Очень тяжелый Татарстан. История республиканской экстремальной сцены в 7 примерах
Времена «Монстров рока», Moscow Music Peace Festival, да и, будем честны перед собой, казанского «Сотворения мира» в прошлом. Тяжелый рок как массовое явление умер, его культура свершилась и подлежит энциклопедизации. Чем мы и займемся в крайне нерегулярной рубрике «Очень тяжелый Татарстан», в которой будем вспоминать деятелей местного гитарного скрежета и лязга. В первом выпуске — всемирно известный фолк-метал о русалках, крастеры из Старо-Татарской слободы и очень много дэта. Предупреждаем: список составлялся во имя хаоса и в нем могут быть серьезные лакуны. К упущенным из виду фигурантам мы еще вернемся, а пока можете перечислить в комментариях имена тех, кого мы не упомянули.
Pannychida
Старожилы местной тяжелой сцены и первопроходцы татарстанского дэт-метала
Образовалась Pannychida (не путать с одноименными московскими спейс-рокерами) в год проведения референдума о суверенитете Татарстана — далеком 1992-м, когда большая часть читателей «Инде» (да что уж там, и авторов тоже) не имели никакого представления о дэт-метале. Судя по дошедшим обрывкам информации о группе, довольно смутно его себе представляли и участники «Всенощной», равно как и английский язык — буклеты альбомов пестрят смешными неологизмами вроде Trancparence и I'm Fucken. Нам приходится только догадываться, в каких условиях творили музыканты. Например по единственной биографии группы, в которой сказано, что сочиненный в 1994 году дебютный альбом не был записан «из-за отсутствия в Казани звукозаписывающих студий». К нулевым ситуация со студиями стала попроще, и на смену обаятельной разбитой сырости звучания пришел узорчатый и витиеватый саунд со скрипкой, клавишами, вставками чистого женского вокала и слезовыжимательным электроорганом. Если с дэтом переборщить невозможно, то с мелодичностью, как показывает опыт Pannychida, — очень даже: одно неверное движение, и смертоносное варево превращается в клубничное варенье. Но за соотечественников можно порадоваться: мало кому из патлатых россиян в кожаных штанах, создавших группу, удалось добиться исполнения такой заветной мечты, как выступление на одной сцене с Kreator. Так держать!
Группа «ВКонтакте»
Alkonost
Популярный фолк-метал из Набережных Челнов с легким уклоном в паганизм
В это трудно поверить, но надо признаться: главная экспортная группа Татарстана — это не Jukebox trio или «СуперАлиса», а челнинский фолк-метал-коллектив Alkonost, чья мировая слава уступает разве что сиянию украинских звезд прифолкованного блэка Drudkh. За плечами Alkonost — регулярные зарубежные концерты, выступления на больших фестивалях и странички в «Википедии» на семи языках. В ответе за фолк-метал-экспансию — Набережные Челны. За 22 года существования группа записала дюжину альбомов со сказаниями о русалках и других сказочных существах, о храбрых воинах и красотах матушки Руси, вдоволь попозировала фотографам в доспехах и с мечами наголо, выпустила альбом на виниле и обновила состав на 80 процентов — словом, прожила яркую и насыщенную жизнь, которой позавидовали бы иные менестрели. При этом гитарист Андрей Лосев еще и успевает учить подростков музыке — его учеником с гордостью называет себя лидер HSV Игорь Шемякин. Жаль только, что Alkonost пока пренебрегают татарским фольклором и местной мелодикой, а ведь какой мог бы получиться альбом по сказкам Тукая!
Группа «ВКонтакте»
Sufferratory
Старорежимный брутал-дэт, ныне не функционирующий
Sufferatory возникли без малого 20 лет назад на обломках двух местных групп с говорящими названиями: Traur и God’s Grave. Последующее творчество у музыкантов тоже получилось темнее темного. Вязкую, как гудрон, ритм-секцию и темп, периодически сбивающийся до отметки «ниже среднего», Sufferratory запросто сочетают со скорострельными залпами бочки и отчаянной гитарной пилорамой. Если вам на ум пришли американцы Suffocation, то вы правы: казанцы позаимствовали у зарубежных коллег не только четыре буквы из названия, но и звучание. Своих задумок, впрочем, хватило на несколько альбомов и сплит, тепло принятые в иностранной прессе. Так, о Sufferatory писал портал Mouth for War: «Смешивая социальные и политические тексты с жестким дэт-метал-звучанием, группа выдает мощнейшие риффы и пулеметные бласт-биты». Братья славяне были не столь благосклонны: «Обложка не особо впечатлила — стоит себе барышня и держит оторванную голову. Довольно мирно, но немного неожиданно. Я ожидал чего-то более агрессивного, но и так нормально», — сетовал по поводу релиза казанцев Wortherax, гитарист украинского мелодик-дэт-коллектива Twilightfall. Выпустившись на американских лейблах Sevared Records и Butchered Records, группа прекратила существование, однако басист Максим позднее перешел в состав Enrique (см. ниже).
