Burger
«Космос» в MOÑ: исследование памяти и свободы в экспериментальных постановках из Тюмени
опубликовано — 23.08.2022
logo

«Космос» в MOÑ: исследование памяти и свободы в экспериментальных постановках из Тюмени

Инвентаризация воспоминаний и утилизация стереотипов

18-го и 19 августа, незадолго до открытия нового сезона, в MOÑ с гастролями приехал молодежный театр «Космос». Тюменская площадка открыта для начинающих авторов. За пять лет театральный центр создал и спродюсировал работы в таких экспериментальных жанрах, как аудиопроменад, спектакль-разговор, чат-бот-перформанс и даже ASMR-спектакль. «Инде» рассказывает, о чем постановки «Аэлита. Инвентаризация» и The Wall, что общего между женщиной и андроидом и как современный театр обходится без актеров.

«Аэлита. Инвентаризация»: артефакты в дневнике и отец в центре всего

Первой театральный центр «Космос» показал казанским зрителям «Аэлиту. Инвентаризацию». Это автофикшен-спектакль Карины Бесолти, основой которого стали жизненные истории и воспоминания авторки Аэлиты Садретдиновой. Она не летала в космос, не участвовала в Олимпиаде и пока не стала первой в России женщиной-президентом. Аэлита отважилась рассказать о собственной жизни в малейших подробностях незнакомым людям.

Для этого был выбран камерный формат: спектакль рассчитан всего на пятерых зрителей. Каждый из пришедших садится в кресло и видит перед собой столик с блокнотом, тыквенными семечками, стаканом капучино, ручкой, карандашом и шоколадкой. На предметах приклеены стикеры с комментариями вроде «это тыквенные семечки, их любил мой папа, угощайся :)» или «съешь меня». Попробовав шоколадку и выпив капучино, вы не изменитесь в размерах, но настроитесь на интимное повествование.

Важно, что история озвучена самой Аэлитой, а также ее мамой и дочерьми. Но нить рассказа из-за этого не теряется, а минималистичный саунд-дизайн и наушники создают впечатление, что вы — единственный слушатель.

Внутри блокнотов собраны вещи и записи Аэлиты. Первая же страница напоминает нам, что это дневник не девочки, а женщины, которой «40 прекрасных лет». Отправной точкой инвентаризации становится пропавшая с орденами форма Ильгиза — покойного отца Аэлиты. Боясь, что он и воспоминания о нем так же бесследно исчезнут, женщина решает провести эксперимент. Аэлита собирает личные артефакты, вспоминает связанные с ними периоды жизни и рефлексирует на разные темы.

К примеру, в дневник вклеены недоделанная вышивка и табличка с правилами так и не выученного английского языка. Это артефакты из серии «Кладбище нереализованных задач». Среди массы удостоверений Аэлита находит паспорта бабушки и дедушки. Из них она узнает, что бабушка по документам Дабира, а не Зоя, как ее всегда называли родные.

Стикеры-закладки с надписями Go, Come on, Well done, It’s ok разделяют артефакты и слегка приободряют, ведь не всегда от соприкосновения с чужой жизнью может быть «окей». Безусловно, в болезненные моменты проживания «Аэлиты» хочется отстраниться. Тем ценнее действия на страницах дневника, к которым призывает голос героини.

Вы можете нарисовать косички на полях или взять с собой рецепт прозрачного варенья из яблочных долек. Более того, в конце можно найти отзывы других зрителей о спектакле — от сентиментального «Как это больно — жить, любить, чувствовать» до трогательного «Поеду поцелую папу». Все-таки фигура отца, присутствующего только на фото и в воспоминаниях, становится центральной в постановке.

The Wall: с приветом от Ю-54 из «прекрасного далека»

The Wall Рината Ташимова заявлен как инсталляция, но это отсылка к первоначальному замыслу. Таким проект задумывался во время лаборатории «Архивация нас». До зрителей он уже дошел в качестве спектакля, где так же, как и в «Аэлите. Инвентаризации», нет актеров, зато есть футуристическая история робота-мусульманки.

С одной стороны, это рассказ вымышленного персонажа, андроида Мадины Ю-54. С другой, у спектакля есть подлинная основа. Авторка проекта Мадина Омарова родилась в мусульманской семье. По мере взросления она сталкивалась с противоречиями в поведении религиозных людей и тех вещей, что проповедует ислам.

«Проблема некоторых стран в том, что люди часто путают традиции и религию. Возникают неправильные интерпретации. Религия — тоже наука, которую надо изучать, есть множество священных писаний. Я считаю, что каждый человек, приходящий в религию, должен изучать ее сам», — рассказала Мадина Омарова «Инде».

До начала спектакля зрители получают черные мусорные пакеты, тканевые хозяйственные перчатки и 12 порядковых номеров. Столько же ячеек на полу в зале, в каждой размещены металлические предметы и листы бумаги. В этот раз голос вещает для всех и вызывает вас в центр согласно номеру.

Стальной голос слегка давит, но шутка «возьмите с собой пакет, не шуршите» разряжает обстановку. В отличие от ведущего, указаниям которого приходится следовать, у Мадины Ю-54 нет голоса. Она общается с нами текстом, появляющимся на экране. Так мы узнаем, что андроид создана в будущем, где человечеству удалось достичь равноправия. Утопия рушится по ходу спектакля, когда выясняется, что людская свобода оборачивается несвободой для андроидов.

В 2622 году наступает будущее, в котором почти побеждают домашнее насилие. Почему «почти»? Потому что, пока Ю-54 работала няней в семье, отец подопечного выломал ей кулер материнской платы. Мужчину оштрафовали, а Ю-54 починили. Но андроид продолжила работать в этой семье еще четыре года… Позже мы узнаем, что психологическое насилие над андроидами также частое явление.

Хоть у робота нет дневника, как у Аэлиты, но каждая ячейка открывает для зрителей один из эпизодов ее жизни. В будущем андроиды вправе выбирать вероисповедание и гендерную идентичность, так Ю-54 стала мусульманкой и женщиной. Правда, если люди могут сами решать, покрывать им голову или нет, то героиня спектакля лишена такой возможности — ее создали без головы.

Параллельно с историей Ю-54 развеиваются мифы об исламе. К примеру, Коран не предписывает женщине ходить в платке. Кроме того, мусульмане, независимо от пола, должны быть грамотными и образованными. Также в спектакле опровергается ошибочное убеждение в том, что женское обрезание имеет отношение к исламу.

The Wall становится как церемонией прощания с Ю-54, так и утилизацией стереотипов об исламе. Конец спектакля обрушивается на зрителей с той же силой, что гидравлический пресс на металл. Но приходится покинуть зал, как того просит стальной голос ведущего.

Двухдневные гастроли «Космоса» завершились, теперь посмотреть спектакли можно в Тюмени. А пока вы успеваете на августовские и сентябрьские постановки в MOÑ.

Обложка и фото предоставлены организаторами