Burger
Окна в пол и скрипящие ступени: девять атмосферных подъездов Казани
опубликовано — 19.10.2021
logo

Окна в пол и скрипящие ступени: девять атмосферных подъездов Казани

История общежития мыловаренного завода и дом в бывшем здании Госбанка

На случай долгой прогулки по холодной Казани «Инде» составил список из девяти мест с историей, где не только тепло, но и очень атмосферно. Рассказываем, какой дом можно пройти насквозь, где сохранились дубовые лестницы и жутковатые подвалы.


Пожалуйста, не мешайте жильцам: не шумите, не мусорьте, не разрисовывайте стены и обращайтесь аккуратно с чужим имуществом.

Адрес: ул. Копылова, 3/1, 7-й подъезд

Год постройки: 1940
Архитектор: Лев Каток

Дом считается частью объекта культурного наследия — достопримечательного места «Поселок им. Серго Орджоникидзе», или Соцгорода. Это жилой массив в Авиастроительном районе, созданный по проектам лучших советских архитекторов. Улица, на которой стоит дом, названа в честь инженера-механика, организатора советского и российского авиапрома Героя Социалистического Труда Виталия Копылова. Здание спроектировано по плану 1938 года, построено в 1940 году. Автор проекта — московский и киевский архитектор Лев Каток. Бело-зеленый дом с квадратными арками стоит напротив парка «Крылья Советов» и станции метро «Авиастроительная». Над седьмым подъездом возвышается небольшой козырек, а внутрь удастся попасть только с согласия жильцов — на входе установлен домофон. Подъезд выглядит чисто и ухоженно, по углам расставлены горшки с цветами, на стенах развешаны картины. На площадке по две квартиры, много пространства и света благодаря высоким окнам в пол.

Адрес: ул. Кави Наджми, 24 / Дзержинского, 20

Год постройки: 1876
Архитектор: Иван Васенков

В 2015 году минкульт отнес здание к объектам культурного наследия. А все потому, что в 1877 году из Казенных палат в Кремле сюда переехало Казанское отделение Государственного банка. Здание построили за год до этого, по проекту местного архитектора Ивана Васенкова. Оно возвышалось на три этажа, в оформлении использованы ризалиты и элементы псевдобарокко. В 1914 году банк перебрался на улицу Проломную (нынешнюю Баумана), так как места стало не хватать. Сейчас это жилой дом, попасть в который можно со стороны улицы Кави Наджми. Если зайти в последний подъезд с козырьком, можно пройти все здание насквозь и оказаться в первом или втором подъезде — маршрут пролегает через коридоры мимо квартир и обшарпанных со временем стен. Необычная планировка, пол из плитки, арки и два больших окна придают месту особую атмосферу, несмотря на общее запущенное состояние. Только будьте осторожны: в подъезде частично обрушились перила.

Адрес: ул. Лобачевского, 12/32, 2-й подъезд

Год постройки: неизвестен (XIX век)

Еще в 1977 году здание признали объектом культурного наследия регионального значения. В 1880-е годы в доме жил фольклорист и собиратель народных песен Николай Евграфович Пальчиков. В 1907-м здесь открылась музыкальная школа дирижера и композитора Рудольфа Гуммерта. Он считается одним из основоположников профессионального музыкального образования в Казани. В заведении учился народный артист ТАССР композитор Салих Сайдашев. А с 1922-го по 1932 год это место называл своим домом татарский композитор Султан Габяши, заложивший основы профессиональной татарской и башкирской музыки. Сейчас здание находится в аварийном состоянии и ждет капремонта. Вход во двор через калитку в арке, двери в подъезды открыты. Площадка в среднем подъезде завалена хламом, полы грязные. Но яркая желто-голубая плитка, узкие и длинные окна, широкие ступени все еще сохранились.

Адрес: ул. Маяковского, 24

Год постройки: неизвестен (первая половина ХХ века)

В 2017 году минкульт признал здание исторически ценным градоформирующим объектом, и оно попало под охрану государства. На сайте федерального проекта «Реформа ЖКХ» указано, что дом введен в эксплуатацию в 1928 году. В здании два подъезда, один из которых не защищен домофоном. На цокольном этаже находятся разные фирмы, выше — квартиры жильцов дома. На каждой площадке стоит по широкой старинной двери, за которой хранится хозяйственный инвентарь. Переходы между этажами украшают высокие окна: прямоугольной формы и квадратное с полукругом сверху. Очень высокий потолок, деревянные перила и полы из плитки дополняют картину.

Адрес: ул. Н. Назарбаева, 35, корпус 1

Годы постройки: 1935–1938
Архитекторы: Александр Крестин, Дмитрий Тихонов

Это исторически ценный градоформирующий объект, предмет охраны исторического поселения регионального значения. Серый дом напротив Казанской филармонии — часть квартала, который завод СК-4 им. Кирова в 1930-е годы построил для своих работников. Тогда здание жилкомбината считалось модным не только по советским, но и по европейским меркам. Дом выполнен в стиле постконструктивизма — переходной стадии между конструктивизмом 1920-х годов и послевоенным «сталинским ампиром» (или, как его еще называли, советским неоклассицизмом). Широкие подъезды жильцы украсили цветами, а перила с головой оленя заслуживают отдельного упоминания. Следы прошлого с его вниманием к деталям сочетаются с нынешним запустением — обшарпанными и местами разрисованными стенами.

