Burger
Архитектурный ликбез. 11 самых красивых жилых сталинок в Казани
опубликовано — 01.09.2020
logo

Архитектурный ликбез. 11 самых красивых жилых сталинок в Казани

Дома с бельведерами, шпилями и арками

Жилые дома, построенные в 1930–1950-е годы, до сих пор вдохновляют и притягивают горожан, выдерживая конкуренцию с новостройками. Помимо просторных планировок, высоких потолков и большого количества света в квартирах сталинки любят и за внешний облик — роскошный и тщательно продуманный. В новом выпуске рубрики «Архитектурный ликбез» «Инде» вспоминает самые примечательные образцы жилой архитектуры эпохи советского неоклассицизма.



Марсель Искандаров

архитектор

Термин «сталинка» пока не введен в научный оборот, но хорошо характеризует не только архитектуру, но и социокультурный уровень, связанный с ней. Становление жилой архитектуры советского неоклассицизма началось в конце 1920-х — начале 1930-х годов. Если в начале 1920-х строили очень мало жилья и оно было экспериментальным, базировалось на мечтах и фантазиях о новом быте, то с конца 1920-х началось возрождение традиционного типа квартиры, который соответствует нашим привычным представлениям о жилплощади. В 1930-е годы архитекторы придумывали секции, планировки, композиции жилых домов. Довоенную архитектуру характеризовали несколько параллельно существовавших стилей, в основе каждого из них лежало творчество одного из пяти-восьми ведущих советских архитекторов того периода. Сталинский ампир как стиль сложился после войны, когда масштабы строительства в СССР по сравнению с довоенными темпами сильно возросли.

Казанская архитектура была архитектурой не глухой провинции, но и не первого порядка. Поэтому полноценных роскошных примеров сталинских квартир, как в Москве, Ленинграде, Новосибирске и других крупных городах, у нас нет. В целом наши сталинские квартиры характеризуются гораздо меньшими габаритами. Я встречал аналогичные планировки, но большей площади, например, вместо 67 квадратных метров больше 100. Сталинки в Казани скромнее и по архитектурному оформлению — перед местными архитекторами не ставили задачу создавать магистральную парадную архитектуру, самые эффектные образцы которой находятся в Москве. Чаще всего индивидуально спроектированные дома в Казани строили до войны и для нужд предприятий. Это была точечная застройка в историческом центре города.

Адрес:

ул. Карла Маркса, 44

Годы постройки:

1934−1937

Архитекторы:

Н.А. Баталов, М.П. Костромитинов

Четырехэтажный дом повышенной комфортности построили для инженерно-технических работников Наркомата связи (ныне министерства). Здание возвели на месте трехпрестольной церкви Грузинской иконы Божьей Матери — ее в 1933 году по предписанию президиума Казанского городского Совета разобрали рабочие теперь закрытого Казанского государственного завода пишущих машин им. Агамалы-Оглы.

Дом расположен с отступом от линии улицы. Перед ним раскинулся широкий палисадник, окруженный оградой. Фасад здания украшают коринфский ордер в виде трехчетвертных пилястр высотой в три этажа, руст с использованием кирпичной крошки, нехарактерные для классицизма балконы и большие окна. Крышу опоясывает массивная балюстрада.

Адрес:

ул. Нурсултана Назарбаева, 35, корпус 1

Годы постройки:

1935−1938

Архитекторы:

Александр Крестин, Дмитрий Тихонов

С серого дома в Казани началась волна сталинской архитектуры. Он стал частью квартала завода СК-4 им. Кирова, который предприятие построило для своих сотрудников. Помимо жилого комбината комплекс включал шесть четырехэтажных домов, детский сад и еще два «детских учреждения».

Строить здание начинали по плану архитектора Александра Крестина, но спустя год работы прервали — Архитектурный совет должен был определиться с дальнейшей судьбой здания. Из трех вариантов возможного продолжения строительства выбрали решение Крестина, но окончательного одобрения оно не получило. Тогда в результате открытого конкурса выбрали проект студента ЛИИКСа (нынешний СПбГАСУ) Дмитрия Тихонова. Его работу считали «прорывом в общей массе».

В советское время башенную часть дома украшал латунный герб СССР, у арочного проема стояли скульптуры четырех комсомольцев. Сейчас они утрачены.

По словам Марселя Искандарова, дом произвел на горожан ошеломляющее впечатление — после революции в Казани не строили ничего столь же масштабного и качественного.

Адрес:

ул. Белинского, 5


Год постройки:

1938


Архитектор:

неизвестен

Одну из архитектурных доминант квартала № 1 поселка завода № 124/27 возвели в 1938 году вместе с северной частью квартала. Зеленый дом с аркой стал одним из первых крупных зданий в городе, построенных после революции не для срочного решения жилищного вопроса. Дома в Соцгороде проектировали известные советские специалисты — например, Аркадий Мордвинов, один из семерки сталинских архитекторов, которые после войны восстанавливали Волгоград, и сотрудники мастерской академика Ивана Жолтовского (автор дома на Моховой, с которого началась сталинская архитектура). Но конкретный автор зеленой сталинки неизвестен.

