Свобода, равенство, сестринство. Глоссарий к выставке «Феминистские транслокальности»
До 29 ноября в Werk открыта выставка «Феминистские транслокальности», посвященная активисткам и фем-движениям из разных регионов. Вход на закрытие и концерт будет по добровольному взносу — собранные средства отправят в центр «Насилию.Нет». Сейчас вход бесплатный. «Инде» поговорил с кураторкой Александрой Биктимировой про выставку и составил словарь терминов, которые на ней используются.
О чем выставка?
Выставка «Феминистские транслокальности» выросла из одноименного зина, цель которого — объединить региональные феминистские инициативы. Это и про географию (там есть плакаты, посвященные афронемецкому феминизму, татарстанским активисткам, ленинградскому движению и многим другим), и про немагистральные группы феминисток, про проблемы и идеологии, отличные от белого европейского и американского феминизма с его концепцией «трех волн». Через open call собраны высказывания, стихи, манифесты, статьи, плакаты и художественные видео современных активисток. В каждом городе есть свой куратор, отбирающий работы и создающий композицию выставки. В Казани это делала Александра Биктимирова — исследовательница исламского феминизма, создавшая для выставки несколько работ об эмансипации в Татарстане.
Выставка делится на несколько смысловых блоков. В плакатах и манифестах рассказывается история локальных фем-движений: например, о съезде мусульманок, который прошел в Казани в 1917 году, между Февральской и Октябрьской революциями; о проекте «Националка» — о связи волжско-уральского феминизма и национального самоопределения; о становлении фем-активизма в Ленинграде и ГДР. Отдельное внимание уделили афронемецкому фем-движению, которое обычно упускают из виду, концентрируясь на афроамериканском активизме. Также в этом блоке истории активисток — башкирской мусульманской феминистки Рабиги Кушаевой, исследовательницы истории крымских татар Гульнары Бекировой, казанской интеллектуалки Ольги Лебедевой, которая публично высказывалась о том, как женщинам (особенно мусульманским) сложно добиться места в обществе.
В квир-крип-уголке доступны тексты, фотографии и документальные фильмы, в которых отражена история сообществ, находящихся за пределами феминистского мейнстрима, — люди с внешними отличиями, физическими ограничениями, ментальными заболеваниями. Если в 1971 году Линда Нохлин задалась вопросом «Почему не было великих женщин-художниц?», то участница выставки Кирстен Тещентин спрашивает: «Почему нет великих художниц с ментальными заболеваниями?» и приходит к тому же, что и Линда: людям, которые априори выключены из общественной жизни на протяжении многих столетий, не удается встроиться в общество и реализоваться в той же мере, как людям с привилегией видимости. В этой же зоне затрагивается тема ассистентства и разных потребностей — через инсталляцию с огурцом. Посетители выставки могут отрезать себе кусочек огурца, отмерить линейкой, сколько получилось, и записать на лежащий рядом листок. Цифры у всех разные — так создательницы выставки раскрывают мысль, что у всех людей разные представления о необходимом и достаточном.
Блок, посвященный феминистским утопиям, состоит из высказываний современных активисток. Участницы отвечали на вопрос: «Каким вы видите счастливое феминистское будущее?» Ответы очень разные — вплоть до идеи, что счастливое феминистское будущее — это то, где феминизм не нужен. Эти цитаты анонимны, что разрушает иерархию восприятия: зритель не знает, к какой феминистской идеологии или организации принадлежит авторка, насколько она авторитетна и известна. На выставке очень много текста, ее действительно нужно читать. Кроме цитат и плакатов на ней представлены поэтические тексты, среди которых, например, стихи Динары Расулевой.
Александра Биктимирова
кураторка казанской выставки
Выставка не стремится быть исчерпывающей и исторически последовательной. Картина не будет полной, если мы не будем смотреть на нее с разных точек, поэтому участницы выставки и движения, в ней отраженные, объединены стремлением посмотреть на происходящее с разных сторон. Мы смотрим через призму локальных историй (поэтому и транслокальность), но не выбираем господствующую линию — только интерсекциональный или только белый феминизм, — мы говорим, что этих движений бесконечное количество. Если попытаться перечислить все движения, мы непременно кого-то упустим, а еще бесконечно раздробим каждое и запутаемся в терминах. Поэтому мы за то, чтобы создавать горизонтальные связи. Изначально проект Bridging Feminisms, из которого родился зин, создавался для знакомства и укрепления связей между активистками из стран СНГ и Германии, в первую очередь территории бывшей ГДР, потому что коммунистическое прошлое, как бы мы его ни оценивали, в значительной мере сформировало сегодняшние фем-движения и сильно влияет на нас. Но мы за объединение феминисток из любых регионов, главное здесь — создать общее пространство для диалога, какими бы разными мы ни были.
