Ильгам Шакиров и трип-хоп, здание НКЦ и катание на ледянках. Сплав татарской культуры и личных воспоминаний в альбоме «Күчтәнәч» группы URTIC
Сегодня, 28 января, вышел дебютный альбом URTIC. Уже вечером электронный дуэт Димы Крапивина и Ромы Алексеева, ранее выступавший под названием Krapiva, презентует пластинку в «Соли». URTIC (с лат. Urtic — крапивный. — Прим. «Инде») могли бы пойти легким путем и выбрать манипуляцию ностальгией, но вместо этого провели настоящее культурологическое исследование. По просьбе «Инде» Дима рассказал о каждом треке. Если же вам лень читать, то посмотрите на видеообложки от художницы Нади Кимельяр.
Дима Крапивин
музыкант, участник URTIC
«Йолдызлар»
На обложке изображена обсерватория имени Энгельгардта, где я сам бывал и которую всем настоятельно рекомендую посетить. В сэмпле использована песня «Чулпан» Ильгама Шакирова. Это одна из моих любимых песенных композиций, записанная вживую сильнейшими музыкантами, которые работали на тот момент с Ильгамом Гильмутдиновичем. В «Йолдызлар» есть две части — классическая и ускоренная, напоминающие прошлое и настоящее. Но этот смысл они обрели уже после художественного соединения.
Radio Groove
Радиовышка, изображенная на обложке, находится близ Третьей транспортной дамбы, недалеко от моего родного дома. В детстве я ходил зимой кататься с гор на лыжах в те края. А заставка «Татар радиосы» заставляет меня испытывать глубокие инсайты. Сразу вспоминается радиоприемник отца, прикрепленный к рулю велосипеда, на котором мы ездили из дома на дачу. Сейчас я уже редко слушаю радио.
«Сююмбике»
Основой для трека стала композиция Олега Лундстрема «Легенда о Сююмбике». Я познакомился с ней в юности, работая в 2011 году в филармоническом джаз-оркестре. Тогда я впервые услышал ее на репетиции в живом исполнении нашего оркестра.
«Идел»
Инструмент, похожий на колокольчик, и есть сэмпл татарской народной мелодии «Айтуган көе», сохранившейся на медной пластинке. Ее нам любезно предоставил Ильяс Гафаров после нашего первого выступления на онлайн-концерте «Адаптация», посвященном сбору средств для поддержки медработников.
Помимо варгана, который по моей случайной просьбе записал сосед по квартире Айрат Садыков, еще звучат живые ударные, гитары и синтезатор Moog. В данном случае хотелось постпанковых и краут-роковых настроений, на что меня и вдохновил электронный музыкант Ульрих Шнаус.
Limb's House
На медиаобложке тот самый дом, где обитал Ваня Лимб со своим незаурядным набором музыкальных инструментов, среди которых было даже немецкое фортепиано конца XIX века. Именно на этом фортепиано держится основной рифф Limb's House. Также в записи мы использовали советскую слайд-гитару Вани и луп с аудиокассеты. Ваня отрезал кусочек пленки и склеил его на кассете таким образом, что у нас получилась зацикленная петля. Вместе с фортепиано они стали основой трека. Спустя два месяца Ваня и его девушка Яна собрались переезжать в Москву, а я с удовольствием принял предложение переехать в их уютную квартиру на Право-Булачной, 37. Там же на немецком фортепиано я записал идею к Radio Groove.
«Марш 2020»
«Марш Красной Армии», сочиненный Сайдашевым, вызывает у меня не менее глубокие ощущения, чем мелодия «Татар радиосы». Это воспоминания из самого раннего детства — о дороге на вокзал. По прибытии в Казань только выходишь из поезда, и этот марш навевает дух Родины. Надеюсь, родственники величайшего композитора в истории Татарстана приятно обрадуются такой интерпретации.
«Татарская плясовая»
Во время «Татарской плясовой» звучит голос Солеймана Йосыпова. Из этой же песни «Кондырак болыннары» позаимствованы сэмплы баяна. Во время работы над «Плясовой» мною двигало желание поработать именно с мелодией баяна в быстром темпе. УНИКС для иллюстрации выбрали, конечно же, из-за своего клубного прошлого. К тому же он вписывался в нашу древнеисторическо-советско-модерновую направленность зданий.
Dub Cult
На обложке использовали здание НКЦ. Сюда в детстве во время новогодних праздников мы ходили всей семьей кататься с горы на ледянках. Сэмплы взяли из народной мелодии «Зәңгәр күз», так же, как в «Идел», с медной пластинки. В этом случае захотелось отдать должное пристрастию к ямайским музыкальным жанрам, что и повлияло на содержание трека и его название. Dub Cult созвучно Tat Cult — фестивалю, в котором мы участвовали тем самым летом 2020-го (альбом создавали на самоизоляции в 2020 году. — Прим. «Инде»).
Old Tatar Settlement
В начале слышна запись с диктофона музыканта Булата Абдуллина (AB). В этот момент он спускался пешком по лестнице из моей квартиры в доме на Татарстане, 7, и встретил радужного соседа — дирижера народного ансамбля песни и танца, дядю Рашида. Далее слышны мои шаги (вслед за Булатом), переходящие в прямой кик самого трека. Спустя три года Булат пришел ко мне с этим прекрасным исходником. Здание швейной фабрики на обложке тоже неслучайно — в 2017 году я постоянно видел его из своего окна, выходящего на перекресток улиц Тукая и Татарстан.
Asia
Идея записать азан появилась в момент наших с Надей летних прогулок по центру. Мы не только гуляли, но и записывали на диктофон характерные для города звуки. Азан мы записали на диктофон, стоя под минаретом Султановской мечети.
По счастливой случайности Рома Алексеев из музыкальной семьи, его мама Миляуша Амировна уже достаточно давно руководит Государственным хором РТ. Это и натолкнуло на мысль интегрировать ее ансамбль в наш трек. Мы получили согласие, а работать с дорожками записанного живого хора оказалось огромным удовольствием и большой честью для нас.
«Хәерле иртә»
Основа — «Кудрявые ивы» Рустема Яхина. Честно, не могу сказать, чей голос звучит в этой версии произведения, но сначала я был уверен , что это голос Альфии Авзаловой. Кстати, лично знаком с ее дочерью Зульфией — добродушным человеком и прекрасной певицей. Надеюсь в ближайшем будущем поработать и с материалом из богатого музыкального наследия Авзаловой.
С 2016-го по 2018 год я жил в районе Старо-Татарской слободы, и именно залитый солнечным светом театр Камала ассоциируется у меня с теплым утром в любимом городе. Отсюда и медиаобложка.
Фото предоставлены собеседником