Ясно-понятно. Что случилось с главной сценой «Ангар» на Unsound Dislocation Kazan?
В ночь с субботы на воскресенье в промышленной зоне недалеко от Казанского речного порта прошел фестиваль аудиовизуального искусства Unsound Dislocation Kazan. Предполагалось, что артисты из России, Швейцарии, Германии и Польши выступят на двух сценах — «Двор» и «Ангар», однако вторая так и не запустилась. Извинившись за технические проблемы, организаторы перенесли выступления части хедлайнеров на уличную сцену, а других артистов попросили выступить в «Смене» на следующий день. В соцсетях фестиваля гости винят команду в плохой подготовке мероприятия и требуют возврата стоимости билетов. «Инде» разбирается, что и почему случилось с «Ангаром».
Сцена «Ангар» должна была открыться в 21:00 аудиовизуальным шоу немецкого медиахудожника Лиллевана, основанным на работах НИИ «Прометей». До полуночи официальной информации об отмене выступлений артистов не было, потом стало известно, что часть хедлайнеров (PTU, Никита Забелин, Chino, Abelle, Laurel Halo, Don’t DJ) сыграют сеты на уличной сцене, а Лиллеван, Hmot, Sasha Manik, Аиша Деви и Rayme& выступят в «Смене» на следующий день. Из-за смещения расписания не удалось выступить Nocow, Yung Acid, Vanya Limb и членам объединения ОМОС29. Организаторы принесли извинения музыкантам и гостям фестиваля, опубликовав пост, в котором объяснили произошедшее «ЧП с проводкой, после которого включать технику в ангаре было небезопасно».
Роберт Хасанов
директор ЦСК «Смена», организатор Unsound Dislocation Kazan
Звук и световое оборудование на площадке установили в пятницу, 8 сентября. Были тесты — вечером мы уехали из ангара в полной уверенности, что все в порядке. В день фестиваля с 7:00 начались саундчеки — например, PTU и Флориан Мэйер (Don't DJ) были довольны, звук был отличным. Но около 16:00 кто-то заметил искру, и звук зафонил. Причем искрила не аппаратура, а металлические конструкции — цепи, на которых висели колонки. Мы все обесточили и начали разбираться.
Звук для фестиваля предоставляла и настраивала компания Audiomontage. Это профессионалы, которые работали не на одном крупном событии, в том числе на фестивале Outline (который, напомню, отменили не из-за технических проблем). Это была аппаратура марки Funktion-One, аренда стоила нам порядка полутора миллионов рублей, таких комплектов на Россию, кажется, всего пять. Хотя наш не был новым — его должны были использовать в прошлом году на Outline.
Точный диагноз нам так и не поставили, но, вероятнее всего, проблема была в самом здании, которое накапливало электричество. Сначала проблему решали силами прокатчиков, вскоре к ним присоединилась техническая команда, которая обычно работает со «Сменой». Мы несколько раз меняли СИПы (самонесущий изолированный провод. — Прим. «Инде») и другие мелкие запчасти, было семь непростых попыток все исправить. У нас было четыре генератора, но мощный, на 100 киловатт, только один. Планировалось, что 100-киловаттных будет два, но прокатчики решили, что одного будет достаточно, и представители Audiomontage это подтвердили. К нам приезжал человек от компании — владельца генераторов и уверял, что аппаратура исправна. Сегодня мы будем общаться с прокатчиками еще раз — вероятно, в оборудовании все же могла быть скрытая неполадка.
К полуночи над решением проблемы работали 14−15 человек: техники Funktion-One советовались с главными инженерами «Силы света» (международная студия интерактивных медиа. — Прим. «Инде»), а мы вызвали главного электрика городского водоканала, который находится по соседству с ангаром, потому что он знает, как на этом месте заложены сети. Но и он не смог объяснить, в чем дело. Это была стрессовая ситуация, и в какой-то момент у нас просто начали опускаться руки. Все силы были брошены на то, чтобы запустить главную сцену, остальные проблемы решались по остаточному принципу — поэтому, например, в какой-то момент отключился генератор, питающий бар. При этом мы все равно пытались сделать все возможное для комфорта гостей: у нас были две дизельные и две инфракрасные пушки для обогрева (но надо понимать, что нереально обогреть всю улицу). Еще к нам трижды приезжала полиция — из-за шума. Дело в том, что звук самой большой мощности планировался в «Ангаре», но, поскольку запустить «Ангар» не удалось, «Двор» стал основной сценой и мы увеличили его громкость.
Незапуск «Ангара» смазал впечатление, погода была неидеальной, были неполадки на площадке, но мы считаем, что мероприятие все равно состоялось, пусть и не в том виде, в каком мы планировали. Все хедлайнеры выступили, с кем-то мы договорились перенести сет в «Смену». Разумеется, мы понесли финансовые потери — бюджет мероприятия значительно превышает кассу (мы потратили около трех миллионов рублей, а гостей было чуть больше тысячи, впрочем, нам кажется, что это хороший результат с учетом всех обстоятельств). Я приношу извинения гостям фестиваля и надеюсь на понимание, хотя не исключаю, что будут компенсации. Мы решим этот вопрос в ближайшее время.
