Burger
Как NFT меняет искусство и позволяет на этом заработать? Казанские художники, музыкант и бар-менеджер рассказывают о своем опыте
опубликовано — 04.02.2022
logo

Как NFT меняет искусство и позволяет на этом заработать? Казанские художники, музыкант и бар-менеджер рассказывают о своем опыте

Новое слово и спекуляции

Эксперименты с NFT начались еще в 2010–2013 годах, в 2017-м технология уже стала обсуждаемой и более массовой. NFT — аббревиатура от non-fungible token и переводится как «невзаимозаменяемый токен». С его помощью можно продать что-то в виртуальном мире: текст, 3D-модель, музыку или, чаще всего, объекты цифрового или оцифрованного искусства. Информацию о новом собственнике объекта невозможно удалить или заменить — регистрация на некое право собственности находится в блокчейне (распределенная база данных, которая содержит информацию обо всех транзакциях участников системы, каждый блок связан с предыдущим, поэтому при замене одного из них разрушится вся цепочка). К NFT относятся по-разному: кто-то считает это мыльным пузырем, который скоро лопнет, кто-то — новыми возможностями. А компании продолжают осваивать блокчейн-платформы: например, челнинский футбольный клуб «КАМАЗ» запустил в продажу NFT-коллекцию карточек футбольных форм прошлых сезонов, а Эрмитаж заработал 444,5 тысячи долларов от продажи картин из коллекции музея в виде невзаимозаменяемых токенов. «Инде» спросил у художника, музыканта, тату-мастера и 3D-артиста из Казани, как технология изменит искусство, зачем они изучают эту тему и что делать для погружения в нее.


Александр Иванов

3D-артист

Об NFT я узнал несколько месяцев назад просто через интернет и даже не хотел разбираться в этом — подумал, что очередная новая тема, в которую я не успею запрыгнуть (как с биткоином и прочим). Мне скинули видео на YouTube про российских digital-художников (Pokras Lampas, Brickspacer), которые как раз и продвигают NFT у нас в стране, — сообщество NFT Bastards. Стало интересно, я понял, что с развитием метавселенной художники и их искусство станут более востребованными и многие смогут монетизировать творчество. Это по сути тот же аукцион, как в реальном мире, только в цифровом. И я точно уверен, что NFT не лопнет как мыльный пузырь.

Сейчас самому уже сложно «залететь» в топы — чтобы работы сразу покупали, тем более на многих платформах большая комиссия за размещение вашего проекта. Я бы порекомендовал участвовать в коллаборациях, конкурсах. Это поможет и продвинуться в мире искусства. Лично я участвовал в коллаборации от создателей фильма «Майор Гром: Чумной доктор» и NFT Bastards: сольные работы с этой движухи выставили на Binance и продали на аукционе. Моя работа продалась за 300 долларов, плюс скоро будет выставлено общее полотно — от 110 художников!

Моя основная деятельность — это Gamedev (разработка компьютерных игр. — Прим. «Инде»), 3D-модели. NFT я рассматриваю больше как дополнение к заработку — и в коллаборации с другими художниками, потому что для создания чего-то крутого только моих навыков не всегда хватает. Мы с друзьями стараемся участвовать в конкурсах, и это нереально прокачивает: приходится изучать новые программы, вдохновляться классикой, смотреть на других авторов. Не каждый художник является CG-дженералистом, в идеале можно собраться с командой и устроить мозговой штурм, из этого обязательно получится что-то самородное.

Думаю, успешность проекта зависит от хайповости той или иной темы — сейчас популярны аватары в виде обезьян (даже Eminem и другие звезды покупают NFT) — и общей крутости полотна.

Считаю, что технологии за последнее время очень сильно развились, и с приходом метавселенной главное не забывать, что мы живем в реальном мире. NFT дал сильный буст многим художникам и не только. Сейчас многие компании, например Adidas или Nike, создают свои NFT-объекты, даже появляются рестораны на основе токенов.

Митя Бурмистров

музыкант

Об NFT я узнал из новостей про продажи Граймс (певица заработала 5,8 миллиона долларов почти за 20 минут, продав коллекцию произведений цифрового искусства WarNymph. — Прим. «Инде») — увидел цифры, ошалел и несколько дней пытался разобраться, что вообще происходит. Естественно, меня зацепила возможность музыкантам заработать, и я захотел попробовать. Для начала советую зайти в телеграм-чатик NFT Bastards и подготовиться к тому, что вы будете жить в «Твиттере». В апреле прошлого года я продал за 0,67 ETH (Ethereum — криптовалюта. — Прим. «Инде») одну свою работу — вирусное видео 2010 года, и это через неделю после погружения в мир NFT. Мы ехали на поезде в Москву на концерт «Черного государя» без интернета и забот, и тогда начались самые волнительные первые торги. Потом загрузил еще одну серию из двух частей своего 360-градусного клипа (вот первая часть, а вот вторая. — Прим. «Инде»), но они до сих пор висят, так как я уехал на Алтай снимать сериал и на все забил на месяц. Обратно в мир цифрового искусства пока так и не вернулся. В целом хотелось бы, чтобы NFT был финансовым и социальным спутником по жизни, но сейчас это всего лишь курортный роман.