Ниже мы собрали список терминов, которые помогут понять концепцию «Феминистских транслокальностей». Глоссарий не претендует на объяснение слова в любом контексте, мы имеем в виду только контекст выставки.
Активизм — публичная деятельность, политическая и общественная, направленная на выражение какой-то социальной мысли. Активизм может выражаться в искусстве, манифестах, публичных выступлениях, исследованиях, акциях. В последнее десятилетие развивается интернет-активизм, использующий интернет-площадки и онлайн-форматы для активистских высказываний.
Видимость — представленность какой-то группы в публичном пространстве, разных сферах деятельности и на разных уровнях. Слово пришло из квир-теории, где есть выражение «выйти из шкафа», то есть открыто заявить о своей идентичности, стать видимым. Мы можем говорить о видимости какого-то явления (сексуальность, гендер, инвалидность, расовая или национальная принадлежность и т.д.) или группы, которая выносится за скобки общественной повестки (женщины, ЛГБТ-люди, люди с ограничениями здоровья). Например, когда говорят «человек», чаще всего подразумевается мужчина, белой расы, цисгендерный и гетеросексуальный. Можно добавить к этому: без физических или ментальных ограничений здоровья. Видимость — это то, что мы представляем, когда нет специальных указаний.
«Волны» феминизма — одна из самых популярных концепций описания истории фем-движения и эволюции феминистских программ. К первой волне относят суфражисток XIX — начала XX века, для которых ключевыми требованиями были права собственности, избирательное право и понимание женщины как полноценного субъекта общественной жизни. Вторая волна началась в 1960-е, когда феминистки отстаивали равенство мужчин и женщин во всех сферах — социальной, юридической, политической, сексуальной и т.д. Третья волна началась в 1990-е и связана с гендерными исследованиями, проблемами сексуальности, отражением женщин в медиа, искусстве и языке, а еще сближается с квир-теорией. Некоторые исследователи считают, что сейчас идет уже четвертая волна феминизма, которую связывают в первую очередь с интернет-активизмом. При этом концепция «волн» упрощает развитие феминизма, сводя его главным образом к белому европейскому и американскому феминизму, и игнорирует немейнстримные движения и идеологии.
Гендерные исследования — научные изыскания, касающиеся вопросов гендера и его признаков в социальном поле. Гендер может как конструироваться и создавать бинарную систему «мужчина — женщина», в которой мы живем, так и деконструироваться различными способами, например в «третий пол». Гендерные исследования погружаются именно в социально-исторический контекст, используя методы культурологии, психологии, лингвистики и социологии. Подробнее о том, что изучают гендерные исследователи, можно узнать в курсе «Арзамаса», а почитать сами исследования — например, в одноименном журнале Харьковского центра гендерных исследований.
Глобальность — противоположность локальности, взаимодействие с миром без привязки к месту, времени, конкретному сообществу или концепции.
Деколониальная теория — деконструкция колониальной культуры и ее методов. В контексте феминизма это взгляд, противостоящий концепции «волн» и мейнстримной фемповестке. Деколониализм предполагает, что нет одного «правильного» феминизма, так же как последовательной эволюции культуры, а есть разные взгляды и культуры, которые сосуществуют параллельно и могут восприниматься как равные.
Дискриминация — последовательное исключение человека или группы из какой-либо сферы жизни общества (то есть это система, а не случай).
Доминантная культура — культурная ситуация, когда система взглядов, разделяемая частью общества, распространяется на весь социум, становится доминирующей. Можно говорить о патриархате как доминирующей культуре, белом западоцентричном феминизме, национальной или расовой идеологии, которая считает себя главной и навязывает свое главенство остальному миру. Система взглядов, противопоставляющая себя доминирующей культуре, называется контркультурой.
