Burger
Пять причин пойти на выставку 3D-фотографий «Стерео-Казань»
опубликовано — 02.03.2021
logo

Пять причин пойти на выставку 3D-фотографий «Стерео-Казань»

Редкие экспонаты и возможность задать тренд в съемках

До 4 апреля в центре «Эрмитаж-Казань» работает выставка «Стерео-Казань», на которой представлены оригинальные объемные снимки с видами города рубежа XIX–XX веков и современные кадры, снятые с тех же ракурсов. Также здесь экспонируются старинные оптические приборы (стереоскопы) — с их помощью более 100 лет назад просматривали стереоснимки. «Инде» подробнее рассказывает, зачем идти на выставку.


Разобраться, что такое стереофотография

Максим Васильев

куратор проекта, руководитель творческого центра «Мастерская братьев Васильевых»

У человека бинокулярное зрение: левый глаз видит картинку, которая немного отличается от той, что в правом. Благодаря этому мы и можем видеть объем. При создании стереоснимка используют два объектива, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга. А для просмотра готового результата нужен стереоскоп, с помощью которого каждый глаз видит только одну фотографию из двух. При этом наш мозг обманывается и показывает нам объемную картинку, как если бы мы смотрели на объект съемки вживую.

Мы («Мастерская братьев Васильевых». — Прим. «Инде») занимаемся историей докинематографических технологий. Стерео — только часть этой большой темы. В 2019 году мы делали выставку по истории анимации, среди прочего представили один экспонат для просмотра стереоснимков с видами старой Москвы. Но посетители хотели видеть именно фотографии Казани и неоднократно сообщали нам об этом. Подобных запросов было так много, что идея для новой выставки напросилась сама.

Это первая в Татарстане выставка стереофотографии. Конечно, в России уже проходило несколько таких выставок (по большей части в Москве). Но даже по сравнению с московскими проектами наш получился очень масштабным: 170 стереоскопов для просмотра 3D-изображений и более 200 фотографий в объеме.

Важная деталь: ежедневно мы протираем аппараты для просмотра дезинфицирующим средством. Также настоятельно советуем находиться на экспозиции в медицинской маске — ее ношение исключает возможность соприкосновения со стереоскопом.

Посмотреть на Казань XIX–XX веков через объемные снимки

Стереоформат позволяет оценить размеры объектов в кадре и расстояние до них: предметы на переднем плане выступают вперед, выстраивается перспектива кадра. Это создает эффект присутствия, который не может дать обычная фотография.

Максим Васильев

Мы уже привыкли к VR-очкам и 3D-кинотеатрам, но мало кто знает, что подобный эффект возможен и со старинными фотографиями. В стерео все смотрится совершенно иначе — начинаешь замечать детали, которые мог пропустить на обычном снимке.

Для выставки использованы карточки казанских коллекционеров. Большинство фотографий ранее не публиковались и нигде не выставлялись. Основную часть изображений предоставил известный филокартист Искандер Камал. Сейчас он публикует каталог всех существующих снимков с видами Казани — около 250 изображений. Мы выбрали самые интересные. Здесь также представлены тиражные снимки издательств «Свет», Conrad A. Mueller & Co, NPG и др. и кадры фотографов-любителей. Все фотографии создавались на рубеже XIX–XX веков.

Экскурсия проходит в формате прогулки по старой Казани. На огромной карте отмечены места съемок всех стереопар. Рядом со старинными фотографиями стоят современные, снятые с тех же точек в 2020 году. Так что можно посмотреть, как изменился город, и вспомнить утраченные здания.

Увидеть оборудование, с помощью которого объемные снимки создавали и просматривали больше 100 лет назад

Здесь представлены стереоприборы из Европы и США: около 30 предметов из этой коллекции экспонируется впервые — их собирали специально к новой выставке на протяжении последнего года.

Максим Васильев

Из фотоаппаратов особенно интересен глифоскоп Ришара — миниатюрная камера из Франции с двумя объективами, примерно 1900 года выпуска. С ее помощью даже новичок мог сделать хороший снимок. Из просмотрового оборудования выделяются таксифоты. Это большие настольные стереоскопы, оборудованные механизмом перелистывания слайдов. Для просмотра целой серии изображений нужно всего лишь дергать рычаг. Есть на выставке и первый в мире серийный стереоскоп, выпущенный в Великобритании в 1850-х годах, и модели, произведенные в США, СССР и Германии с 1940-х по 1980-е годы.