Я не знаю, как продавать свои работы на блокчейн-платформе, — просто гружу свои видео. Кстати, как-то даже начал выпускать NFT-джемы, чтобы привлечь внимание к моим работам. Теперь это кажется смешным.

Технологии уже повлияли на мир искусства, я вижу много перспектив для артистов — например, продажа частей прав или процентов со стримов своих новых песен фанатам. Но и вопросов к происходящему остается много, один из главных: а не пузырь ли это?

Валентина Евдокимова

художница, тату-мастер

Мы с Азимом узнали об NFT еще в первый бум — было много идей распространить какие-нибудь арты, но на платформе OpenSea действовала огромная комиссия для тех, кто хочет выложить свои цифровые объекты. Позже для рядовых криптоартистов появилась возможность не платить комиссию в сети Polygon, и мы начали действовать. Нас двое: я рисую, Азим занимается всем, что касается появления артов на блокчейн-платформе. Мне, как художнику, всегда мало пространства для творчества, ищу новые классные темы, экспериментирую. Сначала между нами произошел диалог: «NFT? А там много разного? Что выкладывают? А пирожки татарские есть там? Нет? Сделаем. Без них никуда». На такой забавной волне я стала рисовать коллекцию в свободные от основного занятия дни. Пока мы в тестовом режиме запустили три наших арта на тему татарской кухни, планируем пополнять коллекцию. Хотим нарисовать еще одну, но пока не можем сказать, что это будет. NFT для нас интересный экспириенс.

Азим Габдулхаков

бар-менеджер

Тему изучали сами — в интернете полно информации и вся она в открытом доступе. Погрузиться сложно будет тем, кто ничего не понимает в криптомире и блокчейнах, но разобраться можно. Для начала нужен криптокошелек (самый распространенный — это Metamask). Логиниться на сайтах Web 3.0 нужно как раз через него, там нет стандартного ввода пароля и логина, поэтому наличие кошелька очень важно. Коннектим кошелек к платформам, на которых будут продаваться ваши арты, и выставляем на продажу. Большую роль играет огласка артов — если есть просмотры, их обязательно заметят. Некоторые художники покупают самые простые картины лишь потому, что те подходят к их коллекции по цветовой гамме: если вам удастся попасть в цвет, можно успешно продать криптоарт за 0,1 ETH.

Я думаю, нужна достаточно большая фан-база — чем больше люди говорят об арте, тем интереснее проект. Многие думают: зачем мне покупать права на ваш криптоарт за 200 тысяч долларов, если я могу просто скопировать и сохранить на устройство, распечатать или выложить в соцсетях? Да пожалуйста, таким образом об этом криптоарте узнают многие, а кто-то, возможно, и захочет приобрести себе в коллекцию. NFT дал миру ценность диджитал-арта — раньше CG-художник выполнял ряд клиентских задач, сейчас у него есть рост осознания себя как CG-артиста. В искусстве стало намного больше экспериментов, смелости, свободы, появились молодые авторы, готовые работать, пробовать новое, искать свой стиль. Это значительно меняет язык идей и развивает искусство в целом. Можно сказать, на наших глазах случилась очередная революция, появился новый жанр, который имеет громадный творческий потенциал. Мы все живем в эпоху Web 3.0, кому, как не нам, это изучать?

Лев Переулков

художник

Я заинтересовался NFT в конце января 2021 года, когда русский художник Brickspacer продал работу за 5200 долларов. Потом он запустил телеграм-канал NFT Bastards. Оттуда я узнал технические детали: как создаются невзаимозаменяемые токены и где их размещают. Стало интересно — это выглядело как нечто новое в интернете. Я хорошо отношусь к криптовалютам и децентрализации, так что концепция мне знакома. Если знать, как работает блокчейн, понять суть NFT легко.

NFT — это уникальный токен, в который можно зашифровать ссылку на объект в интернете. Вы платите деньги участникам сети, чтобы они создали его с помощью вычислений, публикуете на площадке вместе с работой. После этого можно продать цифровой контент вместе с токеном. Приведу аналогию. Представьте, что NFT — бирка с номером в огромной библиотеке. Она ничего не дает и не копирует объект, но ее можно продать как символ владения. Особенность здесь в том, что все происходит в блокчейне — децентрализованной сети. Токен не заберут банки или государство (если только они не украдут пароль). То, что вы владелец, легко доказать через кошелек — он никуда не исчезнет. Начать просто: найти площадку, привязать к ней кошелек (Metamask или WalletConnect), выложить работу за деньги, все. Дальше начинаются нюансы. Есть места, куда пускают только по приглашению (Foundation, SuperRare), а есть такие, где никакого ценза нет (Rarible).