— В стилистическом плане дом — практически единственное в городе строение в жесткой рафинированной форме стиля ар-деко. По моим наблюдениям, зеленый дом больше всего похож на дом Колли в Москве: много стен, мало окон. Здесь расположилась единственная в Казани арка высотой в три этажа, а в подъездах — стеклянные окна в пол. Это полноценное архитектурное произведение, в отличие от зданий хрущевского периода, когда архитектура была догоняющей, вторичной, вынужденной, — рассказывал «Инде» Марсель Искандаров.

Адрес:

ул. Московская, 23 / ул. Чернышевского, 24

Годы постройки:

1937−1939

Архитектор:

Виктор Дубровин

Жилой дом зеленого цвета построили на месте архитектурного комплекса собора Владимирской иконы Божией Матери конца XVII века. Здание задумывали как часть квартала № 212, ограниченного Булаком и нынешними улицами Московской и Чернышевского. Но оставшуюся часть комплекса — клуб-столовую, жилье для персонала, детские ясли и сад — так и не возвели.

Угол здания акцентирован расположенным на крыше бельведером и некогда застекленным выступом на первом этаже. Особого внимания заслуживает пластическая проработка фасадов здания — как парадного, так и дворового: по задумке архитекторов, дом должен был выглядеть одинаково привлекательно и для прохожих, и для жителей. Фасады декорированы пилястрами прямоугольного сечения, эркерами и ризалитами.

Адрес:

ул. Татарстан, 3/2

Годы постройки:

1934, 1935−1939

Архитекторы:

Семен Копец, Виктор Дубровин

Жилое здание построили на месте снесенной церкви Четырех евангелистов — первого христианского храма в мусульманском Забулачье. Дом предназначался для рабочих и сотрудников валяльно-фетровой фабрики имени секретаря Татарского обкома ВКП(б) Михаила Разумова. Изначально над проектом трудился архитектор Семен Копец, но работа затянулась на два года. Нужно было увязать новое здание с Домом культуры на противоположном берегу Кабана (его так и не построили) и переработать впечатление от уже упоминавшегося здесь дома Ивана Жолтовского на Моховой. В итоге тот дом стал прототипом дома Валтреста. В 1935 году казанский архсовет утвердил доработанный проект уже другого архитектора — Виктора Дубровина.

Фасад дома украшен лепниной, созданной мастерами дореволюционной школы. В советские времена на первом этаже располагался большой витражный эркер. Здание венчает бельведер, вдохновленный гостиницей «Москва» (теперь Four Seasons на Охотном ряду).

Адрес:

ул. Право-Булачная, 37 / ул. Кави Наджми, 1

Годы постройки:

1951−1952

Архитектор:

Рашад Муртазин

Зеленая сталинка на набережной Булака — пример дома с четко артикулированным углом в виде поднятой на этаж «башни». На ее облик повлияли «магистральные» неоренессансные жилые дома Ивана Жолтовского. Горизонтальные тяги делят фасад дома на три яруса. Нижний имеет рельефную облицовку, большие арочные и прямоугольные окна. Средний имитирует балконы. Верхний высотой в три этажа украшен эркерами-лоджиями. Завитковые фронтоны с разорванными карнизами и тюльпанные капители отражают мотивы местного декоративного искусства.

Зеленый дом стоит на бывшем участке владельцев «Торгового дома М. Корольковой и А. Барабановой с сыновьями», занимавшегося кондитерским производством. В начале XX века здесь располагалось складское помещение с въездом со стороны улицы Поперечно-Вознесенской (современной Кави Наджми). По диагонали от него стоит жилой дом Барабанова (Островского, 4) — сейчас там находится министерство промышленности и торговли Татарстана.

Адрес:

ул. Большая Красная, 29а

Год постройки:

1952

Архитектор:

Ахмед Бикчентаев

Дом на пересечении Большой Красной и Театральной возвели для сотрудников завода «Радиоприбор» и рабочих авиационного завода № 22. Инициатором строительства стал директор «Радиоприбора» Иван Шпаков — он же одним из первых заехал в дом.

Изначально «Миру — мир» задумывали в два раза длиннее по улице Театральной и с аркой высотой в три этажа. Но из 12 проектных осей окон построили только семь — как раз до места предполагаемой арки.

— В 1956 году в СССР началась борьба с излишествами: вероятно, поэтому продолжению сталинки предпочли простую хрущевку. В то время, если денег на строительство не хватало, проект делили на очереди — скорее всего, то, что мы видим сегодня, было первой очередью, а арка и стена вдоль Театральной остались во второй, так и не реализованной, — рассказывала «Инде» Фарида Забирова.

У здания также должен был появиться дом-близнец — на месте, где сейчас находится министерство культуры Татарстана. Но современные архитекторы предполагают, что на строительство попросту не дали средств.