Женское письмо — письменные практики, отражающие женский опыт. Одна из важнейших его идей — преодоление male gaze (мужского взгляда): феминистки говорят, что взгляд академического искусства по умолчанию мужской, поэтому авторки-женщины последовательно вытесняются из искусства либо вынуждены смотреть на себя и на описываемый объект мужскими глазами. О том, обязательно ли женское письмо является феминистским, однозначного мнения нет, однако часто понятия женского и феминистского письма выступают синонимами. С русскоязычным фем-письмом можно познакомиться в журнале «Ф-письмо» или в проекте «Таких дел» «Поэтика феминизма».
Женщина* — инклюзивный способ написания. Подразумевается, что понятие «женщина» неоднозначно и непостоянно: это могут быть биологические признаки, социальное поведение, опыт женского сообщества, идентичность персоны. Иными словами, женщинами* называются персоны с разными гендерными идентичностями, ассоциирующие себя с женским сообществом, имеющие женскую гендерную социализацию и воспроизводящие женский опыт.
Идентичность — принадлежность, соотнесение себя с чем-то. В контексте феминизма идентичность может быть гендерной и сексуальной, но также национальной, расовой, географической, религиозной, идеологической и т.д. Это явления, с помощью которых персона описывает свою личность.
Квир-крип-теория — первоначально слово queer — «странный» использовалось как оскорбление всех «не таких» людей. Затем его присвоили ЛГБТ-люди, и термин обрел ироническую, а затем нейтральную (как сейчас) коннотацию. Сейчас этим термином чаще всего обозначают себя небинарные персоны — люди, не причисляющие себя ни к мужскому, ни к женскому гендеру. Но выставка обращается именно к первоначальному смыслу слова, и термином «квир-крип» описываются все группы людей, последовательно исключенные из общества: люди с инвалидностью, внешними отличиями, ментальными особенностями, небелой расы и т.д. Концепция «других» отсылает к Жану-Полю Сартру с его формулой «Ад — это другие». Квир-крип-теория ставит «других» в центр и описывает их инаковость изнутри.
Локальность — привязка к «местному». Это может быть географическое положение, конкретное сообщество, временной промежуток, система ценностей и любое направление, не претендующее на глобальность и одинаковую значимость для всех.
Патриархат — культура системного доминирования мужчин. Для патриархата характерна строгая бинарность с комплексом понятий «мужского» и «женского». Феминистскими исследовательницами патриархат осмысливается через понятия свободы и подчинения.
Постколониальность (постколониальная теория) — междисциплинарные исследования на стыке науки и философии, рефлексирующие наследие колониализма. Научная база постколониальной теории сформировалась в русле постструктурализма (его самые яркие представители — Жак Деррида, Жиль Делёз и Мишель Фуко). В сферу интересов постколониализма попадает все, что находится на периферии идеологий капитализма и империализма, то, над чем доминирует доминантная культура. Иногда гендерные исследования тоже включают в постколониальное направление.
Трансдисциплинарность (трансверсальность) — научный метод, предполагающий исследование за пределами конкретных научных дисциплин. Предполагается, что трансдисциплинарность — следующий, более высокий этап после междисциплинарности. Также она предполагает горизонтальные отношения, когда ценность исследования не определяется авторитетом его автора или школы, а дает право на частную точку зрения, которая равна признанным концепциям.
Транслокальность — взгляд на явления и предметы через призму локальности, создающий горизонтальные связи между явлениями. Альтернатива доминантной иерархичной культуре.
Феминистский утопический проект — образ идеального будущего в феминистском представлении. Утопический проект может быть художественным произведением (например, роман Элизабет Бергойн Корбетт «Новая Амазония» или «Лесбийское тело» Моник Виттиг), целью какой-либо фем-идеологии или высшей точкой индивидуального мировоззрения. Некоторые утопические проекты предполагают матриархат, другие — мир без мужчин, третьи — мир равенства, где феминизм станет не нужен. Как и любой утопический проект, феминистскую утопию не стоит воспринимать как реальную цель конкретного движения — скорее это ответ на самые острые вопросы для каждой активистки или течения.
Феминистское искусство — художественное высказывание, отражающее женский опыт и осмысливающее его с позиций феминизма. Не всякое женское искусство можно считать феминистским, так же, как не все феминистское искусство создано женщинами (см. «женское письмо»).
Иллюстрации: Иван Демидов