Стереофотография появилась в первой половине XIX века. Исследования в области стереоскопии опубликовали еще в 1837 году, то есть за два года до обнародования данных о дагеротипии. Объемная фотография развивалась параллельно с классическим фотоискусством и прошла все соответствующие этапы: съемки на металлические пластины, стекло и пленку. До нас дошли в основном более поздние снимки, напечатанные уже на бумаге. Изначально для создания стереопары приходилось использовать два фотоаппарата, что было не очень удобно, учитывая размеры камер того времени. Но во второй половине XIX века появились первые стереофотоаппараты с двумя объективами, и это позволило делать кадры даже любителям. Распространение этой техники было так велико, что в Европе стереоскоп был буквально в каждом доме. Пик популярности стереофотографии пришелся на конец XIX — начало XX века, когда фототехника стала дешевле, а способы создания снимков упростились. Затем увлечение стало сходить на нет после повсеместного распространения кинематографа. Но и в XX, и в XXI веке продолжают выпускать стереокамеры. Конечно, и в России стереофотография тоже была популярна. Поэтому старая Казань так хорошо запечатлена на стереоснимках.

Узнать о способах создания 3D-фотографии и современных трендах

Максим Васильев

Существует четыре способа создания стереопары. Современные стереофотографы используют каждый из них в зависимости от задач и возможностей.

Первый — использовать стереофотоаппарат с двумя объективами. Это самый простой способ, подходящий для новичков. Ошибиться здесь сложно. Нужно всего лишь ровно держать камеру. При этом самые эффектные снимки получатся только на определенном расстоянии от фотографа — слишком далекие объекты выйдут почти плоскими.

Второй — использовать стереонасадку на объектив. При помощи зеркал кадр делится на два изображения. Это дешевле, чем покупать дополнительный фотоаппарат для стерео. Но при этом остаются все те же недостатки фиксированного расстояния между объективами, а снимки получаются вертикальными.

Третий — использовать два фотоаппарата на специальной планке. Этот способ хорош тем, что мы сами выбираем расстояние между объективами, и дает возможность качественно показывать объем как у далеких, так и у ближних объектов. Но понадобится больше опыта и времени на подготовку каждого кадра.

Четвертый — сделать два последовательных кадра одним фотоаппаратом со смещением. Мы получаем те же преимущества, что и в третьем способе, но не можем таким образом снимать движущиеся объекты. Даже ветер, качающий траву и листья, помешает сделать фотографию. Поэтому этот способ чаще применяют для предметной съемки в помещениях.

Снимая для выставки, мы использовали третий способ и перемещались по городу с двумя зеркальными фотоаппаратами, установленными на планке. Для каждого следующего кадра меняли расстояние между объективами в зависимости от самого дальнего и ближнего объектов, находящихся в кадре. После этого изображения обрабатывались в Photoshop, чтобы выровнять кадры и обрезать лишнее.

Для просмотра тоже используют несколько способов. Можно распечатать стереопару и смотреть на нее через стереоскоп (параллельная стереопара). А если поменять изображения в стереопаре местами, то, скосив глаза к переносице, получится увидеть 3D без очков (перекрестная стереопара). Можно сделать анаглифное изображение и просматривать его с помощью красно-синих светофильтров, которые разделяют единую картинку на два отдельных изображения. В кинотеатрах сейчас выдают темные очки, которые делают то же самое, но при помощи поляризационных фильтров. Кроме этого бывают еще растровые экраны и стерео-варио-печать, которые позволяют просматривать объемные кадры без дополнительных технических средств.

Для своей выставки мы выбрали классическую стереопару и стереоскопы, так как этот способ остается самым простым и комфортным вариантом просмотра.

Вдохновиться и заняться стереофотографией самостоятельно

Максим Васильев

Стереоформат в фотографии существует уже более 170 лет. За это время он неоднократно терял популярность и снова ее набирал. Последний всплеск был, когда стали массово снимать блокбастеры в 3D, а в продажу поступили очки виртуальной реальности Oculus Rift. Сейчас стереоформат не столь популярен, но к нему еще обязательно вернутся. Поэтому будет приятно иметь старые фотографии в объеме на этот случай. Кроме того, это очень интересно — первый опыт стереосъемки увлечет вас на пару часов.

Для вашего первого стереокадра я советую воспользоваться четвертым способом съемки. Его еще называют «ча-ча», так как фотографу нужно иногда переступать с ноги на ногу, чтобы сместить камеру для повторного снимка. И скачайте на телефон программу 3DSteroid. Она покажет вам первый снимок в полупрозрачности. Это поможет ровно сделать второй — ведь аппарат нужно сместить четко по горизонтали, не задирая объектив вверх или вниз. Для объектов в пределах пяти метров подойдет смещение в шесть сантиметров. Это среднее межзрачковое расстояние взрослого человека. Программа умеет выводить готовый материал во всех вышеперечисленных форматах: параллельная стереопара, перекрестная стереопара, анаглиф и многих других.