня — организатор фестиваля экспериментального танца «Ключи», финалистка мирового французского фестиваля Juste Debout в номинации experimental. А еще она участвует в последнем сезоне проекта «Танцы на ТНТ». Я рекомендую посмотреть ее хореографию на «Не выходи из комнаты» Бродского и конкурсную работу на Juste Debout.
Во время пятидневной лаборатории танцоры будут обмениваться опытом и техниками своих стилей, создавая эскиз спектакля, основанный на синтезе импровизации и хореографии всех участников процесса. Основными инструментами для поиска материала станут концептуальные тренинги и упражнения, работа с взаимодействием стилей друг на друга, использование «ключей», а также самостоятельная работа танцоров. История и идея спектакля будут рождаться практически на глазах, собираясь как пазл куратором. За время обучения в лаборатории будет создан пластический эскиз (минимум 10 минут), при создании которого участники узнают о методиках постановки пластического спектакля. С полученными знаниями группа сможет довести работу с эскизом до полноценного спектакля.
Кроме коллективной работы будут сольные постановки казанских хореографов и творческих групп — эта программа тоже пестрая, там много танцевальных направлений, и каждый зритель найдет что-то интересное для себя. У меня вызывает интерес творческая коллаборация «В последний момент» (артисты камерного балета «Пантера»). По их постановке могу сказать немного: эта работа будет прологом нашего фестиваля и осветит знакомую всем тему карантина и самоизоляции.
Современный танец — это о том, что происходит сейчас вокруг нас, что является актуальным. Поэтому нетанцующий зритель часто может увидеть себя в постановках, отрефлексировать и, возможно, найти ответы на вопросы, которые его волнуют. Или, наоборот, задаться каким-то новым вопросом. В любом случае это интересный опыт, который помогает, на мой взгляд, шире смотреть на мир и принимать его таким, какой он есть.
Фото: VK; Булат Рахимов