Про уродов и людей. Как проходит гастрольный проект «Поехали!» на площадке MOÑ
В ноябре театральной площадке MOÑ исполнился год, но в афише впервые не оказалось ни театра горожан, ни экспериментов объединения «Алиф», ни постановок, перекочевавших сюда из «Угла». Их заменил проект «Поехали!», представивший 14 спектаклей от разных команд из Калуги, Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода.
Специально для «Инде» журналист Камиль Гимаздтинов побывал на постановках «Урод» и «Кодекс курильщика», чтобы рассказать о первых крупных гастролях на площадке MOÑ.
«Начнем с носа — это самая заметная часть»
Пьеса немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга рассказывает историю инженера Летте, которого не хотят отправлять на конгресс в Швейцарию, потому что он урод. Нехитрую истину герою открывает его начальник, а позже подтверждают жена и пластический хирург. Врач перекраивает лицо инженера полностью и создает идеального красавца, но счастье длится недолго — скоро к хирургу выстраивается очередь желающих себе точно такой же облик.
Простая по своей сути история решена театральной компанией «Июльансамбль» и режиссером Артемом Дубра так же минималистично. Четверо актеров сидят на сцене, ограниченной белым полотном, и бойко общаются друг с другом, лишь иногда вставая или меняясь местами, чтобы физически подчеркнуть происходящее в тексте.
При этом темп повествования быстро набирает обороты. «Урода» смотришь скорее как ток-шоу или спортивный матч — каждая реплика и движение выверены и по-немецки точны. Актеры ведут диалоги экспрессивно и гротескно, но практически не переключают внимание зрителя на себя, полностью отдавая его тексту.
«Июльансамбль» — очень текстоцентричный театр. Выпускники мастерской Виктора Рыжакова «игре в персонажей» предпочитают «игру в пьесу». В «Уроде» их подходу способствует и авторская инструкция. Майенбург не только отдает все три женские роли единственной актрисе, но и делит между тремя актерами еще пять мужских. Этот ход лишний раз акцентирует отсутствие индивидуальности при многообразии лиц: когда еще двое персонажей сделают операцию, вдохновившись главным героем, им придется регулярно напоминать Летте, кто перед ним стоит. А еще такой прием создает у актеров необходимую ироническую дистанцию с текстом, что не дает зрителям заскучать ни на минуту.
Постановка Артема Дубра в 2021 году вообще кажется своевременной и нужной именно благодаря заостренности на содержании, а не только форме и интересах художника. Дело не в том, что театру не нужны сложноустроенные и глубокие постановки, а в том, что новые увлекательные сюжеты и интересные истории в российском театре появляются очень редко и зритель давно ушел за ними на стриминговые сервисы.
Эту проблему еще два года назад сформулировали кураторы проекта «Дисциплина», новосибирской «фабрики нарративного театра», но за прошедшее время мало что изменилось. В такой ситуации «Урод» по пьесе (даже) 2007 года кажется глотком свежего воздуха — хотя бы потому, что это все еще качественная и хорошо исполненная драматургия.
«А братьев Коэнов хотя бы ты любишь?»
Совсем в ином ритме проходит «Кодекс курильщика» нижегородского Центра театрального мастерства по пьесе белорусского драматурга Константина Стешика. Все те же гротеск и экспрессия, в этот раз подчеркнутая цирковым гримом, но вместо скорости — саспенс. Все так же актеры на стульях, но теперь их шестеро и происходящее напоминает не ток-шоу, а неожиданную смесь фильмов Звягинцева и братьев Коэн, которых постоянно упоминает местный Антон Чигур по имени Матвей.
Спектакль заявляется как «карнавальный триллер» и «исследование феномена страсти к насилию в современном обществе». Насилия в постановке действительно много. Главная героиня Катя оказывается жертвой сексуальных домогательств собственного отца. Ее мать пьет, а двоюродный брат Саня вынужден всю жизнь старательно скрывать свою картавость, втайне желая быть «опасным» и «сильным», как трикстер Матвей. Последний же просто убивает тех, кто ему не нравится по одной из трех причин: покуривает — то есть курит сигареты не всерьез, делится последней сигаретой или покупает слишком дорогие марки.
Тем не менее исследованием спектакль вряд ли можно назвать всерьез — у авторов никак не получается пойти глубже планки, заданной оригинальным текстом. В отличие от «Урода», пьеса Стешика спустя всего четыре года после написания кажется анахроничной.
Текст демонстрирует жестокость, но не предусматривает каких-то выводов и поиска диалога. Междометия и короткие предложения в речи персонажей почему-то звучат уже не так убедительно, как могли в 2017-м. Иногда нас пытаются отвлечь от тьмы романтическим монологом или пересказом сна главной героини, но, погрузившись в разговоры героев, зритель остается один на один с драматургией 2010-х и ее персонажами, движимыми то злостью, то желанием мести миру за свою потерянную жизнь.
В «Кодексе курильщика» неинтересно следить за пьесой, но интересно за актерами. Они действительно вкладываются в роли так, что иногда кажется, будто блэкбокс-сцена для них тесновата. И если «исследование» в спектакле даже и было, но осталось за кулисами, то «карнавальный триллер» полностью выражает себя через исполнителей. Травмированные герои становятся менее страшными и даже привлекательными — особенно когда одна из будущих жертв маньяка начинает говорить голосом доктора Ливси.
На спектакли «Июльансамбля» и Центра театрального мастерства теперь можно успеть только в Москве и Нижнем Новгороде, но в программе «Поехали!» еще есть на что сходить. В конце ноября Казань посетит «театр post» с дилогией «Диджей Павел» / «Два перстня» и зимней эмбиент-постановкой, как ее характеризуют авторы, «Комитет грустящего божества».
Фото предоставлены театральной площадкой MOÑ