Группа «ВКонтакте»
Risk
Короткая, но яркая вспышка нью-йоркского хардкор-панка в столице Татарстана
Первая хардкор-панк-группа в Татарстане появилась непозволительно поздно — в 2006-м. Ее возникновение определило золотой век казанской хардкор-сцены, а ее распад — временное, как мы надеемся, ее затишье. Музыка Risk была актуальна во времена, когда стрейтэджеры еще не перешли на крафтовое пиво, а охотники на нацистов — на охоту за новыми коллекциями Supreme и Carhartt WIP. Музыкально Risk — это грязновато исполненный NY-хардкор с явным подражанием флагманам вроде Agnostic Front, сопровождаемый топорными текстами (что в принципе характерно для хардкора того времени). Чего стоит предназначенный для исполнения хором рефрен «Думай трезво, действуй резво». Сейчас, конечно, такая фраза быстро обросла бы совсем не нужными ко-ко-коннотациями, но тогда все это звучало абсолютно искренне. Объединяющим зал гимном — а такие песни должны были быть у каждой уважающей себя хк-банды — была песня с нехитрым названием Hardcore unity. После распада группы участники разошлись по другим коллективам, но сейчас на сцене их уже не увидеть. Исключение — ударник, который трудится в питерской группе Nosebleed. Увы, эмиграция в другие мегаполисы подточила даже субкультуру.
«Спецшкола»
Одиознейший коллектив, про который, к сожалению или к счастью, толком ничего не известно
Одно ясно точно: группа с так и не выясненными датами жизни и смерти (что-то заставляет нас думать, что исчезли они не просто так) возникла в большей степени под влиянием бомберов и берцев, чем под впечатлением от какого-то музыкального направления. Название наводит на мысли не столько об учебном заведении, которое могли окончить музыканты, сколько об одноименной автобусной остановке в одном из не самых благополучных районов и без того довольно криминогенного города. В зарубежной прессе наци-скинхед-рок вроде того, что исполняет «Спецшкола», принято называть RAC (rock against communism), но авторы нетленки «Скинхед в бой!», вероятно, были вообще против всего на свете. Вот что о группе пишет сайт «Национальный акцент»: «Культовая русская скинхед-рок-группа „Спецшкола“ из Набережных Челнов в интервью ставропольскому фанзину „Русский ратник“ уверяла, что их расизм распространяется только на приезжих. „С татарами отношения нормальные“, — заявил анонимный исполнитель песни „Гитлер Made in Tatarstan“». Без лишних слов понятно, что «Спецшкола» — больше курьез, чем какое-либо серьезное музыкальное явление, что не отменяет ее меметичности. Нарочно не придумаешь.
Fitcage
Ломовой плотности грайндкор из Казани
Флагманы современной казанской метал-сцены Fitcage записали свой первый полноценный альбом Pigumanity в 2010 году и с тех пор не сбавляют оборотов кардана. Fitcage отличаются такой скоростью и заполошной оголтелостью в подаче, что для прослушивания их композиций фоном довольно сложно подобрать подходящий род занятий — если вы, конечно, не тот индус, ломающий 92 кокоса локтем за минуту. Резвость Fitcage была оценена по достоинству: десятки концертов по всей стране и в Казани (правда, зачастую на панк-хардкор-слетах — за неимением регулярных местных тематических шабашей для любителей яростно похрюкать в микрофон). Под пулеметные прострелы Fitcage одинаково хорошо махать волосами по кругу или метаться как бешеный кролик в панковском моше. Секрет бодрости на целый день: EP Cholera за завтраком. Десять минут чистой неконтролируемой энергии для тех, кому все надоело.
Группа «ВКонтакте»
Enrique
Краснокнижный вид музыкантов: казанские крастеры / воины дибита
Диво дивное: татарстанские крастеры! Участники Enrique не могут похвастаться трухлявыми штанами, штопаными-латаными после десяти лет носки, но музыку играют вполне каноничную: мрачнейший металлизированный панк, в котором сам черт ногу сломит. В особом трудолюбии музыканты не замечены (хотя один из них, по слухам, до сих пор работает на «Оргсинтезе») — за несколько лет они записали всего дюжину песен, зато несколько раз сгоняли в тур по России. Едва ли не наибольший след в истории города группа оставила благодаря участию в открытии подпольного клуба «Голодный кабан», просуществовавшего несколько месяцев в бывшем пряничном цеху в недрах Старо-Татарской слободы. Увы, жизнь поступила несправедливо не только с редкой для города DIY-инициативой, но и с самими Enrique: один из музыкантов первого состава группы сегодня шарашит поп-панк в более удачливых Beerwheels. Вот уж действительно: будьте проще, и люди к вам потянутся.
Страница Bandcamp
Иллюстрации: Дарья Кошкина