По первоначальному проекту здание не имело конструкции с лозунгом «Миру — мир», который и дал народное название дому. Она появилась в 1950-е, но со временем исчезла. Восстановили конструкцию по инициативе Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в 2013 году.

Жилой дом мелькомбината на Декабристов

Адрес:

ул. Декабристов, 183

Годы постройки:

1949−1954

Архитекторы:

Павел Саначин, Георгий Солдатов

Восьмиэтажный жилой дом мелькомбината — самая высокая в городе сталинка. Она играет роль градостроительного акцента, фиксирующего оси улиц Декабристов и Шамиля Усманова. В 1950-е дом в окружении деревянной двухэтажной застройки производил особенно сильное впечатление. В оформлении здания использовали крупные типовые архитектурные элементы, но были и индивидуальные решения — например, венчающая башенную часть композиция в виде снопа пшеничных колосьев.

В доме располагались крупногабаритные квартиры, а в башенной части работал лифт — один из немногих в жилых домах города на момент строительства.

— Крупный масштаб первого и второго этажей задумали, чтобы здание соответствовало парадной архитектуре одной из главных планирующихся магистралей города. Арочные окна относились к квартирам, но внешне имитировали общественные помещения — так хотели создать впечатление здания с развитым общественным низом. Среднюю часть фасадной стены занял ритмичный ряд окон, перебиваемый спаренными окнами с балконами. На последнем этаже расположены высокие узкие окна — это сделано ради динамики здания, чтобы показать его стремление вверх, — рассказывает Марсель Искандаров.

Общежитие строительных рабочих треста № 40 на Ершова

Адрес:

ул. Николая Ершова, 32 / ул. Абжалилова, 23

Год постройки:

1954

Архитекторы:

Рашад Муртазин, Михаил Калинин

Богато декорированная сталинка на пересечении улиц Ершова и Абжалилова обозначает границу Вахитовского района. Здание имеет переменную этажность: от пяти этажей в жилой части до семи в башенной. Дом венчает белоснежный бельведер, украшенный красными звездами, серпами и молотами в окружении знамен. На фасадах башенной части — лепнина с советской символикой.

В 2002 году часть дома обрушилась: кирпичный столб, державший перекрытия, не выдержал нагрузки. По данным следствия, это произошло из-за того, что проектировщики не учли интенсивность эксплуатации здания, а строители использовали дешевые кирпич и бетон. После обрушения жильцов выселили. Здание, построенное как общежитие для строителей, реставрировали к Универсиаде. Жилая часть пустует до сих пор, но часть первого этажа занимают аптека, стоматологическая клиника и еще несколько офисов.

Адрес:

ул. Копылова, 5 / ул. Белинского, 1

Годы постройки:

1952−1954

Архитектор:

Е.Н. Круковский

Главный дом квартала № 1 поселка самолетно-моторного комбината начали проектировать в 1931 году. Работы поручили архитекторам мастерской Ивана Жолтовского и Гипрогору (Государственному тресту по планировке населенных мест и гражданскому проектированию НКВД РСФСР). Хотя большинство зданий квартала было готово к 1938 году, строительство главного дома затянулось.

Начиная с 1930-х у него было три проекта. Московский и киевский архитектор Лев Каток спроектировал здание с арками и угловой башней без шпиля. Казанские архитекторы Р.М. Муртазин и А.Н. Ожиганов — с бельведером и шпилем на башне. Но окончательный выбор пал на проект московского архитектора Е.Н. Круковского. В доме разместили гостиницу, универмаг, ресторан, кондитерскую, сберегательную кассу, ателье мод.

— У дома немного элементов декоративного оформления, но они находятся на композиционно важных местах. Бельведер на крыше служит своеобразным маяком для окружающего пространства. Примечателен шпиль, выполненный из цветного металла и отсылающий к обшивке самолетов. Это очень рациональная, экономичная, точная и мастерски выполненная архитектура, — рассказывал «Инде» Марсель Искандаров.

Жилой дом с арками на Восстания

Адрес:

ул. Восстания, 56 / ул. Восход, 18

Год постройки:

1956

Архитектор:

неизвестен

Идеологически сталинка на пересечении улиц Восстания и Восход находится в одной нише с жилым домом мелькомбината у Московского рынка. В доме типовые планировки, при этом в композиции здания использован индивидуальный элемент — сквозная аркада с выходом на улицу Восход. Вероятно, это говорит о том, что на момент строительства улицы Восход и Восстания были почти равнозначными, иначе смысла богато оформлять фасад со стороны улицы Восход не было бы. На первом этаже здания в советское время работал промтоварный магазин, в последние годы — гастроном.

— Это пример зрелой спокойной архитектуры. Здание очень парадное и соответствует образу не милого провинциального городка, а города, который стремился обрести черты крупного советского урбанизированного организма, — говорит Марсель Искандаров.