Адрес: ул. Баумана, 30, 2-й подъезд

Годы постройки: 1907–1909
Архитектор: Константин Олешкевич

По информации научного сотрудника отдела историко-культурного наследия Татарстана Института истории им. Марджани Сайруса Хамидуллина, это доходный дом Ефима Семеновича Смоленцева и его зятя Николая Павловича Шмелева. Планировка дома характерна для многоквартирных доходных домов ХIХ — начала ХХ века. Первый этаж построен во второй половине ХIХ века, там находились различные службы. После надстройки двух этажей архитектурно-декоративное оформление фасада приобрело эклектичные черты. Краевед Лев Жаржевский пишет, что купец Ефим Смоленцев более 25 лет торговал бакалейно-колониальными товарами, ему принадлежали дома и земельные участки на современных улицах Баумана, Нариманова, Островского, Университетской и не только. После его смерти дело перешло к вдове, дочерям и зятю. Последний и сделал упор на строительстве доходных домов, в том числе и на нынешней улице Баумана. Сюда стоит идти за атмосферой старинных зданий (правда, в сентябре, когда мы были в этом подъезде, там шел ремонт, по углам лежали стройматериалы), чтобы в тишине представить, как по этим, теперь скрипящим ступеням 100 лет назад спускались люди.

Адрес: ул. Братьев Петряевых, 5, 2-й корпус

Год постройки: неизвестен (XIX век)

Здание считается бывшим общежитием мыловаренного завода братьев Крестовниковых. Он основан Валентином и Иосифом Крестовниковыми в 1856 году, после открытия стеариново-свечного завода. Чтобы не выбрасывать свечное сало и олеиновую кислоту после переработки (при производстве свечей), братья решили делать мыло. Дороже всего стоило «мраморное» мыло с рисунком, напоминающим мраморное покрытие. А в 1890 году у завода появилось ноу-хау для России — мыло, стирающее грязь даже в холодной воде.

Сейчас здание арендуют различные организации, поэтому вход сторожит охрана, которая пускает только работников и клиентов компаний. О прошлом постройки напоминает лестница с клеймом, на котором указан 1875 год. Владелец здания перекрасил лестницу из зеленого в черный цвет. Перила тоже обновлены. Территория входит в границы исторического поселения, а часть дореволюционных построек имеет статус ценных градоформирующих объектов.

Здание второго корпуса окружено промышленными предприятиями и находится на улице Братьев Петряевых. Константин и Георгий Петряевы были красногвардейцами и работали на том самом мыловаренном заводе Крестовниковых. Братья погибли в 1918 году при защите Казани от белочехов. До революции 1917 года улица называлась 2-й Поперечно-Николаевской и относилась к 5-й полицейской части — это один из районов дореволюционной Казани.

Адрес: ул. Парижской Коммуны, 4, угловой подъезд

Год постройки: 1954

Неподалеку от современной улицы Парижской Коммуны находилась Сенная площадь (сейчас здесь расположились заправка и сквер Кирова). На новом регулярном плане Казани она возникла в 1768 году, постепенно формируясь в Забулачье. В 1770-е годы территорию планировали застроить деревянными домами на каменных фундаментах. По сведениям просветителя и богослова Шигабутдина Марджани, татарские семьи, которые жили в черте города и на землях рядом, перебирались в квартал, расположенный на углу современных улиц Тукая и Парижской Коммуны и по обеим сторонам последней. Поэтому улицу называли Татарской, а позже Сенной и Поперечно-Сенной. В начале ХIХ века на этом месте шла оживленная торговля: стояли купеческие лавки, которые объединяли с домами. Ряды лавок в усадьбе купца Губайдуллы Абдуллина (ул. Столбова, 11, — сейчас здание находится в полуразрушенном виде) были выставлены со стороны Поперечно-Сенной улицы. Похожий по типу дом, построенный братом торговца Хайбуллой Абдуллиным, стоял там, где сейчас находится угловой дом по адресу: ул. Парижской Коммуны, 4. Это здание появилось здесь уже в советское время. Угловой подъезд отличается от остальных — просторная входная группа приводит к площадке, вымощенной красно-желтой плиткой. Полы и стены чистые, без надписей и следов запустения.

Адрес: ул. Айвазовского, 14

Год постройки: 1931

Улица Айвазовского меняла название несколько раз: с Поперечной Второй и Третьей горы до Лихачевской. Из-за особенностей ландшафта в старой Казани существовали Первая, Вторая и Третья горы (чередующиеся с большим количеством оврагов), а также Нагорная и Подлужная улицы. В Лихачевскую ее переименовали в честь коллекционера, передавшего свои богатые собрания городу и положившего начало Государственному музею изобразительных искусств. Нынешнее название улицы появилось в середине 1950-х годов по фамилии художника Ивана Айвазовского. По словам краеведа Льва Жаржевского, в этих краях в 1860-х годах появлялись дома казанских обывателей (по сути это был самострой). Дома принадлежали мещанам, крестьянам и реже — чиновникам и купцам. К 1906 году купцы и чиновники стали селиться здесь чаще. В середине 1900-х через дом от Айвазовского, 14 (по адресу: Айвазовского, 19), жил выдающийся теплоэнергетик, будущий академик Вячеслав Алемасов. Здание на Айвазовского, 14, сохранило свои старинные дубовые лестницы, желтые снизу и с синими деревянными перилами, и большие окна (чуть потерявшие свой шарм из-за пластиковых рам). При входе в подъезды справа расположены двери в подвал — местные жители говорят, что они имеют жутковатый вид.