Тем, кто интересуется, я бы посоветовал статьи из телеграм-канала NFT Bastards. В одном ответе не пересказать, что и как делать: нужен особый криптокошелек, а за публикацию автор платит gas fee, потому что каждая операция в блокчейне стоит денег. Здесь надо быть осторожным, ведь шансы на продажи не так высоки, как кажется. Так что я бы не советовал залезать в эту сферу, пока не разберетесь с ней досконально. NFT-рынок спекулятивен и специфичен: хорошие художники остаются в тени, а люди до сих пор скупают что-то крайне далекое от искусства. Если и пробовать, то когда есть лишние деньги. Популярны коллекционки — однотипные работы с каким-нибудь персонажем или объектом, которые напоминают что-то в духе фишек из 1990-х. Художник или группа авторов штампует их, громко анонсирует, а затем люди скупают. Особой художественной ценности в этом мало.

Еще на крипторынке выставляют анимации, мемы, что-то странное и кислотное. Может быть, вы слышали о продаже Nyan Cat за 300 ETH (примерно 58 миллионов рублей). Были и другие вирусные картинки из 2000-х, даже очки Deal With It или Disaster Girl — тот снимок девочки на фоне горящего дома. Успех еще зависит от продвижения — лучше иметь подписчиков в «Твиттере», где сидит больше всего коллекционеров. Сейчас, когда платформа анонсировала NFT-аватары шестиугольной формы, это еще важнее.

Пока трудно сказать, что изменится, но влияние уже есть: на SuperRare выкладывались AES+F, легенды русского современного искусства, а на обычном аукционе Christie's продали коллаж из работ цифрового художника Beeple. Возможно, галереи начнут почаще смотреть в сторону интернета, и появится больше способов монетизации у тех, кто создает мемы.

Для меня NFT-объекты далеки от искусства. Тут есть глобальное различие: арт-рынок консервативен и элитарен, поэтому там есть кураторы, сильные институты и ценз. Имеет значение даже история работы — ее провенанс, так что галереи иногда запрещают спекулировать и перепродавать картину сразу же после сделки. Всего этого нет у крипторынка. Работу могут купить и через день продать, хотя у автора, бывает, нет выставочной истории. В итоге ценник никак не подкреплен символической стоимостью. Посмотрите на коллекционки с криптопанками, гуманоидами, котами, масками, обезьянами, ронинами, верблюдами, коровами, гориллами — звучит как шизофазия. В них больше тысячи иллюстраций, где меняются только детали, а самые успешные продаются за сотни тысяч долларов. Это не искусство, а спекуляция — и, к сожалению, норма для NFT-рынка.

Я ради интереса выкладывал работу на Foundation — продать не получилось. Честно говоря, я ее даже не продвигал (да и не хотелось). Все-таки сейчас крипторынок лучше работает с громкими и коллекционными проектами, где автор тратит время на рекламу и распространение, поэтому я себя там не вижу.

Думаю, правы обе стороны: и те, кто не считает NFT-рынок мыльным пузырем, и те, кто согласен с противоположным мнением. Я считаю, что NFT-рынок ждет история в духе кризиса доткомов. Инвесторы сверхоптимистичны, стартапы множатся, но за этим пока мало практической пользы. Эта польза может появиться в будущем, потому что токены удобны для цифрового владения, но все зависит от поведения корпораций и пользователей. Если в соцсети и виртуальные реальности (VR Chat, Rec Room или проект Meta) встроят NFT, то появится смысл покупать токены не только для спекуляции. Это будет выглядеть, наверное, как скины в игре — люди и сегодня тратят деньги на стикеры и неосязаемую атрибутику. Вопрос копий и оригинала как бы уже давно закрыл постмодернизм. Не так важно, сколько времени потратил художник на работу, важно, сколько она стоит в глазах общества. Я могу хлопнуть в ладоши на площади, а затем придать этому жесту символическую стоимость, если об этом напишут десятки изданий.

Проблема с NFT в другом. Вот есть «Комедиант» художника Маурицио Каттелана — приклеенный скотчем банан к стене. Эту работу покупали за 120 тысяч долларов, такую же копию — за ту же сумму, а затем еще раз по другой цене. Тогда в интернете шутили над современным искусством, но банан все равно ценен с точки зрения культуры: Каттелан давно заработал себе имя, о его жесте писали журналисты, а кураторы и прочие авторитетные ребята похвалили работу. Стоимость не упадет, потому что через десять лет об этом не забудут. Наблюдателю кажется, что это глупость, но за бананом стоит история — как за первым автомобилем или смартфоном.

У NFT-проектов истории нет. Криптопанки — как одни из первых коллекционных объектов — наверняка вырастут в цене, но не все аналоги повторят такой успех. Сейчас на них есть спрос, но спекулятивный: купить, а потом продать дороже — когда-нибудь это закончится.