Burger
Не как Тарантино: 
3 вольных вестерна
опубликовано — 23.01.2016
logo

Не как Тарантино: 3 вольных вестерна

Немцы в Клондайке, каннибалы в Техасе и англичане в Австралии: каким может быть вестерн — в обзоре колумниста «Инде» Алмаза Загрутдинова

Фильм «Омерзительная восьмёрка», как и другие картины Квентина Тарантино после дилогии «Убить Билла», получил от критиков вердикт «Тарантино уже не тот» и вновь, как и «Джанго освобождённый», актуализировал разговоры о судьбе вестерна в современном кино. Колумнист «Инде» Алмаз Загрутдинов вспоминает ещё три современных вестерна, доказывающих, что возможности жанра до сих пор столь же обширны, как и просторы Нового Света в глазах первых поселенцев Северной Америки.

1. «Золото»

реж. Томас Арслан, 2013

Томас Арслан, наряду с Ангелой Шанелек и Кристианом Петцольдом, является одним из трёх режиссёров, с которых началось понятие «берлинской школы», возникшей на рубеже 2000-х вокруг Немецкой академии кино и телевидения в Берлине. Движение не имеет манифестов и догм, но характеризуется установкой на реализм и документальность и стремлением отобразить актуальное состояние самой благополучной европейской страны — Германии. Их герои — обитатели стерильных пространств, столкнувшиеся с пустотой повседневности и ищущие контакта с чуждым миром.

В 2013 году Томас Арслан снял вестерн «Золото» о группе немцев, отправившихся на поиски золота в Клондайк. В пространство американского жанра Арслан вошёл неспешными шагами бывалого европейского режиссёра. Его герои немногословны, неудачливы и довольно скоро теряют себя и смысл похода. Фильм демонстративно не ставит вопросов, но остаётся открытым для интерпретаций. Отец Томаса Арслана выходец из Турции, поэтому историю можно воспринимать как аллегорию современной Европы, становящейся Новым Светом для потоков нелегальных мигрантов. Фильм можно воспринимать и как попытку вернуть жизнь настоящим героям фронтира, погребённым авантюрным массовым кинематографом. «Золото» же выглядит как путеводитель без указателей, поэтому героям остаётся только блуждать по североамериканским лесам безо всякой надежды на получение грин-карты.

Трейлер

P.S. Прочесть о кинематографе Томаса Арслана и других режиссёров «берлинской школы» можно здесь.

2. «Костяной томагавк»

реж. С. Крейг Залер, 2015

Самый диковинный фильм 2015 года, формально являющийся смесью вестерна и хоррора. По сюжету четверо мужчин отправляются в отдалённые земли Дикого Запада, чтобы спасти группу пленных из пещер зловещего племени индейцев-каннибалов. Несмотря на многообещающую завязку, фильм оказывается хитрее зрительских ожиданий. Режиссёр С. Крейг Залер, оказавшись между двумя жёстко регламентированными жанрами, легко пренебрегает обоими, выбирая собственный путь. Вестерну в «Костяном томагавке» повезло больше, и мотив борьбы цивилизованной западной мысли с дикостью местных прослеживается однозначно. С хоррором сложнее, потому что ожидаемый каннибальский треш появляется только в самых последних кадрах. Остальное время за напряжение в фильме отвечает герой Патрика Уилсона, который, несмотря на сломанную ногу, в слепом героизме ринулся спасать жену. Из этого рождается хичкоковский саспенс (как если бы Джеймс Стюарт из «Окна во двор» пошёл на помощь к Грейс Келли), умноженный на страдания тела, которому в фильме достаётся и без участия индейцев. В финале режиссёр однозначно ставит крест на традиционных патриархальных культурах, отдавая предпочтение цивилизации, воплощённой в фильме группой выживших, каждый из которых представляет определённое общественное меньшинство.

Трейлер

P.S. Посмотреть фильм можно здесь.

3. «Предложение»

реж. Джон Хиллкоут, 2005

Австралийский вестерн по сценарию Ника Кейва от режиссёра Джона Хиллкоута, известного по фильмам «Самый пьяный округ в мире» и «Дорога». Маленький город терроризирует заядлый преступник Артур Бернс. Местный «шериф», капитан Стивенс, не придумывает ничего лучше чем взять в заложники двух его братьев и шантажом заставить третьего брата пойти на охоту за Артуром. Жанрообразующим конфликтом вестерна является противостояние цивилизации и дикости, человека и природы, в котором бравые ковбои с лицами Джонов Уэйнов противостояли, захватывали, одолевали бескрайний Дикий Запад, чья дикость олицетворялась неперсонализированной воинственной толпой апачей. Но в Австралии нет сил, сопоставимых с аборигенами Северной Америки, зато есть колоритный естественный экстерьер, поэтому в «Предложении» сама природа во всей её мистической полноте становится главным антигероем. С ней невозможно справиться, ей можно лишь подчиниться. Сопротивление в Австралии — неверная стратегия выживания, и самый плоский, жаркий и сухой континент разбросает в бескрайнем красном пространстве основу человеческой цивилизации — семью, уничтожит чужеродные для этого места элементы (героиня Эмили Уотсон безуспешно пытается разбить английский садик и отпраздновать Рождество). Эту мудрость усвоили австралийские аборигены, которые в фильме — чистейшие дети цветов. А европейцы привычно становятся жертвами собственного самодовольства.

Трейлер

P.S. Интервью Джона Хиллкоута для Rolling Stone, где он рассказывает о фильме «Самый пьяный округ в мире» и совместной работе с Ником Кейвом.

Фото: vokrug.tv, torrent-serial.com, film.ru, kinowar.com