Как студенты-архитекторы видят будущее Вахитовского района
«Инде» поговорил с пятью выпускниками КГАСУ, чьи дипломные работы объединила общая задача — создать на набережной Волги благоустроенную зону, которая соединит железнодорожный вокзал и речной порт.
О том, что территорию в районе улицы Портовой ждет масштабная реновация, объявили прошлым летом. Тогда же появились первые эскизы реконструируемой территории (общая площадь — 247 гектаров). Набережную (около девяти километров) планируют благоустроить, помещение элеватора превратить в общественный объект, а в старых башенных кранах и кораблях обустроить кафе и музеи. Выпускники КГАСУ под кураторством архитектора и преподавателя Степана Новикова предлагают свой взгляд на речной порт и прилегающие территории.
Степан Новиков
преподаватель КГАСУ, архитектор
В 2018 году мы со студентами большой командой участвовали в конкурсе «Эко-Берег». Мы не выиграли, но территория, на которую предлагали разработать градостроительные предложения, нам понравилась. И уже когда выпускники выходили на диплом, мы снова взяли эту территорию и разбили ее на пять участков (по числу студентов) — от железнодорожного вокзала до речного порта. У дипломников была задача спроектировать на своем участке какой-то объект.
Все работы связаны между собой общей задачей — создать на набережной Волги благоустроенную пешеходную зону, которая соединит пространство между крупными транспортными узлами — вокзалом и речпортом. Изучая территорию, архитекторы пришли к выводу, что набережная не связана с городом и между Волгой и центром Казани образуется зона отчуждения — с железнодорожными путями и отстойниками для поездов.
Степан Новиков
преподаватель КГАСУ, архитектор
Все это потенциально туристическое место, и для горожан интересное, но простаивающее. В процессе мы вышли на Колхозный рынок, его связку с набережной. Сегодня рынок очень сильно разросся — какие-то палатки, ларьки, все очень хаотично, поэтому его тоже решили взять в работу.
Реконструкцией Колхозного рынка сейчас, наверное, мало кто захочет заниматься — сносить его, делать что-то новое… Но в этом случае можно воспринимать данный проект как некую концепцию — как можно оживить это место, что в него внедрить.
Экологичный рынок
Анастасия Караксина
выпускница КГАСУ
Тема реорганизации рыночного пространства сегодня актуальна не только в Казани. По всей стране у нас проблема именно с рынками. В большинстве своем они выглядят очень грустно и вызывают ассоциации с бедностью. Хотелось поменять представление и изменить саму концепцию — показать, что рынок может быть связан с переработкой и чем-то экологичным.
Формат Колхозного рынка устарел. Мне кажется, что рынок — это в целом живой, подвижный объект, и исторически рынки всегда создавались людьми. Это была центральная, самая яркая часть города. Или вспомните про ярмарочные площади. Поэтому я решила, что рынок должен быть многофункциональным и меняться под конкретные ситуации, под конкретный сезон.
Основная фишка проекта в том, что со всех сторон рынок проходной. Причем как сквозь здание, так и сквозь благоустройство. Там есть два пересекающихся основных потока, которые ведут к центральной массе архитектуры. Все это организовано за счет крытых галерей. Но часть галерей открытые — в теплое время они подойдут, например, для выставок или ярмарок. А большая часть здания, конечно, закрыта. Там тепло и обычный торговый формат.
Со второго по четвертый этаж запроектированы теплицы: по задумке Анастасии, теплицы можно арендовать, чтобы выращивать там овощи, а потом продавать их на своих точках. А еще на экологичном рынке должны быть специальные компостные контейнеры (похожи на рыболовные морские): все пищевые отходы, накапливаемые в течение дня, компостируются и используются как удобрение для тех же теплиц.
Анастасия Караксина
выпускница КГАСУ
Вопросы внутреннего функционала и логистики меня занимали куда больше, нежели вопрос фасадов. Тем более если учесть, что само здание рынка закрыто другими объектами. Честно говоря, только начав вплотную работать над дипломом, я обратила внимание, что Колхозный рынок у нас, оказывается, выполнен в стиле замка.
Казань отличается китчевой архитектурой. Чаша, театр кукол, Колхозный рынок в стиле замка — у нас такое любят. И когда я разрабатывала фасады своего рынка, отталкивалась от того, что с каждого входа рынок будет виден по-разному.
Новая ниша: апарт-отель
Выпускник КГАСУ Карим Юсупов разрабатывал комплекс зданий апарт-отеля на улице Нариманова, с продолжением бульвара от Колхозного рынка и до будущей набережной на Волге.
Карим Юсупов
выпускник КГАСУ
Еще там [на Нариманова] находится небольшое коммерческое торговое здание. Я предложил расчистить эту территорию, а вместо парковки сделать хороший комплекс апарт-отеля — то есть апартаментов, которые можно арендовать как на короткий, так и на длительный срок. Популярностью они пользуются в Москве и Санкт-Петербурге, а в Казани — мы проводили анализ, — по-моему, только пять или шесть подобных сооружений, и все они маленькие.
