Burger
Архив. 25 материалов о татарской культуре, истории, юморе и языке
опубликовано — 01.11.2017
logo

Архив. 25 материалов о татарской культуре, истории, юморе и языке

Дневники Тукая, татарские мемы, архитектура казанских мечетей, языковой вопрос, национальный инди-рок и тайна Салавата

«Инде» — издание хоть и не местечковое, но с четкой территориальной привязкой. Поэтому мы регулярно пишем о татарской литературе, музыке, архитектуре, национальных традициях, образовательных платформах и, конечно, вопросах изучения татарского языка. В архивной подборке лучших тематических текстов — интервью с Софией Губайдулиной, детальный разбор татарской эстрады, анализ повседневной жизни в татарских слободах и многое другое.


«Я пытаюсь убедить учеников в том, что язык им понадобится в жизни. Например, татарский может стать интернациональным языком, как английский, если они захотят работать со Средней Азией»

«Конечно, я жду реакцию на книгу, хотя наверняка часть татарского общества выступит против: возможно, объявят нас пособниками „мирового масонства“»

«Татарин мог выпить бокал вина в гостях у русских друзей, чтобы не обидеть хозяина дома. И это не расценивалось им как нарушение нормы, потому что ситуация происходила вне татарского (читай: мусульманского) контекста»

«Господин редактор! Пока у меня, кроме болезни, других дел нет. Я будто большое дело делаю — куда ни поеду, там болею. В деревне болел, в Казани болел. В Самаре болел. В Уфе болел, в конце концов поехал болеть в город, где живет царь, в Петербург»

«Мой любимый звук, — тот, который записывают буквой „ә“. Мне кажется, эта буква и этот звук — символ татарского языка, и если я где-то вижу знакомые очертания, то радуюсь, будто старого друга встретил»

«Чтобы не обижать людей, Шаймиев зажмуривается, глотает свинину, а следом и водку. Авторы книги утверждают, что заложенные с детства традиции не дали молодому министру ощутить вкус „беленькой“. Подействовал ли этот внутренний татарский антидот против свинины — не очень понятно»

«Я бы с удовольствием делал видео и о точных науках. Но как связать эти темы с татарским языком и культурой? Что они будут говорить? Про открытие гравитационных волн на татарском языке? То есть о том, что все могут послушать на русском? Не знаю, насколько это интересно»

«Татары не могли полностью игнорировать правила градостроительства, но все же находили лазейки. В XVIII веке становится обязательным утверждение проекта объекта до начала строительства, но, работая в архиве, видишь, что проект почти никогда не совпадает с реальной постройкой»

«Подходишь к понравившейся девушке в клубе и говоришь ей: вай-вай, красотка! Давай выпьем со мной по стаканчику сарымсака? „Вай-вай“ здесь подчеркивает превосходную степень следующего за ним слова „красотка“, то есть ты сразу даешь ей понять, что она просто нереально красивая»

«Нурулла скорее не про Каму и Волгу, а про Каспий и Черное море — она отличается от других мечетей старой Казани цилиндрической формой и плоским, будто бы вытесанным из камня где-то в дербентских горах, фасадом»

«Во время бирән җыю во главе шествия молодой человек несет в руках шест, к которому привязывают платки и полотенца. Очевидно, что шест в руках половозрелого неженатого парня — фаллический символ. Во время танцев было принято стучать этим шестом по земле, а земля в традиционной культуре — символ женского начала»

«Цель „Че гуглит татар кызы“ — повеселиться, поднять друг другу настроение и заодно не забыть о своих корнях и происхождении. Татарский юмор привлекает меня тем, что он сам по себе очень уютный, позволяет почувствовать себя частью большой семьи»

«Если не находим точный перевод, подбираем синонимы, стараемся истолковать слово или фразу по-татарски, используем поговорки. Так наш звук становится ближе к местному менталитету»

«Уроки мне как бы нравятся: с одной стороны, ничего не понятно, с другой, есть уважение к языку. И учительница добрая — не требует, чтобы мы знали татарский идеально, не топит на контрольных, не отбивает желание учиться»

«Наши вечные темы — это коррупция, взяточничество, бюрократия, хулиганы, мошенники, алкоголики. В советское время „Чаян“ не публиковал карикатуры на наших политиков — тогда это было не принято, а вот на известных деятелей культуры — да»

«Трамвайчик — ветеран нашего реквизитного цеха, он уже пять лет стоит на этом месте, лишь изредка его покидая. Белый он потому, что в спектакле „Банкрот“ на него проецируется черно-белое кино, хотя на самом деле белых трамваев в начале прошлого века не было»

МУЗЫКА

«Пучеглазый мачо татарского шоубиза и обладатель 48 шляп Мунир Рахмаев известен как заполошный конферансье, ведущий банкетов и энергетически заряженный балагур. Этот живчик из Альметьевска совсем не похож на одного из многочисленных болванчиков местной сцены и явно далеко пойдет»

«Похоже, что мы не такие уж бедные и обиженные. Но есть минусы, которые сразу бросаются в глаза: исполнителям не хватает профессионального образования и фантазии»

«Кажется, будто люди пришли в театр Камала слушать любимого артиста прямиком с празднования тысячелетия Казани, то есть счастливые, разгоряченные и примерно из 2005-го»

«Бывало и так, что звонили сразу несколько людей, уже успевших написать музыку на одно и то же стихотворение. Возникают трудности, потому что все хотят получить песню. Я не хочу обижать людей, поэтому в таких случаях пишу дополнительные похожие тексты»

«Я вырос в Челнах в татарской семье и считаю свои песни татарскими, даже если в них нет пентатоники, не звучит баян и не упоминается родная мама»

«Чтобы перейти на новый уровень, я бы с радостью переехал в Москву. Ребята тоже не против расти дальше. Но не знаю, легко ли там будет найти татарскую аудиторию. Правда, на наши концерты приходит и русскоязычная публика, и это здорово»

«На татарской эстраде около 600 певцов, и каждый считает себя самым умным. Нам нет смысла тратить на эту борьбу свои силы и время, а те, кто может на что-то повлиять, — крупные татарские лейблы и промоутеры — не хотят этого»

«Я бы посоветовала Венере Ганиевой асимметричные однотонные платья, которые можно дополнить каким-нибудь крупным украшением. Хорошо будут смотреться топ интеллектуального кроя и брюки (кюлоты не рекомендую, лучше полная длина и ширина от средней до очень свободной)»

«Самый сложный вопрос — это взаимоотношение интеллекта и интуиции в жизни художника. Вообще я на первое место ставлю интуитивный поток. И очень не хочу, чтобы интеллект подавил эту интуицию»

БОНУСЫ

Откуда в татарском орнаменте тюльпан? Почему татары так любят чай? Что объединяет поволжских, крымских, сибирских и астраханских татар? Отвечаем на эти и другие национальные вопросы

Учимся готовить талкыш калеве, равиоли с уткой и черносливом, черные кыстыбургеры, традиционные кыстыбый, эчпочмаки и татарский салат с сазаном