Павел Максимов
представитель компании Audiomontage, сдавшей в аренду звуковое оборудование для Unsound Dislocation Kazan
У нас было два генератора. С одного мы провели провод на первую уличную сцену — с ним все было в порядке. Второй 100-киловаттный генератор питал весь звук и свет в ангаре. После подключения мы обнаружили, что в одной трехфазной розетке напряжение было 380 вольт, сильно выше нормы. Тогда проблему удалось устранить.
На следующий день на саундчеке сначала все работало нормально, но позже мы заметили фонящий шум с одной стороны порталов — этот фон продолжался даже когда усилители были полностью отключены от питания. Он прекратился только тогда, когда мы отключили колонки от усилителей. Еще мы заметили, что цепь, через которую лебедкой поднимают звук к потолку ангара, в какой-то момент стала искрить — она была прислонена к металлической колонне, и у нас возникло подозрение, что ток проходит через сам ангар. Это могло случиться, если где-то пробило старые провода, и эта ситуация потенциально опасная — может и человека током ударить, и оборудование убить. Мы обошли весь ангар и близлежащую территорию в поисках таких проводов и отключили часть. Другую не позволили отключить электрики собственника — нам сказали, что эти провода выключили на подстанции, хотя у нас стопроцентной уверенности в этом не было. Вся команда электриков фестиваля вместе с организатором и нашими техниками испробовала массу разных способов, но это не помогло исправить проблему, датчики все равно показывали напряжение 380 вольт. Мы не смогли позволить себе запустить аппарат Funktion-One стоимостью в 10 миллионов рублей, который работал в «Арме», на Outline, на многих знаковых электронных мероприятиях по стране.
На следующий день после мероприятия в качестве эксперимента мы провели провод от другого генератора в ангар, чтобы проверить напряжение. Во время фестиваля сделать это было нельзя, потому что это ставило под угрозу судьбу уличного танцпола. Замеры напряжения от другого генератора были почти в норме. Впрочем, если бы мы подключили его во время мероприятия, риски для оборудования все равно были бы.
Аиша Дэви
музыкант, участник Unsound Dislocation Kazan
Когда я увидела звуковую систему от Funktion-One, она мне безумно понравилась. Когда мне сказали, что она не включится, я ужасно расстроилась — но в первую очередь за ребят из команды организаторов и только потом — из-за того, что не смогу выступить. Это неудача, подумала я, но надо идти дальше, поэтому я была согласна поменять билеты и выступить на следующий день — по-моему, в итоге в «Смене» все получилось отлично.
Я думаю, в таком городе, как Казань, и в такой политической ситуации, какая сложилась в России, очень храбро пытаться менять правила и делать что-то новое. Поэтому мероприятие Unsound Dislocation — не столько про музыку, сколько про общий уровень свободы. Я люблю Россию: она очень долго была в подчинении, но постепенно люди пробуждаются от сна, особенно новое поколение, которое чувствует, что в их руках есть власть, что они могут все исправить через музыку, кино, перформансы. Делать мероприятия в Швейцарии очень просто: у тебя есть деньги, звук, свет, площадка — что угодно. Но души там нет — все ждут какой-то удобной для восприятия музыки, приемлемой, привычной. В России у людей пока меньше опыта и возможностей, работать приходится в два раза интенсивнее, но и отдачу ты получаешь во много раз более мощную. Занятие музыкой — не для ленивых. Это постоянная борьба, превозможение себя и обстоятельств. И я рада, что у вас есть люди, которые этим занимаются.
Мэт Шульц
основатель фестиваля Unsound
Мы бы хотели извиниться перед аудиторией и артистами за то, что не смогли открыть сцену «Ангар» из-за непредвиденных проблем с электричеством. Организация мероприятия в пространстве, которое прежде не видело подобных вещей, делает происходящее особенным, но и вызывает определенные сложности. Даже с учетом потраченных заранее сил и времени проведение фестиваля на незнакомой площадке может стать проблемой.
«Смена» проделала потрясающую работу, и не надо винить их в том, что случилось. Они послы культуры в Казани и надо сказать им спасибо за попытку сделать мероприятие такого масштаба, а также за то, что они предприняли все возможное, чтобы зарубежные артисты все-таки смогли отыграть, хотя для этого и пришлось перенести часть выступлений на следующий день.
Меня тронуло то, что все посетители, с которыми я говорил, приняли и поняли эту ситуацию. Спасибо вам и еще раз хочу принести свои извинения. Я надеюсь, что «Смена» и все остальные продолжат работать с электронной музыкой в Казани и сотрудничество с Unsound продолжится, через институт «Прометей» или другими путями.
Фотографии: Даша Самойлова