Вокруг много исторических зданий, в них располагаются офисы. И я хотел сделать объект, который вписывается в эту среду, не выбивается из нее. Поэтому в проекте сделаны некоторые акценты в виде арок, небольших ротонд на крыше.
Комплекс бань под одной крышей
Выпускница КГАСУ Светлана Мухаметшина на свободном от застройки участке в рекреационной зоне речпорта предлагает разместить банный комплекс. Планировка комплекса представляет собой сложносоставную форму из отдельных блоков, соединенных между собой общим объемом. Под одной крышей здесь сосредоточено пять видов бань — восточная, русская, финская, ирландская и японская.
На фасаде комплекса облицовка сочетается с композитными панелями. Пространство спроектировано и развернуто таким образом, чтобы открыть посетителям доступ и вид на реку.
Светлана Мухаметшина
выпускница КГАСУ
Комплекс спроектирован как пространство, в котором телесный и чувственный контакт человека с архитектурой и средой максимально обострен. Создание в Казани комплекса, концентрирующего в себе несколько видов бань, может стать интересным и, главное, новым способом проведения свободного времени для людей, преследующих цель оздоровления и расслабления.
Многофункциональный концертный зал «Звуковая волна»
Автор проекта, выпускница КГАСУ Элиза Гимазутдинова предлагает разместить многофункциональный концертный зал рядом с речным портом. Сейчас на этой территории находится снегоплавильный пункт, вокруг стихийно растут деревья и кустарники, так что реализация проекта не потребует серьезного сноса или демонтажа. Рядом — набережная и сквер.
Элиза Гимазутдинова
выпускница КГАСУ
Мне было интересно создать объект, который объединяет разные группы пользователей с одной общей целью — все они хотят положительных эмоций. Я вдохновилась водным пространством Волги и звуками города — так появилась общая концепция концертного зала. Хотелось, чтобы объект гармонично воспринимался с водного пространства и вписался в панораму Казани, в контекст городской архитектуры.
Пешеходная сеть вокруг объекта затягивает посетителей к входной группе, а декоративные элементы мачты направляют человека и поддерживают созданный образ возле акватории. Окружающая территория воспринимается как динамическая структура, где соединены открытые и закрытые пространства. При проектировании задействованы присущие территории перепады высот.
Архитектурное решение концертного зала — это гармония монолитных поверхностей и арочных проемов, выступающих объемов и ребер, использование монохромных материалов и вертикальных декоративных элементов мачт. Внутреннее пространство концертного зала обладает плавными и органичными изгибами и легко трансформируется с помощью переноса сценического пространства и раздвижных систем кресел.
Поезда уводим под землю — как в Барселоне
Дарья Капустина разработала проект реконструкции железнодорожного вокзала Казани. В границы проектирования вошла вся Привокзальная площадь с расположенными на ней зданиями вокзала и почты, а также существующий пешеходный мост, ведущий к пляжу.
Дарья Капустина
выпускница КГАСУ
Сам вокзал я вынесла под землю и облагораживала прилегающую территорию, с выходом к пляжу «Локомотив». Сейчас историческое здание вокзала нормально просматривается только с одной точки. Туристы, которые приезжают, конечно, видят его. Но с другой точки здание — а за ним, кстати, виден Кремль — просмотреть практически невозможно из-за всех этих поездов, линий электропередачи.
На набережную со стороны вокзала сейчас можно выйти только с одной стороны — с левой. Там, где находится почта, есть мост, который не требует никаких пунктов досмотра. Но про него мало кто знает, потому что он немного заглублен и надо дойти до здания, чтобы его увидеть.
С правой стороны от здания вокзала находится надземный переход из синего оргстекла. Переход только для пассажиров, ну и для провожающих — чтобы туда попасть, нужно пройти досмотр. Это не очень удобно. Территория вокзала сегодня в целом является довольно закрытой, все огорожено заборами, со всех сторон стоят КПП.
Моя концепция заключается в том, что я увожу все железнодорожные пути под землю, как в Барселоне. Ты приезжаешь — как в метро, выходишь, и потом уже поднимаешься на поверхность. Уведя всю активность под землю, в освободившемся пространстве организуем несколько проходов на набережную — на месте существующих КПП.
Всего у меня получилось три уровня. Подземный, где находятся сами перроны; вход на них огражден, но там есть подземная галерея, куда смогут спуститься не только пассажиры. Затем уровень земли, где можно гулять и установить какую-нибудь летнюю сцену, а зимой — каток. И третий уровень, который появился за счет того, что все пути «увелись» под землю. Из-за того, что происходит перепад высот с «Локомотивом», получается еще один новый уровень — по-моему, на два метра выше от земли. На него есть доступ с пандусов. Это и есть основная прогулочная зона набережной с выходом на пляж. Там же располагаются два основных [запроектированных] надземных объекта — кафе-рестораны.
Основная сложность при проектировании — организация путей эвакуации и вентиляции. А так у меня даже солнечный свет на перроны проникает как раз таки за счет эвакуационных выходов, которые располагаются на надземной части в том числе. Они все стеклянные, и за счет преломления света на этот подземный уровень, с перронами, он тоже попадает. Поэтому не возникает чувства, что ты где-то в бункере или в метро.